Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратификация молодежи




Социология молодежи - специальная социологическая теория, изучающая сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации вступающих в жизнь молодых людей, процессы преемственности и взаимодействия со старшими поколениями, степень, уровень и формы новаторства при решении общественных проблем.

Социология молодежи сформировалась в самостоятельную отрасль на международном социологическом конгрессе в Варне (1970 г.) Изучение социальных проблем молодежи становится одним из ведущих направлений в мировой социологической науке, особенно с конца 60 гг., после известных массовых выступлений молодежи в ряде стран. Исследованию подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, изменения в ценностных ориентациях, неформальные объединения молодежи и т.п.

Многообразие существующих теоретических концепций в исследовании молодежи определили различия в ее понимании. Все их многообразие можно свести к трем основным группам.

К первой группе относятся теории, в основе которых лежали концептуальные подходы с позиций проявления психофизических свойств и характерных черт молодого индивида. В рамках этой группы рассматриваемых теорий нет осмысления социального феномена молодежи как социальной общности. Авторы указанных концепций основное внимание уделяют основным чертам молодости, к которым относят переходность и конфликтность, присущую данному возрасту.

Вторая группа теорий молодежи рассматривает молодежь как совокупность присущих ей свойств и функций. По определению польского социолога Юзефа Халасиньского молодость - это не только природное физиологическое состояние, но и элемент культуры, социальный институт.

Третью группу теорий молодежи объединяет ведущая идея: молодежь - объект и субъект процесса преемственности и смены поколений, отмечается переход от социально-экономической к социально-культурной направленности социологии молодежи.

Таким образом, многообразие концепций молодежи характеризуют молодежь как носительницу психофизических свойств молодости, как культурную группу, как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений.

Одним из основных признаков молодежи является возраст. Возрастная стратификация отражает не только возраст, но и общественное положение, социальный статус, диапазон социальных ролей человека. В процессе развития общественных отношений хронологические рамки и содержательные признаки созревания и развития индивида изменяются. Так, ускорение физического созревания, в частности, полового, а также необходимость включения отдельных лиц в трудовую жизнь снижает "нижнюю" границу юношеского возраста до 14 лет. С другой стороны, современный этап развития экономики привел к усложнению общественно-трудовой деятельности человека, что требует увеличения сроков его обучения. К тому же удлинение периода юности вызывается необходимостью расширения сферы сознательного самоопределения человека, повышения его самостоятельности.

Развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению. В этой связи ранняя юность также имеет определенный рубеж. В целом, исследователи придерживаются возрастных границ для молодежи от 14 до 30 лет.

Классифицируя социальные проблемы молодежи по разным основаниям, социологи уделяют особое внимание ее социальным ориентациям, исследуют проблемы молодежи в контексте такого многозначного социального явления как преемственность поколений. Ж.Т.Тощенко приводит пять значений понятия "поколение".

Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. Численность демографического поколения может быть большой или малой в зависимости от уровня рождаемости, наличия военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий и т.д.

Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи. Долгое время генеалогия отвергалась, что привело к тому, что большинство семей не знают своих предков, их занятия. Представить историю семьи как историю страны было бы необычайно важно для духовно-нравственной жизнедеятельности личности.

Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Этот период приблизительно равен 20-25 годам. Следовательно, одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. Число поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни и т.д.

Хронологическое поколение функционирует в такой период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего уникальные, неповторимые события, оказавшие влияние на становление поколения.

Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с конкретным периодом истории, сделав их свидетелями и участниками революций, войн, реформ и т.д.

Каждое поколение создает устойчивую тенденцию, вызывает эмоциональную сопричастность в отношении к жизни, может разделять одни и те же переживания, интересы, цели и ценности, вкусы и предпочтения. Однако импульс перемен нередко вызывает критическое отношение нового поколения к предыдущему, подвергая насмешкам старые идеалы, ценности и символы, высвечивая ничтожность ранее провозглашенных целей и бессмысленность жизненных усилий. Равную опасность представляет как бездумное восхваление прошлого, так и его отрицание, желание "стереть" память о событиях истории, вычеркнуть их из жизни поколений, сделать историю "непредсказуемой".

Каждое поколение выступает как объект взаимодействия предыдущих поколений и как субъект перемен, инициатор нового. Молодежь как социальная группа представлена в социальной структуре общества постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на определенной стадии становления как субъекта общественного производства.

Для разработки и осуществления действенной государственной молодежной политики требуется многомерный подход, основывающийся на многофакторной модели молодежи, включающей разделение ее на категории: работающая, учащаяся и неработающая, с последующей дифференциацией каждой из них по различным социальным показателям.

 

12.2.Социализация молодежи.

 

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.

К особенностям ценностного ориентирования молодежи следует отнести:

- наличие противоречивых тенденций и различных интересов, действующих в обществе;

- стремление к конкретности, адекватному отражению реальных процессов и явлений жизни;

- отказ от привычки выдавать желаемое за действительное;

- приоритет идей демократии, общечеловеческих ценностей.

Изменения стартовых возможностей молодежи, содержательной стороны субъектов социализации личности предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи как внутри отдельных когорт, так и в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения в условиях украинского общества. Среди них:

- разрыв в системе образования и воспитания;

- деформация принципа преемственности поколений;

- усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;

- целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции. Исследованиями последнего времени выявлены такие показатели современной семьи как преимущественная однодетность, низкий уровень жизни большинства семей, патриархальность, высокие показатели числа разводов, неполных семей, семей находящихся в трудных жизненных обстоятельствах и др.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.

Реальностью украинского общества в первой половине 90-х гг. ХХ века стало включение Украины в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Распространенным феноменом украинской действительности стала молодежная субкультура, которая представляет собой сложное явление, отвечающее сущностным потребностям развития человека, например, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» личности в определенное социокультурное сообщество. Решающая роль в устранении этих проблем отводится контролируемой государством социализации молодого поколения на основе приобщения его к единым нормам и ценностям.

Главной особенностью социализации молодежи на современном этапе является формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, который должен быть ориентирован прежде всего, на саморазвитие, повышение своего социального статуса за счет освоения достижений культуры, возвышение духовности, интеллекта, значимости в жизни общества.

Таким образом, социология молодежи – это наука о становлении и развитии специфической социально-демографической группы населения, являющейся одновременно объектом и субъектом социализации, оказывающей непосредственное воздействие на перспективы украинского общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.