Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурная трансформация российского общества и менталитет




Общероссийская идентичность и менталитет россиян

6.1. Общероссийская идентичность – категория для характеристики социокультурной самобытности российской цивилизации; конечный результат процесса идентификации – самоотождествления, самоопределения индивидов. Идентичность – тождественность, совпадение.

 

6.2. Сущность общероссийской идентичности:

· интересы России наднациональны, имеют геополитический характер;

· тождественность интересов Российской Федерации интересам русского народа как доминирующего государствообразующего этноса;

· национальная идентичность России трактуется по государственно-правовому принципу, а не по этнокультурному.

6.3. Общероссийская идентичность может быть рассмотрена и сквозь призму личностных идентификаций (русская интеллигентность).

6.4. Менталитет – неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для эпохи и социальной группы; коллективные представления, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, мотивы, модели поведения и стереотипы реакций, лежащие в основе рационально построенных и отрефлектированных форм общественного сознания.

6.5. Менталитет имеет черты коллективности, неосознанности, повседневной реальности; не связан с деятельностью идеологов.

6.6. Менталитет определяет единство алгоритмов поведения на протяжении многих генераций.[56]

6.7. Менталитет при выражении национального характера, действует спонтанно («русская душа»).

6.8. Базовые особенности менталитета россиян:

· приоритет морали (совести) над всем остальным (Как жить? Ради чего?);

· приоритет религиозного фактора (православие);

· активная роль государства (необходимостьсть сильной власти, этатизм).

Социокультурная трансформация российского общества – это комплексное эволюционное преобразование типа социокультурной системы или ее формы.

Существует два типа социокультурных трансформаций: традиционализация – переход от открытости к замкнутости общества; и модернизация – переход от замкнутости к открытости.

Сущность социокультурного подхода к анализу трансформации — это понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека.

Социокультурный подход не противостоит иным подходам, а дополняет их. Он связывает цивилизационный и формационный подходы в единое целое. Если цивилизационный подход, как наиболее масштабный, фиксирует устойчивые компоненты человеческой ис­тории (антропологические, этнические, культурные), а формационный подход концентрирует внимание на изменчивых социальных структурах, то социокультур­ный подход выясняет сопряжение устойчивого и из­менчивого (человека и общества, культуры и социальности). На основе социокультурного подхода можно сформулировать два принципа, позволяющих осмыслить проблемы российской цивилизации: принцип антропосоциетального соответствия и принцип социокультурного баланса.

Принцип антропосоциетального соответствия означает совместимость антрополого-личностных ха­рактеристик человека и социетальных характеристик общества (как единства культуры и социальности). Принцип социокультурного баланса означает равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества.

В связи с современным (переходным) периодом встает вопрос о возможности трансформации менталитета в сторону либеральной рыночной экономики, вопрос о необходимости реформ, свободной личности и пр. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения (семинар).

Заключение

Социология культуры представляет собой отрасль социологии, предметом которой являются культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы.

Социология большое внимание уделяет проблемам коммуникации. В сфере социологии культуры выделяется социология массовых коммуникаций. Эффективная коммуникация основывается на объективных методах исследования (контент-анализ, пропагандистский анализ и анализ слухов). Слух – коммуникативная единица, достаточно частотный элемент массового общения; представляет интерес для политологов, социологов и служб паблик рилейшинз.

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. Перед обществом возникает новая задача – как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса. Речь идет о создании системы демократической коммуникации, где основой является убеждение, а не приказ, как это было в иерархической коммуникации в СССР. Решение этих задач предполагает высокий интеллектуальный уровень в системе управления. Важная роль отводится теории коммуникации, которая позволяет наладить связи между населением и властью, фирмой и клиентом, заводом и потребителем.

Главным итогом современного изучения проблемы российской цивилизации в нашей стране следует считать достижение определенного единства в понимании самого этого явления. Предложенная трактовка российской цивилизации в социологическом ключе дополняет представления студентов о самобытности нашей цивилизации, ранее рассмотренной с точки зрения отечественной истории и политологии, философии.

Бытующие в современных социогуманитарных науках подходы к состоянию российского менталитета, его базовым особенностям, перспективам трансформации нашли отражение в ряде публикаций последних лет.

