Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль как форма общественного сознания

Структура духовной сферы жизни общества

Понятие духовной сферы жизни общества.

Духовная сфера жизни общества. Мораль, справедливость и право как регулятор общественной жизнедеятельности

ПЛАН:

1. Понятие духовной сферы жизни общества в истории философской мысли. Духовная сфера жизни общества – это сторона общественной жизни, связанная с удовлетворением познавательных, нравственных, эстетических, религиозных потребностей. Духовная сфера жизни общества соотносится с таким понятием как духовность, именно духовность отличает человека от других живых существ. Духовность в человеческом обществе возникла еще на заре его исторического становления и присутствует в нем в качестве жизнеутверждающего идеала. Представить процесс эволюционного движения общества вне духовности, а человека без духовных качеств, духовных целей, состояний и активности невозможно. Именно духовность является механизмом смысла жизни и гарантом сохранения рода человеческого. Духовность человека сравнивают с горящим светильником, который озаряет внутренний мир людей и облегчает им поиск пути в самых разных ситуациях. Как образно заметил Н.А.Бердяев (1874-1948), без духовности «нельзя нести жертвы и совершать подвиги»[70].

Философский анализ понятия духовность дает возможность проследить отраженные в работах мыслителей прошлого становление понятия духовная сфера жизни общества.

Первым философом, которого стали интересовать вопросы духовности, по мнению А.Ф.Лосева, был Сократ (469-399 гг. до н.э.).

Сократ напрямую связывал душу с сущностью человека. Под душой он понимал и мыслящую активность, и разум человека, и нравственно ориентированное поведение. Философия Сократа основана на принципах познания, самопознания. Реализация «истинных», «правильных» знаний ведет к добродетели. Бездуховность, безнравственность возникают по причине того, что люди не знают, что есть добро, и что есть зло. Именно незнание толкает человека в «животное» (бездуховное) существование. Дух неотделим от знания, и задача состоит в том, чтобы это знание человеку дать.

Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) также пытался отделить духовное состояние индивида от «чувственных наслаждений». Он первый в истории философии ставит вопрос о соотношении духа и материи и рассматривает его с разных позиций:

«Душа возникла у нас раньше тела… так что властвует душа, а тело, по сути, должно находиться у нее в подчинении» (Платон. Диалоги. – М., 1999. – С. 420).

Вслед за Пифагором, представляющим душу как начало, воплощающее гармонию частей тела, Платон полагал, что основа души – любовь и гармония.

В целом для эпохи античности характерно разделение между практикой и духовной жизнью, которое обусловливает доминирование искусства среди других форм духовности.

Исследование духовности в эпоху средневековья в работах «отцов церкви» Августина Аврелия (354 - 430) и Фомы Аквинского (1225 или 1227-1274 гг.) проходит на фоне «открытия» феномена личности, носившего теологический характер. Средневековая мысль выводит индивида из природы, «поднимая» его до «царя» земной природы. Созданный «по облику и подобию божьему» человек не может быть похож ни на кого другого.

Ценности христианства составляют основу духовной жизни, главенствуют над философией, наукой, искусством, моралью, политикой и правом. Взгляд на мир через призму религии ведет не столько к смирению, сколько к божественному совершенству. Общественное сознание направлено на божественное (духовное) в человеке, на формирование духовных основ гуманизации общества.

Постепенно сакральность духовности человека теряет свой религиозный и приобретает общекультурный смысл. Философия Возрождения не обходит религиозных проблем, выражая проблемы бытия и познания еще в теологической форме. Но она пронизана уже гуманистическим пафосом.

Отличительной чертой Нового времени выступает преобладание в общественном сознании научного стиля мышления. Наука является мерилом всех явлений и событий.

Особая роль в переосмыслении сути духовности принадлежит И. Канту (1724-1804). В практической философии И. Кант стремился найти общезначимые и необходимые эстетические законы, которые определяют поступки и жизнедеятельность людей. Он рассматривал бытие человека как продукт творческой свободы человека, его деятельности.

