Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А теперь поговорим о грамматике

Современный риторический текст

Подробнее см. самостоятельно

Неориторика и коммуникативное сотрудничество

Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол классик, 2002. – С. 112.)

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой. Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

Важнейшими критериями являются: критерий истинности и критерий искренности. Критерий истинности определяется как верность действительности, критерий искренности - как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются: принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича.

 

См. Синельникова Л.Н., Лапотько А.Г. Риторика как научная и учебная дисциплина. — Луганск, 1996.

 

der Sonnenkreis, der Bleistift, der Kugelschreiber... какие длинные и сложные слова! Они станут проще и понятнее, если вы поймёте принцип словосложения в немецком языке. Слова складываются как из кирпичиков, причём род существительных определяется по пoследнему слову, а ударение падает на первое:

das Blei свинец + der Stift палочка = der Bleistift карандаш (когда-то свинцовая палочка).

die Farbe цвет, краска + der Stift = der Farbstift цветной карандаш.

der Filz фетр + der Stift = der Filzstift фломастер.

die Lippen губы + der Stift = der Lippenstift губная помада.

die Kugel шарик + der Schreiber пишущий = der Kugelschreiber шариковая

ручка.

Между существительными в качестве соединения выступают согласные:

-s или -es die Arbeit + der Plan = der Arbeitsplan план работы.

das Jahr + die Zeit = die Jahreszeit время года. -n die Sonne + die Blume = die Sonnenblume подсолнечник.

die Sonne + der Kreis = der Sonnenkreis солнечный круг.

Соединительные согласные читаются связанно q первым словом: Arbeits-zimmer.

В одно слово могут соединяться не только два, но и три и более слов:

der Arm рука + das Band лента + die Uhr часы = das Armband браслет или die Armbanduhr наручные часы.

der Ton звук + das Band лента + das Gerät прибop = das Tonbandgerät

магнитофон.

Обратите внимание:

Род сложного слова из трёх частей определяется тоже по его последней ч.а£ти! Объединяться в одно целое могут самые различные части речи:

bunt пестрый + der Stift палочка = der Buntstift цветной карандаш. groß большой + die Eltern родители = die Großeltern бабушка и дедушка. kennen знать + lernen учиться = kennenlernen знакомиться. fern далеко + sehen смотреть = fernsehen смотреть телевизор. dunkel темный + blаu голубой = dunkelblau тёмно-голубой. da здесь + neben около = daneben рядом.


Особенно хорошо запомните 3 сложных слова:

die Mutter мать + die Sprache язык = die Muttersprache родной язык. fremd чужой + die Sprache язык = die Fremdsprache иностранный язык. der Staat государство + die Sprache язык = die Staatssprache

государственный язык.

Прочитайте сложные слова. Возможно, в них вам услышится нечто знакомое. Попробуйте понять, из каких слов они сложены.

der Buchhalter, das Halsluch, der Eisberg, der Schlagbaum, der Durchschlag, das Postamt, das Wunderkind.

Давайте поближе познакомимся с местом жительства Шаровых. Найдите в тексте сложные слова.

Scharows leben in der Stadt Nishnij Nowgorod. Das ist eine große und schöne Stadt. Sie liegt an der Wolga. Scharows wohnen in der Mininstraße. Das ist eine stille Straße im Zentrum der Stadt. Ihr Haus ist dreistöckig. Die Wohnung liegt im zweiten Stock. Es ist eine Dreizimmerwohnung mit allem Komfort. Sie hat Gas, kaltes und warmes Wasser, Fernheizung, Telefon und einen Balkon. Das Haus hat keinen Fahrstuhl und keinen Müllschlucker. Die Wohnung hat ein Wohnzimmer, ein Schlafzimmer, ein Kinderzimmer, eine Diele, ein Badezimmer, eine Küche und eine Toilette. Die Wohnung ist gemütlich. Die Einrichtung ist modern. Moderne Möbel, schöne Gardinen und Teppiche harmonieren miteinander.

Проверьте, правильно ли вы определили сложные слова:

drei + der Stock этаж = dreistöckig трёхэтажный

drei + das Zimmer комната + die Wohnung квартира = die

Dreizimmerwohnung трёхкомнатная квартира

fern далекий + die Heizung отопление = die Fernheizung центральное отопление

fahren ехать + der Stuhl стул = der Fahrstuhl лифт

der Müll мусор + der Schlucker глотателъ = der Müllschlucker мусоропровод wohnen жить + das Zimmer комната = das Wohnzimmer жилая комната der Schlaf сон + das Zimmer комната = das Schlafzimmer спальня die Kinder дети + das Zimmer комната - das Kinderzimmer детская baden купаться + das Zimmer комната = das Badezimmer ванная

Вы можете на практике проверить свои знания. Напишите рассказ о своей квартире или комнате. Подумайте, у каких глаголов должны измениться окончания и какие притяжательные местоимения должны быть заменены.