Важно отметить, что понятие «менталитет» и «ментальность»; «русский национальный характер» и другие не только в целом многозначны, но и по–разному интерпретируются в социологии. На наш взгляд, менталитет – глубинный пласт общественного сознания; автоматически воспринятые установки, общие в целом для данной эпохи и социальной группы; коллективные представления, модели поведения и стереотипы реакций; базовая характеристика различных социокультурных общностей. Менталитет не является результатом деятельности идеалов, мыслителей. Он складывается, развивается исторически как определенная целостность. При проведении любых реформ необходимо учитывать и использовать национальные особенности менталитета россиян.

Изучение сущности, характерных черт российской цивилизации невозможно без учета общей характеристики социальной реальности. Важную роль в связи с этим играет изучение общественного мнения.

Общественное мнение – своеобразный способ существования и проявления массового сознания, посредством которого выражается духовно-практическое отношение народного большинства к актуальным для него фактам, событиям, явлениям и процессам действительности. Ключевыми элементами общественного мнения выступают понятия «объекта» и «субъекта».

Главным критериями появления объектов общественного мнения выступают общественные интересы людей, их «дискуссионность». Субъект – носитель общественного мнения – та общность людей, которая является создателем такого мнения. Однако общественное мнение не всегда и не по всем вопросам оказывается мнением истинным, но является доминирующим. Далеко не по всем вопросам жизнедеятельности людей общественное мнение проявляется сразу, без вызревания, без внутренний динамики своего развития.

Институт опросов общественного мнения в России зародился в царствование Николая II. Первый опрос общественного мнения был проведен в 1913г. в связи с необходимостью введения «сухого» закона.

В 90-е годы XX века признанными лидерами опросов общественного мнения стали ВЦИОМ, ФОМ, АРПИ, РНИС и НП, Институт Шереги и другие, материалы которых широко использовались при чтении данного курса, как в ходе лекций и семинаров, так и во внеаудиторной самостоятельной работы студентов.


Список литературы

1. VII Харчевские чтения: Судьбы и перспективы эмпирической социологии [Текст] // Социс. – 2005. – № 10.

2. Авраамова, Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки [Текст] / Е.М. Аврамова. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1.

3. Айвазова, С. Гендерное равенство в контексте прав человека [Текст]. / С. Айвазова. – М., 2001.

4. Алексеев, В. П. Становление человека [Текст]. / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984.

5. Андреенкова, А. В. Представительство женщин в парламентах России и Украины: опыт социологического анализа [Текст] / А.В. Адреенкова. // Социс. – 2000. – № 11.

6. Антонов, А. И. Социология семьи [Текст]. / А.И. Антонов, В. М. Медков. – М., 1996.

7. Арутюнян, Ю. В. Русские в ближнем зарубежье [Текст] / Ю.В. Арутюнян. // Социс. – 2003. – № 11.

8. Астоянц. М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения [Текст] / М, С. Астоянц. // Социс. – 2006. – № 3.

9. Бабаева, Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь [Текст]. / Л.В. Бабаева. – М., 1997.

10. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы [Текст] / В.И. Бакштановкий, Ю. В. Согомонов. // Социс. – 2005. – № 8.

11. Барсамов, В. А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) [Текст] / В.А. Барсамов. // Социс. – 2006. – № 2.

12. Барулин, В. С. Социальная философия [Текст]: Учеб. – Изд.2-е. / В.С. Барулин. – М.: Фаир-пресс, 2000.

13. Барчунова, Т. В. «Эгоистический гендер», или Воспроизводство гендерной ассиметрии в гендерных исследованиях [Текст] / Т.В. Барчунова. // Общественные науки и современность – 2002. – №5.

14. Беленький, В. Х. Класс наемных рабочих или рабочий класс? [Текст] / В.Х. Беленький. // Социс. – 2005. – № 3.

15. Богатые и бедные в современной России [Текст] // Социс. – 2004.– №3.

16. Большакова, О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов [Текст] / О.А. Большакова. // Социс. – 2005. – № 4.

17. Бороноев, А. О. Основы этнической психологии [Текст]. / А.О. Бороноев. – М., 1991.