Кантовское понимание духовности основано на необходимости поступать «только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожертвовать, чтобы она стала общим законом», «чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». При этом сопричастность и следование общечеловеческим нормам и правилам вовсе не ведет по И. Канту к растворению, «уничтожению своей личности». Подлинно духовно развитая личность, прошедшая стадии самопознания, самоанализа, самокритики, самодисциплины, характеризуется тем, что «душевные способности воспитываются лучше всего тогда, когда человек сам делает все то, что хочет делать»[71]. Духовность, имея основной характеристикой способность самосовершенствоваться, все меньше зависит от стихийных воздействий внешней среды и уже не нуждается в жестком контроле, регулировании извне.

Согласно И. Канту, духовность личности существует потому, что личность нуждается в духовности. Личностная духовность поэтому «должна быть», даже если она и не существует сейчас в действительности. Личность не «должна» подтверждать факт существования духовности «практически»[72].

Различные аспекты духовности в таких произведениях, как «Феноменология духа» и «Наука логики», раскрыл Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Гегелевская философия – это апология духа. Абсолютный дух, по Г.Гегелю, покинув неадекватную его содержанию форму природы, стремится познать себя в истории, человеке и его духе. Человек отличается от природы тем, что он мыслящий дух. Вся «Философия духа», в принципе, и посвящена становлению мыслящего духа. Г. Гегель определяет дух как саморазвитие идеального начала, различая при этом субъективный дух – «единый в истине и реализующийся в религии, искусстве, философии».[73]

Глубокий анализ современного ему общества определил взгляды на проблему духовности К.Маркса (1818-1883). Его учение основывалось на выводе о «предметной истинности» человеческого мышления. Именно «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, потусторонность своего мышления»[74]. Личностная духовность – это единство теоретического и практического аспектов реализации духовных потенций личности. К.Маркс предполагал, что в современном ему обществе наиболее «истинным» воплощениям духовных потенций индивида соответствуют «революционные», «практически-критические» формы личностной духовности[75].

В ХХ столетии наблюдается «взрыв» интереса к проблемам духовности, который объясняется «сдвигом» смыла индивидуальной жизнедеятельности к преимущественно материальному потреблению. А потому большая группа философов, по выражению А.В. Гулыги, «идет на выручку» к прошлому, пытаясь найти в нем то, что утеряно в настоящем. [76]

Не случайным в этом контексте представляется обращение мыслителей ХХ века к «фундаментальным» характеристикам личности. Так, для основоположника персонализма Е. Мунье «набор» подобных характеристик включает следующие аспекты:

1. Выход личности за собственные границы и открытость «другому»;

2. Умение понимать другого, искать взаимного согласия;

3. Способность разделить тяготы и радость «другого»;

4. Умение быть великодушным;

5. Способность к созидающей верности другому на протяжении жизни.[77]

Предпринятый ретроспективный анализ понятия духовность как неотъемлемой части понятия духовная сфера жизни общества позволяет сделать вывод о том, что духовность понимается философами как особое возвышенно-нравственное состояние, которое ориентировано на абсолютные ценности – добро, зло, истину и т.д. и пытается реализовать их в своей предметно-целенаправленной деятельности и общении. Она проявляется в соотношении индивидуального и общественного сознания и непременно сопровождается духовным производством.

На современном этапе развития общества можно только предполагать какая из форм духовности станет преобладающей. Может быть это будет философия, а может религия или мораль, но может быть и новое экологическое сознание, основанное на ненасилии.

2. Структура духовной сферы жизни общества. Духовная сфера жизни общества включает в себя деятельность по производству и потреблению духовных ценностей, а также разнообразные формы отражения этих ценностей и отношений в сознании человека: индивидуальном и общественном сознании.

