Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная западная социология




Возникновение социологии и классический период в ее развитии.

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.

 

Исследование жизни общества имеет длительную историю. Но только к середине ХIХ столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе. Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим, духовным развитием всего человеческого общества, особенно, европейского. Достаточно сказать, что первая половина ХIХ века – время бурного промышленного развития; фундаментальных открытий во всех областях естествознания; сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен; становления гражданского общества. На этом фоне обнаружилось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. Появилась потребность в научных (теоретических) знаниях, опирающихся на конкретные факты общественной жизни.

В социологии возникли и развивались различные теории общества. Их можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные теории, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне. Вторую составляют интерпретативные теории, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.

К основным макросоциологическим теориям относят структурный функционализм и конфликтные теории. В рамках структурного функционализма общество рассматривается как система взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно взглядам социологов-функционалистов, такие институты как государство, семья, религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы, вносящими свой вклад в функционирование всего общества.

Конфликтные теории рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные теории, различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления.

Наиболее известные интерпретативные теории – концепция социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

Сторонники теории социального действия считают, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть те значения, которые сами люди ему придают.

Представители символического интеракционизма исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу благодаря их взаимодействию с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них.

Феноменология основное внимание сосредоточивает на внутренней работе человеческого сознания – на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений.

Этнометодология делает акцент на изучении методов, используемых людьми, для воспроизводства социального мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только по тому, что члены общества сами придают ей смысл.

Разграничение социологических теорий на макро- и микро теории весьма условно. Между ними нет непреодолимой границы. Так, и в структурном функционализме, и в марксизме можно встретить элементы, характерные для концепции социального действия. В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микро теориями.

Проблема изучения общества в рамках специальной науки «социология» впервые была поставлена французским мыслителем О. Контом в середине ХIХ века. С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решать возникающие проблемы.

По Конту, новая наука «социология» должна быть позитивной. Суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все общественные явления как подчиненные естественным законам, т.е. развитие общества, его понимание подчиняется тем же законам, что и природа. Вместе с тем, Конт различал природу и общество как объекты познания. Социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.

Социологию французский ученый подразделял на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е., говоря современным языком, социальную структуру) и социальную динамику, изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Таким образом, одним из основных постулатов социологии Конта была взаимосвязь социальных элементов, частей, подразделений общества.

Вместе с тем, О.Конту не удалось четко определить предмет и метод новой науки; он абсолютизировал роль изучения отдельных социальных фактов и недооценивал значения общей теории; проводил неправомерную аналогию социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании (такая аналогия получила название «натурализм»).

Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией были представлены и развиты в трудах английского социолога Г.Спенсера. Он разделял основной взгляд Конта, что общество является своего рода организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с эволюционной теорией Дарвина, которая оказала сильное влияние на социологию. Социологи переносили на общество принципы естественного отбора и борьбы за существование.

Центральное понятие всей концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция способствует тому, что общество из бессвязного состояния переходит в определенное социальное целое.

Спенсер выделяет две фазы развития общества: военную (примитивную) и промышленную (индустриальную). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Индивид в таком обществе принудительно подчинен социальному целому. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, социальная организация становится более гибкой, а индивид становится свободным в проявлении своих потребностей и интересов. В целом Спенсер дал реальную картину исторического процесса, отражающую переход от общества с преобладанием натурального хозяйства и жесткой иерархической системой к обществу, основанному на товарном производстве и разделении труда.

Социология марксизма как теория социального развития общества, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, весьма отлична от позитивизма О.Конта и Г.Спенсера. Прежде всего, тем, что общество рассматривается как объективная саморазвивающаяся реальность, не сводимая к физической реальности или к биологическим организмам. Эта реальность развивается только по своим, присущим ей закономерностям. Источником саморазвития общества являются противоположности и конфликты, прежде всего, в способе производства материальных условий жизни. Способ производства рассматривается как совокупность производительных сил общества и производственных отношений (отношений собственности). На определенных этапах развития общества, последние из форм развития, превращаются в оковы развития производительных сил. Новые производственные отношения (и, прежде всего, тип собственности на основные средства производства) устанавливаются и утверждаются в результате социальной революции, осуществляемой прогрессивным общественным классом.