18. Васильчук, Ю. А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека [Текст] / Ю.А. Васильчук. // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2.

19. Введение в гендерные исследования [Текст]: Уч. пособие. / Под ред. И. А. Жеребкина – СПб: Алетейя, 2001.

20. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников [Текст] / И.А. Винтин. // Социс. – 2004. – № 2.

21. Виханский, О. С., Менеджмент [Текст]. – 3-е издание. / О.С. Вихановский, А. И. Наумов – М.: Экономика, 2004

22. Воронина, О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О.А. Воронина. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.

23. Гаврилюк, В. В. Маскулинность в социализации городских подростков [Текст] / В.В. Гаврилюк. // Социс. – 2004. – № 3.

24. Гараджа, В. И. Социология религии [Текст]. / В.И. Гараджа. – М., 1996.

25. Герасимов, И. Российская ментальность и модернизация [Текст] / И. Герасимов. // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4.

26. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование [Текст]. / Б.С. Гершунский. – М., 1996.

27. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах [Текст]. / Э Гидденс. – СПб, 2004.

28. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других преступлений [Текст]. / Я.И. Гилинский. – СПб, 2004.

29. Глотов, М. Б. Социальный институт: определения, структура, классификация. [Текст] / М.Б. Глотов. // Социс. – 2003. – № 10.

30. Голосенко, И. А. Евгений де Роберти: интеллектуальный профиль [Текст] / И.А. Голосенко. // Социс. – 2001. – № 2.

31. Горбунова, М. Ю. Социология: Ответы на экзаменационные вопросы [Текст]. / М.Ю. Горбунова. – М.: Экзамен, 2005.

32. Горн, Г. Русское пьянство как социально-культурный феномен [Текст] / Г.Горн. // Власть. – 1998. – № 3.

33. Гуревич, П. С. Культурология: элементарный курс [Текст]: Учеб. пособие. / П.С. Гуревич. – М: Гардарики, 2001.

34. Гуревич, П. С. Философия [Текст]: Учеб. для вузов. / П.С. Гуревич. – М., 2003.

35. Джидарьян, И. А. Представление о счастье в русском менталитете [Текст]. / И. А. Джидарьян. – СПб.: Алетейя, 2001.

36. Дилигенский, Г. Г. «Запад» в российском общественном сознании [Текст] / Г.Г. Дилигенский. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 5.

37. Доблаев, В. Я. Организационное поведение [Текст]. / В.Я. Доблаев. – М.: ЭКМОС, 2002.

38. Душков, Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета [Текст]. / Б.А. Душкова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

39. Европейская история менталитета [Текст] / Под общ. ред. П. Динцельбахера. – М., 1993.

40. Егоров, А. Е. Социология о новой модели специалиста – экономиста [Текст]. / А.. Егоров. // Социс. – 2001. – № 2.

41. Ерасов, Б. С. Социальная культурология [Текст]. – 2-е изд. /Б.С. Ерасов. – М., 1997.

42. Женщина. Гендер. Культура [Текст]. – М., 1999.

43. Жеребкина, И. А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века [Текст] // Общественные науки и современность. – 2002. – №3.

44. Жуков, В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности [Текст]. / В.И. Жуков. // Социс. – 2005. – № 6.

45. Завьялов, Ф. Н., Спиридонова, Е. М. Уровень и образ жизни бомжей [Текст] / Ф.Н. Завьялов. // Социс. – 2000. – № 2.

46. Закирова, В. М. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия [Текст] / В.М. Закирова. // Социс. – 2002. – № 12.

47. Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы [Текст] / Т.И. Заславская. // Общественные науки и современность. – 2004. – № 5.

48. Захаров, Н. Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского человека [Текст] / Н.Л. Захаров. // Социс. – 2004. – № 3.

49. Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. // Социс. – 2003. – № 4.

50. Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России [Текст]. / Е.А. Здравомыслова. // Общественные науки и современность. – 1999. – № 6.

51. Здравомыслова, О. М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России [Текст] / О.М. Здравомыслва. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.

52. Иванова, Е. А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности [Текст] / Е.А. Иванова, С. А. Фролов. // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. – 2002. – № 1.

