Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология семьи. Жизненный цикл семьи. Судьбы семьи

Простой социальный институт. Семья как простой социальный институт. Функции семьи

Социальный институт

а) Социальный институт — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устой­чивость связей и отношений в рамках социальной органи­зации общества.

Социальные институты – это великое социальное изобретение человека. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.), но и дают основание надеяться, что потребность будет так или иначе удовлетворена, цель будет достигнута на качественном уровне.

б) Признаки социальных институтов.

1. Институализация социальных связей достигается особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается, прежде всего, на социальном регулировании взаимоотношений.

В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.

Обязывающая сила социального института органично связана с контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного.

2. Для социального института характерно четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свои функции, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведет к применению санкций. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью, самовозобновляемостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права.

Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, общества. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института от случайных обстоятельств, его устойчивость и способность к самовозобновлению.

4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций.

В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами (помещение, оборудование, квалификация специалистов и т.п.).

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие с людьми по поводу того или иного предмета связи приобретает регулярность, самовозобновляющийся высококачественный характер.

в) Характеристики социальных институтов[5]:

1. Социальные институты (от латинского – установления, учреждения) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей (институт семьи, институт образования, институт государства).

Чаще всего о социальном институте говорят в связи с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.

 

2. Причины возникновения социального института – социальная потребность.

Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения их социальных потребностей.

Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей; реализует отношения между полами, поколениями и т.д.

3. Социальный институт образуется на основе социальных связей взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей.

4. Социальный институт есть самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.

Социальный институт можно рассматривать как организованную социальную систему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью её элементов и определенной изменчивостью их функций.

5. Организационное оформление социального института.

Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенные социальные функции.

6. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Таким образом, социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.[6]

7. Классификация функций.

«Институциональная школа» в социологии представляет наиболее полную классификацию и выделяет следующие основные функции:

1.Воспроизводство членов общества.

Главные институты, выполняющие эту функцию, – семья и государство.

2.Социализация – передача индивидам установок, образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и др.).

3. Производство и распределение обеспечиваются через органы власти.

4.Функция управления и контроля осуществляется через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.

Социальные институты управляют поведением индивидов через систему поощрения и санкций.

8. Виды социальных институтов

Социальные институты отличаются своими функциональными качествами. Виды социальных институтов:

1) Экономические социальные институты: собственность, деньги, банки, обмен, хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства.

2) Политические институты – государство, партии, общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые страты.

3) Социокультурные и воспитательные институты – освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, социализация индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов, защита определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие институты связаны с механизмами морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов.

5) Нормативно-санкционирующие – социальная регуляция поведения на основе норм, правил, предписаний, закрепленных в юридических и административных актах.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.

9. Дисфункция социального института – это нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой.

Дисфункция института выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа, авторитета, в вырождении его отдельных функций в символическую, ритуальную деятельность.

В социологии выделяют две формы социальных институтов: простая и сложная. Классический пример простого социального института - институт семьи.

а) «Простые социальные институты – это организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами».[7]

На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему.

Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

б) Семья как простой социальный институт:

1. Семья, по А.Г. Харчеву, представляет собой основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

2. Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

в) Функции семьи:

1) Репродуктивная функция – воспроизводство в численности детей численности роди­телей;

2) Воспитательная функция: семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи.

Стереотипы семейного воспитания, выделяемые социологами:

· детоцентризм;

· профессионализм (родители возлагают свои обязанности по воспитанию детей на педагогов детсадов и школ);

· прагматизм (ориентация детей на получение материальной выгоды).

3) Хозяйственно-экономическая функция.

Аспекты семейных отношений, охватываемые данной функцией:

· ведение домашнего хозяйства;

· семейный бюджет;

· распределение домашнего труда;

· опека над малолетними и престарелыми и т. д.

4) Рекреационная функция:

· создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи;

· организация семейного досуга и отдыха.

 

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин: социальный институт семьи – объект ее изучения – в истории человечества играет ведущую роль.

Специфика социологического подхода к изучению семьи состоит в исследовании посреднической роли семьи (восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества).

 

1. Основные социологические ракурсы изучения семьи:

· Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: семья во взаимосвязи с другими социальными институтами и семья как малая социальная группа (как автономная целостность).

· Семья как институт (макросоциология) и как социально-психологическая группа (микросоциология). Во втором случае взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне межличностных отношений, на уровне первичных отношений.

· Попытку соединить «макроанализ» и «микроанализ» семьи сделал Т. Парсонс и К. Дэвис.

Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема.

2. Схема жизненного цикла семьи

Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи».

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака.

Семейный цикл[8] определяется стадиями родительства и начинает­ся с предродительства — периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства — период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка— полностью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства — периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное вы­ше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл.

Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д.), а не только те, о которых шла речь выше.

3. Судьбы семьи

1) Цели социологического изучения функций семьи прошлого и настоящего заключаются в выяснении факторов, способствующих гармонии интересов личности, семьи и общества, единственно обеспечивающей эффективную реализацию репродуктивной и социализационной функций семьи.

2) Проблемы стабильности семьи.

Определяющее значение для стабильности брака имеют внутренние факторы. В основе развода лежит конфликт между супругами.

1. Уровни супружеских отношений, на которых возникают конфликты:

· психофизиологический уровень (сексуальная дис­гармония);

· психологический уро­вень;

· социально-ролевой уро­вень;

· социокультурный (ду­ховный) уровень.

2. Причины семейного конфликта.

а) Причины, существовавшие до брака (факторы риска):

· большая разница в воз­расте супругов (особенно если старше женщина);

· разница в образовании супругов;

· алкоголизм одного из супругов;

· легкомысленное отно­шение к браку;

· ранний возраст вступле­ния в брак;

· вероятность скорого рож­дения ребенка;

· малый срок знакомства;

· резкое несогласие роди­телей на брак;

· брак по принуждению.

 

 

б) Причины, возникшие в течение совместной жизни:

· бытовые (жилищные, материальные и пр.);

· межличностные конфликты;

· внешние факторы (измена, вмешательство родственников и др.)[9].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как система. Системный подход к обществу | Взаимосвязь общества и государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.