Одной из основных заслуг К.Маркса считается научный анализ современного ему капитализма. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества. Все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Для Маркса все изменения в обществах, разделенных на классы, основаны на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного социальным неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. В конечном итоге, этот антагонизм разрешается в процессе социальной революции, результат которой – возникновение бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социально-классовые конфликты как явление, необходимое для определенного этапа общественного развития и прогресса. Социология марксизма оказала значительное влияние на развитие социологических идей и на развитие мирового исторического процесса.

Особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки внес французский ученый Э.Дюркгейм. Он стремился к объяснению всех явлений общественной жизни исключительно с социологических позиций. Поэтому главным в его теории является «социологизм». С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой – собственно, способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения.

Для Дюркгейма общество (социальная реальность) – это над- индивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных людей. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые, он назвал «коллективным сознанием». Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником высших ценностей. Каждый структурный элемент общества должен выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако, функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации.

Задача социологов – отыскание зависимости социальных явлений от социальной среды, а не от психологических, экономических, географических и других факторов и условий жизни людей. Главный принцип социологии Дюркгейма – социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Согласно концепции М.Вебера причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми является элементарная частица поведения индивида в обществе – социальное действие. Действие человека обретает характер социального действия, если оно мотивировано и ориентировано на другого (других).

Общество представляет собой совокупность действующих людей, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы). Несмотря на свои индивидуальные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны и рациональны и они понимают, что их индивидуально-личностные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, а рационализация поведения становится ведущей тенденцией общественного развития.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это, прежде всего, отношения власти. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию – искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

 

В ХХ столетии в социологи возникли разнообразные теоретические направления и научные школы, подходы к исследованию различных общественных феноменов и общества как целого. Мы остановимся лишь на некоторых, наиболее значительных с нашей точки зрения направлениях: эмпирической социологии, структурном функционализме, конфликтологии, символическом интеракционизме, феноменологии, этнометодологии.

Представители эмпирической социологии (Ф. Знанецкий, У.Томас, Р.Парк, Э.Берджесс, Э. Мэйо, А.Маслоу и др.) рассматривают общество как бесконечно многообразное явление с множеством переменных. Общество не имеет, согласно эмпирической социологии, общих закономерностей, которые могут быть познаны, по той простой причине, что не подлежат эмпирической проверке и, следовательно, ложность или истинность их нельзя установить. То есть, идеология эмпиризма в социологии переносит свой взгляд на решение прикладных проблем, на установление эмпирического закона для данного случая, который может, быть зафиксирован в наблюдениях и подлежит эмпирической проверке.

Отказ от общей социологии и теории явился в высшей степени иллюзорным, так как любое социологическое исследование предполагает определенные общетеоретические принципы и взгляды на природу социокультурной жизни общества и общественных отношений. Следовательно, от точности теоретической модели, отражающей реальность, зависит качество получаемых социологических данных и их обобщение.

Построение общей социологической теории было предпринято представителем структурного функционализма, выдающимся американским социологом Т.Парсонсом. Он исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы. Поэтому первой фазой анализа является выяснение, что это за проблемы.

Парсонс выделяет четыре такие проблемы или функциональные предпосылки, которые касаются любой системы, будь то семья, предприятие или национальное государство. Во-первых, система должна уметь приспособиться к внешней среде. Это адаптивная функция (Адаптация). Во-вторых, система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это целенаправленная функция (Достижение цели). В-третьих, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью, чтобы достичь цели. Это интегративная функция (Интеграция). В-четвертых, внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения («интернализации») членами системы норм системы. Это функция сохранения порядка (Латентность). Эти основные функции соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества.