53. Иванова, Л. О. Религия и права человека [Текст] / Л.О. Иванова. // Социс. – 1998. – № 1.

54. Иванова, Т. В. Ментальность, культура, искусство [Текст] / Т.В. Иванова. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.

55. Казаринова, Н. В. Практикум по социологии [Текст] / Н.В. Казаринова, О. Г.Филатова, А. Е Хренов. – М., 2000.

56. Каников, Ф. К. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию [Текст] / Ф.К. Каников, О. В. Трунькина. // Социс. – 2004. – № 11.

57. Капралов, Г. А. Западный кинематограф: супермены и люди [Текст] / Г.А. Капралов. – М., 1987.

58. Качанов, Ю. Л. «Российская социология» как событие [Текст] // Социс. – 2001. – № 3.

59. Качанов, Ю. Л. «Россия как предмет социологии» [Текст]. / Ю.Л. Качанов. // Социс. – 2001. – № 10.

60. Качанов, Ю. Л. К социологии социологической теории [Текст]. / Ю.Л. Качанов. // Социс. – 2001. – № 1.

61. Клецина, И. С. Развитие гендерных исследований в психологии [Текст]. / И.С. Клецина. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3.

62. Клименкова, Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России [Текст]. / Т. Клименкова. – М.: Преображение, 1996.

63. Коган, Л. Н. Социология культуры [Текст]: Учеб, пособие. / Л.Н. Коган. – Екатеринбург, 1992.

64. Козлова, О. Н. Социология духовной жизни [Текст]./ О.Н. Козлова.– М., 2004.

65. Комаров, С. В. Организованная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению [Текст]. / С.В. Комаров, С. И. Кордон. // Социс. – 2000. – № 1.

66. Кон, И. С. Социология личности [Текст]. / И.С. Кон. – М., 1967.

67. Кондаков, И. В. Культурология: история культуры России [Текст]. / И.В. Кондаков. – М., 2003.

68. Кравченко, А. И. Введение в социологию [Текст]./ А.И. Кравченко.– М., 1995.

69. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учеб. / А.И. Кравченко.– М., 2003

70. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Велби, 2004.

71. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2004.

72. Кравченко, Н. И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса [Текст] // Вопросы философии. – 2002. – №9.

73. Кулагина, Е. В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами [Текст]. / Е.В. Кулагина. // Социс. – 2004. – № 6.

74. Кухарчук, Д. В. Социология: краткий курс лекций [Текст] / Д.В. Кухарчук. – М., 2002.

75. Кухарчук, Д. В. Социология [Текст] / Д.В. Кухарчук. – М., 2002.

76. Кэрролл, С. Дж. (США) Феминистские вызовы политической науке [Текст] / С.Дж. Кэрролл, Л. М. Зерилли. // Общественные науки и современность. – 2001. – № 6.

77. Лайдинен, Н. В. Образ России в зеркале российского общественного мнения [Текст]. / Н.В. Лайдинен. // Социс. – 2001. – № 4.

78. Латова, Н. В. Чему учит сказка? (О российской ментальности) [Текст]. / Н.В. Латова. // Общественные науки и современность. – 2002. – №2.

79. Латова, Н. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне [Текст]. / Н.В. Латова, Ю. В. Латов. // Общественные науки и современность. – 2001. – № 4.

80. Левченко, Е. А. Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство? [Текст]. / Е.А. Левченко. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.

81. Липовецкий, Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женщины [Текст] / Ж. Липовецкий. – М., 2003.

82. Лиходей, О. А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен [Текст] / О.А. Лиходей. – СПб, 2004.

83. Лоншакова, Н. А. Региональный ВУЗ и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) [Текст] / Н.А. Лоншакова. // Социс. – 2003. – № 2.

84. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст]. / В.А. Луков. // Социс. – 2002. – № 10.

85. Медик, В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье [Текст] / В.А. Межик, А.М. Осипов. – М., 2003.

86. Менеджмент: Конспект лекций в схемах [Текст] – М., 2003.

87. Мизес, Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность [Текст] / Л. фон Мизес. – М.: «Дело», 1993.

