Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевая концепция личности. Понятие социального статуса. Социальные роли и статусы. Ролевой и статусный набор. Социально-ролевой конфликт. Несовпадение статусов




Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, которые совпадают с жизненными циклами.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения - десоциализация.

Этап обучения новым ценностям, ролям и правилам поведения взамен старых - ресоциализация.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека, начиная от мелких изменений до профессиональной переподготовки.

Десоциализация и ресоциализация - это две стороны одного процесса социализации.
Иногда человек попадает в такие экстремальные ситуации, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной и не способна в таком случае восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Тогда десоциализация может стать столь
глубокой, что окажутся разрушенными нравственные основы личности и позитивная ресоциализация уже не поможет. С такими ситуациями могут столкнуться те, кто попал в колонию, тюрьму и другие экстремальные условия.

В современном обществе нередко возникает ситуация, когда человек сознательно участвует в культурных различных традициях. Такая ситуация возникает в периоды миграции населения, в процессах мо­дернизации, когда человек определенной культуры должен осваивать и ориентироваться на чужие культурные ценности, образ жизни, стиль мышления. Такая личность называется маргинальной, а состояние маргинальности, порождающее такой тип личности, делает человека эклектическим собранием различных, часто трагически несовместимых ролей, приводит к деперсонализации, психологической расщепленности, «расколотому» типу личности.

 

Она возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX века и получила широкое распространение в различных социальных течениях. Категория роль впервые была использована американским социологом Дж. Мидом в 1934 году, а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Т. Парсонс и его последователи рассматривали личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. В реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и социальные отношения и вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивы. Возникает необходимость в таком механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своей личности, целостность своего «Я», то есть остаться самим собой и находить свое место не только в отдельной группе, но и в жизни в целом. Личность может использовать ролевое поведение как инструмент приспособления, адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня:

1) периферийные атрибуты роли, то есть такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружающими, ни на ее эффективность; пример – гражданское состояние учителя или инженера не влияет на восприятие его окружающими.

2) такие атрибуты роли, которые влияют как на ее восприятие, так и на ее эффективность; (слабое здоровье спортсмена, длинные волосы хиппи – атрибут хиппи).

3) атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Личность формируется на основе многих взаимодействий людей с окружающим
миром. В результате люди создают свое зеркальное «Я», составленное из трех элементов:

- того, как нас воспринимают другие;

- того, как люди реагируют на то, что они видят в нас;

- того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Это теория Чарльза Кули, важное значение придается нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.