Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие характеристики культуры




Лекция 10. Культура как фактор социальных изменений

План

 

1.Общие характеристики культуры.

2. Социологический взгляд на культуру.

3. Виды культуры.

4. Специальные социологические теории и субкультуры:

4.1. социология религии;

4.2. социология молодежи. Молодежная субкультура;

4.3. социология свободного времени;

4.4. социология преступности. Преступная субкультура.

5. Культура как фактор социальных изменений.

 

Рекомендуемая литература:

1. Абрамова, С. Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы [Текст] / С.Б. Абрамова. // Социс. – 2000. – № 7.

2. Васильчук, Ю. А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека [Текст] / Ю.А. Васильчук. // ОНиС. – 2005. – № 2.

3. Гараджа, В. И. Социология религии [Текст]. / В.И. Гараджа. – М., 1996.

4. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах [Текст]. / Э. Гидденс. – СПб, 2004.

5. Иванова, Л. О. Религия и права человека [Текст] / Л.О. Иванов. // Социс. – 1998 –. № 1.

6. Козлова, О. Н. Социология духовной жизни [Текст] / О.Н. Козлова. – М., 2004.

7. Капралов, Г. А. Западный кинематограф: супермены и люди [Текст]. / Г.А. Капралов. – М., 1987.

8. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков. // Социс. – 2002. – № 10.

9. Новикова, Я. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения [Текст] / Я.Г. Новикова. // Социс. – 1998. – № 9.

10. Социология молодежи [Текст]. / Под ред. В. Г. Лисовского. – СПб., 2002.

11. Социология: Основы общей теории [Текст]. / Под ред. Г.В.Осипова. – М.,1998. – С 131-158.

12. Тайбаков, А. А. Преступная субкультура [Текст] / А.А. Тайбаков. // Социс. – 2001. – № 3.

13. Тимченко, Н. С. Культура в современном социогуманитарном знании [Текст] / Н.С. Тимченко. // Социс. – 1998. – №8.

14. Цветкова, И. В. Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] / И.В. Цветкова. // Социс. – 2005. – № 11.

 

1.1. Культура представляет собой необходимое условие существования человеческого общества.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура может быть определена как поведение, специфичес­кое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого по­ведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, техно­логий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к овладению и передаче знаний следующим поколениям. Существование и использование культуры основано на способности, кото­рой обладает только человек.

Культура создается людьми, культуре обучаются; по­скольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвое­ния ценностей, верований, норм, правил и идеалов проис­ходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Именно феномен культуры позволяет органически соеди­нить в себе не просто производство вещей и сознания в его аб­страктных формах, а производство самого человека как «об­щественного» человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уров­ня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, кото­рые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций.

Условно культуру разделяют на материальную (материализованные образцы духовной культуры) и нематериальную (то, что зарождается в головах людей и является продуктом сознания, распространяется от одного человека к другим или одной группы к другим в ходе процессов передачи информации).

1.2. Культура общества тесно связана с понятием «цивилизация»[30]

1.3. Философский и социологический подходы к культуре.

Традиция научного изучения культуры как социального и антропологического феномена насчитывает многие десятилетия, а количество дефиниций – не менее нескольких сотен. В наши дни пристальный интерес к культуре вызван теми надеждами, которые связываются с ней в поисках решения проблем кризисного развития цивилизации в целом и российского общества в частности.

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса. Иными словами, культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека. Именно поэтому культура перемещается в центр социально-философских, социологических, всех гуманитарных исследований. Обратимся к анализу тех основных подходов концепций культуры, которые сложились в современном отечественном социогуманитарном знании.

Философский подход исследует в понятии культуры сущность первого порядка, определяя ее как «вторую природу», область искусственных предметов и явлений. В этом случае все процессы, происходящие в обществе, все социальные явления, сама социальность как нечто внеприродное оказываются феноменами культуры.

Социологический подход трактует культуру как универсальное свойство общественной жизни. Это обусловлено решением более общей проблемы соотношения социального и культурного в рамках структурно-функционального анализа общества в целом. Здесь культура осмысливается как функция общества, направленная на противодействие энтропийным процессам, на сохранение целостности общественного организма, его адаптации к среде. В связи с этим культура может быть рассмотрена в двух ракурсах: с точки зрения взаимоотношений общества с внешней средой (природа, другая социальная система), а также как элемент собственно социальных отношений. В последнем аспекте культура есть не что иное, как содержание отношения социальных групп и общностей, нормы и правила их взаимодействия. В целом, в исследование общества привносится такой методологический принцип, согласно которому любое явление социальной жизни может быть рассмотрено в двух измерениях: как собственно социальное (структура отношений) и как собственно культурное (содержание этих отношений).

Несмотря на декларируемое сторонниками функционалистской модели культуры стремление отойти от аксиологической проблематики в исследовании культуры, им это не вполне удается. Действительно, основой определения фундаментальной задачи культуры в общественной системе выступает ценность – самосохранение общества. Реализация этой ценности придает обществу статичный вид, в то время как динамичное развитие общества связано с перераспределением ценностных приоритетов в культуре. Понять механизм этих изменений без субъекта культурного процесса невозможно. Осознание этих ограничений функционального подхода обнаруживается в работах Э.В. Соколова, В.Е. Давыдовича, Ю.А. Жданова. Так, Э.В. Соколов выделяет в культуре не только эмпирический и функциональный уровни, но и ценностно-смысловой, где действуют обобщенные значения явлений, с которыми сталкивается человек в своей деятельности. Здесь концентрируются все наиболее значимые ценности общества, сам смысл существования общества.

Таким образом, в социологическом подходе в понимании культуры раскрывается новый аспект, новое измерение этого социального явления как атрибутивного свойства социальности в целом. Социологов в культуре интересуют те ее элементы (ценности, знания, язык, верования и т.д.), которые создают определенный контекстуальный фон деятельности человека, с одной стороны, а с другой, – помогают анализировать саму деятельность человека с точки зрения ее мотивации и стимуляции, поведения, социальной связи в целом. В тоже время за рамками этого подхода остается исследование самих механизмов смыслообразования в культуре.

Современное знание о культуре исходит из того, что оно должно быть непременно связано с интересами человека и выполнять интегративную функцию в области социогуманитарного знания. Это положение четко сформулировано В.С. Библером: «В XX веке феномен культуры – и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле – все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает … все решающие события жизни и сознание людей нашего века»[31].

Рассмотренные подходы к пониманию культуры базируются на противопоставлении ее другим объектам научного познания (природа, человек, история, общество), выступающим в качестве объяснительных принципов создания отдельных концептуальных построений. В этой связи вполне понятна конвенциональность самого определения культуры, имеющая место в различных ее теоретических моделях. Современное социогуманитарное знание фиксирует измерение феномена культуры, связанное с проблемами развития человека, его духовного мира, творчества, и социальное, раскрывающее социообразующую роль культуры, измерение феномена культуры. Последнее обстоятельство особенно важно для решения проблем модернизирующегося российского общества, разработки программ локального и регионального развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.