88. Мкртчян, Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления [Текст]. / Г.М. Мкртчян. // Социс. – 2005. – № 2.

89. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы [Текст]. / Н.Н. Могутнова. // Социс. – 2005. – № 4.

90. Моисеева, Н. А. Менталитет и национальный характер (О выборе метода исследования) [Текст] / Н.А. Моисеева, В. И. Соровикова. // Социс. – 2003. – № 4.

91. Молевич, Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии [Текст] / Е.Ф. Молевич. // Социс. – 2001. – № 7.

92. Московская, А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей [Текст]. / А.А. Московская. // Социс. – 2002. – № 3.

93. Мудрин, А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрин. – М., 2004.

94. Муратова, Г. М. Молодежная политика в крупном городе [Текст]. / Г.М. Муратова. // Социс. – 2006. – № 3.

95. Мягков, А. Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов [Текст] / А.Ю. Мягков. // Социс. – 2003. – № 2.

96. Нежурина-Кузничная, Н. Ю. Популярная этнопсихология [Текст] / Н.Ю. Нежурина-Кузничная. – Минск, 2004.

97. Новикова, Я. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения [Текст] Я.Г. Новиков. // Социс. – 1998. – № 9.

98. Обыдённова, Т. Б. Средний класс и его работа [Текст] / Т.Б. Обыденнова. // Социс. – 2000 – № 3.

99. Онокой, Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования [Текст] / Л.С. Онокой. // Социс – 2004. – № 2.

100. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. –4-е издание. – М., 2004.

101. Опыт российских модернизаций XVIII-XX века [Текст] – М.: Наука, 2001.

102. Основы социологии: Курс лекций [Текст] / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. – М., 1993.

103. Основы теории коммуникации [Текст]: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2005.

104. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. [Текст]: Учеб, пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003

105. Платонов, О. А. Русская цивилизация [Текст] / О.А. Платонов. – М., 1992.

106. Платонов, О. А. Русский труд [Текст] / О.А. Платонов. – М., 1991.

107. Платонов, О. А. Экономика русской цивилизации [Текст] / О.А. Платонова. – М., 1995.

108. Плискевич, Н. М. Российское общество в новых социологических исследованиях [Текст] / Н.М. Плискевич. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 2.

109. Покровский, Н. Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе [Текст]. / Н.Е. Покрвский. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 2.

110. Политология: Энциклопедический словарь [Текст] – М.,1993.

111. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук, 2003.

112. Пригожин, А. И. Социальная организация [Текст] / А.И. Пригожин. – М, 1980.

113. Пугач, В. Ф. Российское студенчество: статистико-социо-логический анализ [Текст] / В.Ф. Пугач. – М., 2001.

114. Пузанова, Ж. В., Борисенкова, П. А. Студенты в начале и в конце XX века. Опыт сравнительной характеристики [Текст] / Ж.В. Пузанова. // Социс. – 2001. – № 7.

115. Пушкарева, Н. Л. Русская женщина в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории [Текст] / Н.Л. Пушкарева. // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 5.

116. Пушкарева, Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница [Текст] / Н.Л. Пушкарева. – М., 1997.

117. Рабжаева М. В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальный аспект [Текст] / М.В. Рабжаев. // Общественные науки и современность. – 2004. – № 6.

118. Радугин, А. А. Социология [Текст] / А.А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Центр, 1998. –157 с.

119. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) [Текст] – М., 2004.

120. Реутов, Е. В. Учащаяся молодежь и наркотики [Текст]. / Е.В. Реутов. // Социс. – 2004. – № 1.

121. Рис, Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа [Текст] / Н. Рис. // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 5.

122. Розенбаум, М. Д., Психологическая оценка качества жизни пожилых людей (сравнительный анализ) [Текст]. / М.Д. Розенбаум, Л. Б.Ратманская, А. В. Розенбаум. // Социс. – 2005. – № 4.

123. Российская цивилизация [Текст]: Уч. пособие для ВУЗов. / Под общ, ред. М. П. Мчедлова. – М.: Академия, 2003.

124. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь [Текст] – М., 2001.

125. Рукавишников, В. О. Отношение американцев к современной России [Текст] / В.О. Рукавишников. // Социс. – 2004. – № 11.