Другой американский социолог, Р.Мертон анализировал отдельные области социума при помощи «теорий среднего уровня». Построение таких теорий среднего уровня может быть осуществлено последовательной критикой наиболее широких, неоправданных обобщений предшествующего функционализма и введением новых понятий, служащих для организации и интерпретации эмпирического материала.

Ряд западных социологов (в частности, Л.А. Козер) исследуют конфликты, возможности их разрешения, условия того, чтобы конфликт приобрел интегрирующий характер. Конфликты с другими группами, как показывает этот социолог, чаще всего способствуют внутренней социальной сплоченности и обостряют требование конформности внутри группы. Даже внутренний конфликт может быть интегрирующим, пока конфликтующие стороны разделяют фундаментальные ценности, которые придают юридическую силу социальной системе. Л.А.Козер указывает на те еханизмы, которые развивает социальная система, чтобы разрешить угрожающие ей конфликты. Эти механизмы представляют собой различные институты и своды правил, которые регулируют формы конфликта (например, институт трудового права по рассмотрению конфликтов на рынке труда).

Анализ глубинных причин формирования и развития социальных конфликтов предпринял Р.Дарендорф. Прежде всего, он поставил и рассмотрел проблему интереса как фундаментальной категории социологической теории социального конфликта. Социальный конфликт непосредственно связан с интересом и, чтобы понять природу конфликта, необходимо понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами.

Содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти. Речь идет, прежде всего, о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей. Поэтому захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт. Конфликт, следовательно, не просто реальность, а норма развития социальной системы, он является органическим элементом общественной структуры. Отменять или подавлять конфликт – значит, отменять и подавлять социальные изменения.

В рамках символического интеракционизма (его теоретики - Дж.Г.Мид, Г.Блюмер, Э.Гоффман) осуществляются масштабные исследования поведения людей в общественных местах, слухов, паники, механизмов поведения толпы и больших масс людей. Изучение форм и способов межличностного взаимодействия представляется интеракционистам единственно возможным видом социологического исследования. Неудивительно, что в вопросах социального диагностирования поведения, уровня его точности, символическому интеракционизму нет равных.

Исходной точкой анализа феноменологической социологии (А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман) и этнометодологии (Г.Гарфинкель, А.Сикурел) является предположение, что мир вокруг нас есть творениенашего сознания. Конечно, внешний мир существует объективно, но для нас он начинает иметь значение только через осознание его. Мир, который мы воспринимаем (осознаем), становится миром внутри нас. Задачей социологии, поэтому является не столько постижение реального (внешнего) мира, сколько исследование путей и способов, которыми мы структурируем (создаем, конструируем) этот мир в нашем сознании.

Феноменологическая социология обращается к нашему непосредственному ежедневному опыту. Она не создает концепции общества, а останавливается на исследовании межличностного взаимодействия.

Этнометодология – изучение методов, которыми люди создают социальный порядок (например, как возникают принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми), что сближает ее с феноменологической социологией. Однако, если для феноменологии социальный порядок – это результат совместного общего знания, то для этнометодологов даже оно обладает внутренней нестабильностью, позволяющей каждый раз создавать нечто новое. Каждое продолжительное социальное взаимодействие есть создание этого «нечто», поэтому задачей исследователя становится выяснение средств и способов, которыми это достигается.

Для этнометодологии значения – ценности, нормы, верования, правила и т.д. не являются неизменными элементами ситуационного окружения действующего индивида. Они также изменяются, устанавливаются, умирают. Таким образом, мы не можем рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся». Этнометодология является теорией «социального познания», теорией способов, с помощью которых люди приходят к согласию, составляющему основу общественного существования.

Этнометодология, вскрывая глубинные аспекты социального взаимодействия, в отличие от символического интеракционизма, признает существование общества в форме перманентного создания «впечатления социального порядка». Такая точка зрения не предоставляет возможностей для рассмотрения многих общественных проблем, таких, как война, преступность, безработица и т.д. Зато внимание этнометодологии сосредоточено на другой стороне общественной жизни, а именно на проблемах повседневного общения и совместного взаимодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.