Общественное сознание – это функция общества, связанная с отражением многообразных сторон действительности социальными субъектами деятельности. Отношение человека к миру в целом получает отражение в законах науки, религиозных догматах, философских концепциях; нравственные, политические, правовые отношения – в моральных и правовых нормах, политических идеях; отношение к прекрасному – в художественных образах.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда речь идет о таких его формах, как политическое сознание, правосознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, философское сознание.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих конкретные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества. Политическое сознание отличается от других форм сознания специфическим объектом отражения (политическое бытие общества) и – соответственно – специфическим категориальным аппаратом, а также более конкретно выраженным субъектом познания. В политическом сознании общества определенное место занимают категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение власти, гражданское общество и т.д.), однако в нем превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые, циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве. Возникновение политического сознания связано с расколом общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами. Кроме того, появляются полиэтнические государства с весьма сложными отношениями как между народами, населяющими эти государства, так и не менее сложными межгосударственными отношениями.

Правосознание общества включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий и правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном отношении между людьми данного общества.

Выделяют два уровня правосознания: социально-психологический и идеологический. На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Различают общественное и индивидуальное правосознание. Общественно правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуума. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией, если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального правосознания, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовое взгляды и интересы больших социальных групп.

Право тесно связано с политикой, с государством, кроме того, право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности. Нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе.

Религиозное сознание – составная часть общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное.

Оно включает два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический) или религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, присутствующих в массе верующих, она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Религиозную идеологию и религиозную психологию объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи и являются специфическим, иллюзорным отражением действительности.

Для религиозного сознания характерны такие особенности:

· в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психологией;

· его содержанием, цементирующей основой является религиозная вера, т.е. вера в сверхъестественное;

· основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.

Содержательная сторона религиозного сознания – это религиозные потребности, представления, установки, традиции, верования и опыт, являющейся побудительной силой приобщающихся к религии людей.

Функциональную сторону религиозного сознания составляют религиозный опыт, религиозные отношения, религиозное общение и религиозная деятельность, реализующаяся в процессе богослужения, праздников, соблюдения постов, отправления молитв и других обрядов, а также в ходе взаимодействия верующих друг с другом.

Философское сознание имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Оно есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. По определению В.С. Степина, философия есть «особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих существенных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью и т.д. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических чувств, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности, с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовлетворения, радости восторга потрясения.

Эстетическое восприятие мира тесно связано прежде всего с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности – спорт, создание средств труда, предметов быта и д.т. Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений, которое входит в эстетическое сознание общества.

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеологии.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (классы, нации и т.д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой их больших групп различны, неизбежно различаются между собой и социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности и т.д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существует еще психология возрастная, профессиональная и т.д., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражая ее конкретные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выявляется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности. Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания.

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе появилось понятие менталитет, четкого определения которого еще нет. Ученые определяют менталитет как систему взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальных групп, либо как духовно-психологический облик общества. Идеология не создает в массах какие-то новые чувства, а лишь кристаллизует, осознанно оформляет их, активизируя (в зависимости от социально-классового содержания идеологии и надстройки в целом) и погашая по мере возможности другие. Таким образом, менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изучаемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и.т.д.), в то время как политические и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета.

В обществознании наряду с общественным сознанием выделяют и индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида существуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – антагонистически противореча) различные духовные пласты и элементы, связанные с воздействием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например, семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания. Таким образом, индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном сознании отражает те стороны общественного бытия, которые характерны для данной исторической эпохи и для данной общественно-исторической формации. Особенно – это отражение принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношение общественного и индивидуального сознания носят противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто, и как правило, в массе своей организовано общественным сознанием «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значение имеет социальная среда.

Таким образом, основу духовной сферой жизни общества составляет общественное сознание как система духовных способов отношения людей к миру и к самим себе. Структура общественного сознания представляет собой, во-первых, обыденное сознание – сознание, стихийно формирующееся в процессе повседневной жизни людей (общественная психология, практически знания); во-вторых, теоретическое сознание – отражение закономерностей действительности (идеология, систематизированные знания).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Муниципальная элита в системе местного самоуправления | Мораль как форма общественного сознания. В понимании морали Р.Г. Апресян[78] выделил несколько подходов и несколько уровней:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.