126. Рысь, И. Ю. Социология. Социологические схемы с комментариями [Текст] / И.Ю. Рысь, В. Е. Степанов. – М., 1999.

127. Силласте, Г. Г., Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа [Текст] / Г.Г. Силасте, Г. Ж. Кожамжарова. // Социс. – 1997. – № 12.

128. Снежкова, И. А. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников [Текст] / И.А. Снежкова. // Социс. – 2004. – № 11.

129. Сорокина, Н. Студент и Болонский процесс [Текст] // Высшее образование в России. – 2004. – №6.

130. Социальная феминология [Текст]: Уч. пособие. – Иваново; Изд-во Юнона, 1998.

131. Социология: Конспект лекций [Текст] / Р. Т. Мухаев, Л. В. Французова. – М., 2005.

132. Социология: Курс лекций [Текст] / А. А. Радугин, К. А. Радугин – М.: Владос, 1995.

133. Социология. Основы общей теории [Текст]: Учеб, пособие. / Осипов Г.В. и др. – М., 1998.

134. Социология. Пособие для подготовки к экзамену. Конспект лекций [Текст] – М., 2005.

135. Социология и проблемы социального развития [Текст] – М., 1978.

136. Социология молодежи [Текст] / Под ред. В. Г. Лисовского. – СПб., 2002.

137. Социология пола и гендерных отношений [Текст] – М., 1998.

138. Социология. Основы общей теории [Текст]: Учеб, пособие. / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

139. Суковатая, В. А. Бизнес-леди: мифы и реальность [Текст]. / В.А. Суковатая. // Социс.– 2002. – № 11.

140. Тайбаков, А. А. Преступная субкультура [Текст] / А.А. Тайбаков. // Социс. – 2001. – № 3.

141. Танатова, Д. К. IV Международный социальный конгресс [Текст] / Д.К. Танатова. // Социс. – 2005 – № 5.

142. Теория и история феминизма [Текст] – Харьков, 1997.

143. Тимченко, Н. С. Культура в современном социогуманитарном знании [Текст] // Социс. – 1998. – №8.

144. Тойнби, А. Постижение истории [Текст] / А. Тойнби. – М., 1991.

145. Топилин, А. В., Сдвиги в занятости и миграция высококвалифицированных научных кадров в России [Текст] / А.В. Топилин, И. А. Малаха. // Социс. – 2004.– № 11.

146. Тотелина, В. С., Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя [Текст]. / В.С. Тотелина. // Социс. – 2006. – № 2.

147. Трофимова, Е. И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях [Текст] / Е.И. Трофимова. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.

148. Турецкая, Г. В. Деловая активность женщины и семья [Текст] / Г.В. Турецкая. // Социс. – 2001. – № 2.

149. Управление персоналом организации [Текст]: Учеб. / Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е издание. – М.: Инфра-М, 2004.

150. Фелицына, В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения [Текст]: Линговострановедческий словарь – 2-е изд. / В.П. Фелицина, Ю. Е. Прохоров. – М: Русский язык, 1988.

151. Филимонова, Т. В. Интернет как инструмент социологического исследования [Текст] / Т.В. Филимонова. // Социс. – 2001. – № 9.

152. Филонович, С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике [Текст] / С.Р. Филонович. // Социс. – 2005. – № 4.

153. Форум методологов: VI Харчевские чтения [Текст] // Социс. – 2005. – №2.

154. Харчева, В. Основы социологии [Текст]: Учеб, для студентов средних специальных учебных заведений. / В. Харчева. – М.: Логос, 1994.

155. Харчева, В. Основы социологии [Текст]: Учеб, для студентов средних специальных учебных заведений. / В. Харчева. – М., 1999

156. Хоруженко, К. М. Культурология [Текст] / К.М. Хоруженко. – М.: Владос-Пресс, 2003.

157. Хоткина, З. А. Гендерные исследования в России – десять лет [Текст] / З.А. Хоткина. // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.

158. Цветкова, И. В. Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] / И.В. Цветкова. // Социс. – 2005. – № 11.

159. Цимбаева, Е. Н. «Гендер» как категория исторического анализа [Текст] / Е.Н. Цимбаева. // Вестник Московского ун-та. Сер. 8 История. – 1999. – № 3.

160. Чернова, М. Н. Личность в истории. Россия. Век XIX [Текст] / М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2004.

161. Чинакова, Л. И. Об отличительных признаках бедности и нищеты [Текст] / Л.И. Чинакова. // Социс. – 2005. – № 1.

162. Чирикова, А. Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний [Текст] / А.Е. Чирикова. // Социс. – 2003. – № 1.

163. Шаповалов, В. Ф. Истоки и смысл российской цивилизации [Текст]: Уч. пособие для ВУЗов. / В.Ф. Шапалов. – М., 2003.

164. Шевченко, И. О., Шевченко, П. В. Большая семья, – какая она? [Текст]. / И.О. Шевченко. // Социс. – 2005. – № 1.

165. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. – М., 2003.

166. Щукин, И. Экология для студентов ВУЗов [Текст] / И.Щукин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 224с.

167. Ядов, В. А. Социологические исследования. Методология. Программа. Методы [Текст] – Изд.2-е. / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987.

168. Яковлев, А. М. Российская государственность (историко-социоло-гический аспект) [Текст] / А.М. Яковлев. // Общественные науки и современность. – 2002. – № 5.


[1] В этой части лекции в аудиторных условиях предлагаются примеры из российской прикладной социологии.

[2] См.: Барулин, В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. – М.,2000 – С. 239-240, 281-288.

[3] См.: Основы социологии. Курс лекций. / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. – М., 1993 – с.261.

[4] См.: Российская цивилизация. – М. – 2003 – С. 33-41.

[5] См.: Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А Радугин. – М.: Владос, 1995 – С. 119-129 (гл. 10).

[6] Социология: Курс лекций. – М., 1995 – с. 121.

[7] Социология: Курс лекций. – М., 1995 – С.124.

[8] См. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.,1996. – С. 89

[9] См.: рекомендованные научные статьи о проблемах семьи.

 

[10] Пригожин, А. И. Социальная организация / А.И. Пригожин. – М, 1980. – С.39.

[11] Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин – М.: Владос, 1995 – С.130-142.

[12] Пригожин, А.И. Социальная организация / А.И. Пригожин. – М, 1980. – С. 71.

[13] Менеджмент: Конспект лекций в схемах. – М., 2003. – С.41.

[14] Пригожин, А. И. Указ. соч: с.159-160.

[15]См.: Виханский О. С. Менеджмент. – 3-е издание. / О.С. Виханский О.С., А. И. Наумов. – М.: Экономика, 2004 –С.421, 422, 428.

[16] См.: рекомендованную литературу.

[17] См.: Снежкова И.А. Указ. соч.

[18] Далее в аудиторных условиях анализируется материал социологических публикаций, указанных в списке рекомендуемой литературы по теме.

[19] См.: Теория и история феминизма – Харьков, 1996.

[20] Московская, А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей // Социс. – 2002. – №3 – С.52-61.

[21] Социологическое обследование проводилось в октябре 1999 г. на предприятиях различных отраслей и форм собственности в рамках российско-канадского проекта "Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда", поддержанного Канадским агентством международного развития (cida). Обследование проводилось в 5 регионах России (Москва, Нижний Новгород, Киров, Мурманск и Ямало-Ненецкий АО) и охватывало более 2000 мужчин и женщин - работников, а также 278 работодателей. Отбор участников опроса среди работников предполагал обеспечение равной представительности мужчин и женщин по профессиональным и квалификационным группам. Опрос работодателей представлял собой устную беседу, в ходе которой интервьюер заполнял соответствующие пункты анкеты.

[22] Московская, А. А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей // Социс. – 2002. – №3. – С.52-53.

[23] Суковатая, В. А. Бизнес-леди: мифы и реальность // Социс. – 2002. – №11 – С. 69-77.

[24] Андреенкова, А. В. Представительство женщин в парламентах России и Украины // Социс. – 2002. – №11 – С.117-127.

[25] Щукин, И. Экология для студентов вузов / И. Щукин. – Ростов-на-Дону., 2004 – С. 116.

 

[26] Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993-с.385.

[27] См.: рекомендованную литературу по теме

[28] От греч. nark — оцепенение и mania — безумие, страсть.

 

[29] Мизес Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. / Л. фон Мизес. – М.: «Дело», 1993. С. 169.

[30] См.: курс «Философия»

[31] См.: Тимченко, Н. С. Культура в современном социогуманитарном знании // Социс. – №8. – С. 111.

[32] Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа.. – М., 1996, Иванова, Л.О. Религия и права человека // Социс. – 1998. – №1.

[33] См. статью Я. Г. Новиковой из списка литературы.

[34] См.: Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. – 2002. – № 10.

[35] См.: Тайбаков, А.А. Преступная субкультура // Социс. – 2001. – №3.

[36] Арон Раймон Клод Фердинанд (1905-1983) – французский социолог, философ, идеолог теории «индустриального общества». Он считал, что прогресс науки и техники порождает неосуществимые идеалы, а это вызывает массовый пессимизм. Идеалы индустриального общества (дисциплина, иерархия, субординация) и идеалы демократии (свобода, равенство, самоопределение личности) не совпадают, в этом драма цивилизации, ее нестабильность. Труды: «Опиум для интеллигенции» (1955); «18 лекций об индустриальном обществе» (1962); «Разочарование в прогрессе» (1963) и др.

[37] Даниэл Белл (р.1919) – амер. философ и социолог, один из создателей теории «постиндустриального общества»; футуролог. Кризис в современном капитализме – результат разрыва между рациональными принципами капиталистической экономики и гуманистической культурой. Преодоление кризиса западной культуры в ее религиозном возрождении. Труды: «Конец идеологии» (1960); «Приход индустриального общества» (1973) и др.

[38] Элвин Тоффлер (р. 1928) – американский социолог и футуролог, автор концепции «сверхиндустриализации». Человечество переходит к новой технологической революции через аграрную и индустриальную цивилизации – 1 и 2 волны к новой «сверхиндустриальной». Труды: «Шок будущего» (1970); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990).

[39] Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – русский социолог, этнограф, славянофил, создатель первой в истории социологии антиэволюционной теории общественного прогресса. В книге «Россия и Европа» (1869) он изложил теорию обособленных «культурно-исторических типов». Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. «Славянский тип» - выражен в русском народе, противостоит культуре Запада, исторически перспективен. Он предвосхитил аналогичную концепцию немецкого философа О. Шпенглера.

[40]. Тойнби, А. Постижении истории / А. Тойнби. – М., 1991.

[41] См. учебники В. С. Барулина и П. С. Гуревича.

[42] Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов.. – 2-е изд. – М., 1997- С.458.

[43] Проводится во время занятий.

[44] См. список рекомендуемой литературы.

[45] См.: лекции 3 (вопрос 7), 9 (вопрос 7), 11 (вопросы 4, 6).

[46] См.: Коган, Л.Н. Социология культуры Учебное пособие./ Л.Н. Коган. – Екатеринбург, 1992.

[47] См.: Российская цивилизация: Уч.пособие для ВУЗов. – М., 2003 – с. 10, 13,14,17; Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. – М., 2001.

[48] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е издание. – М., 2004. – С.350.

[49] Гуревич, П.С. Культурология: элементарный курс: Уч.пособие. / П.С. Гуревич. – М., 2001. – С. 259.

[50] См.: Душков, Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Уч.пособие. для вузов / Б.А. Душков.. – Екатеринбург, 2002 – с. 13-15, 399-400; Европейская история менталитета / Под общ. ред. П. Динцельбахера – М., 1993.

[51] См.: Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры. / И.В. Кодаков. – М., 1997.

[52] Семьи, кланы, племена, роды, народности, нации.

[53] См.: Артунян, Ю.В. Русские в ближнем зарубежье // Социс, 2003, №11.

[54] См.: Гуревич П.С. Указ.соч. с.264-275 (тема XVI).

[55] См.: Джидарьян, И.А. Представление о счастье в русском менталитете / И.А Джидарьян. – СПб, 2001.

[56] См.: Нежурина – Кузничная, Н. Ю. Популярная этнопсихология. / Н.Ю. Нежурная-Кузничная. – Минск, 2004 – 384с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.2 сек.