Lektion 4

Прочитайте стихотворение, поработайте над правильным произношением числительных, обратите внимание на сложное слово, что оно обозначает?

Dreißig Tage hat September, April, Juni, und November, Februar hat achtundzwanzig, Nur im Schaltjahr neunundzwanzig Alle andern ohne Frage, Haben einunddreißig Tage.

April ist ein Frühlingsmonat.

Juni ist ein Sommermonat.

September und November sind Herbstmonate.

Прочитайте текст. Поищите незнакомые слова в словаре.

Der Herbst ist eine schöne Jahreszeit. Im. September ist das Wetter schön. Es ist warm. Das Thermometer zeigt 15-20 Grad über Null. Es regnet nicht oft. Am Abend geht Maxim im Hof spazieren. Der Hof ist sehr grün. Hier wachsen viele Bäume: Birken, Pappeln. Linden. Besonders schön ist der Ahorn. Seine Blätter sind bunt: gelb, rot, braun, grün. Die Blätter fallen auf die Erde, Die Kinder sammeln sie. Ein Blatt fällt auf Maxim. Er nimmt es.

Blätterfall, Blätterfall,

Bunte Blätter überall!

Lida sitzt am Gartentisch und liest ein Buch. Die Großmutter spricht mit der Nachbarin. Liska und Tusik spielen lustig im Hof. Sie laufen hin und her und springen. Maxim ruft: "Tusik, komm her!" Tusik läuft schnell zu Max. Maxim wirft den Stock und sagt dem Hund: "Nimm den Stock!" Tusik bringt den Stock und gibt ihn Maxim. Beide sind glücklich.

Поговорим о грамматике

К сегодняшнему уроку не были даны новые слова, предполагается работа со словарем. Но почему-то некоторые глаголы невозможно отыскать в словаре.

"Nimm den Stock!" — нет в словаре глагола nimmen!

"Maxim wirft den Stock" — нет в словаре глагола wirfen!

"Tusik bringt den Stock und gibt ihn Maxim" — глагол bringen есть, а глагола giben нет!

Почему, если листьев много, то они fallen, а если один, то fällt? Почему кошка с собакой laufen, а если собака одна, то läuft? Что за путаница с глаголами? Это совсем не путаница, а законное грамматическое явление, которое подчиняется строгим правилам.

Ряд глаголов с буквой е в корне во втором и третьем лице единственного числа меняет е на i. К счастью, таких глаголов в немецком языке не так уж и много. Самые распространённые из них нужно запомнить:

читать lesen du liest, er liest
говорить sprechen du sprichst, er spricht
видеть sehen du siehst, er sieht
помогать helfen du hilfst. er hilft
брать nehmen du nimmst, er nimmt
давать geben du gibst, er gibt
есть (о животных) fressen du frißt, er frißt
бросать werfen du wirfst, er wirft
слыть, считаться gelten du giltst, er gilt
входить treten du trittst, er tritt
встречать treffen du triffst, er trifft
умирать sterben du stirbst, er stirbt
забывать vergessen du vergißt, er­ vergißt

 

Еще ряд глаголов с буквой а в корне получают умлаут во втором и третьем лице единственного числа. Их тоже нужно запомнить:

ехать fahren du fährst, er fährt
падать fallen du fällst, er fällt
нести tragen du trägst, er trägt
ловить fangen du fängst, er fängt
держать halten du hältst, er hält
спать schlafen du schläfst, er schläft
м.ыть waschen du wäschst, er wäscht
расти wachsen du wächst, er wächst
бежать laufen du läufst, er läuft
бить schlagen du schlägst, er schlägt
копать graben du gräbst, er gräbt
печь backen du bäckst, er bäckt
жарить braten du brätst, er brät

 

Нужно также знать, что эти глаголы меняют свой корневой гласный и в

том случае, если у них появляются приставки.

обещать versprechen du versprichst, er verspricht

узнавать erfahren du erfährst, er erfährt

Особенно внимательным нужно быть к чередованию гласных в корне, когда разговор идет на "ты" и глагол стоит в единственном числе:


 

 


Hilfst du deiner Mutter? Sprichst du Deutsch gut?

Liest du jeden Tag Zeitungen? Nimmst du Bücher in der Bibliothek?

Gibst du deiner Katze Fisch?

Ißt du Torte gern?

Fährst du morgen nach Moskau?

Läufst du morgens schnell?

Ja, ich helfe meiner Mutter gern. Nein, ich spreche Deutsch schlecht und langsam.

Nein, ich lese selten Zeitungen. Ja, ich nehme Bücher oft in unserer Bibliothek.

Ja, ich gebe ihr Fisch. Sie frißt ihn gern.

Nein, ich esse keine Süßigkeiten. Ja, ich fahre morgen um 8 Uhr. Nein, ich laufe sehr langsam.


 

 


 

 

Придумайте ещё вопросы с подобными глаголами и ответьте на них.

Кстати: Am Morgen утром

morgens по утрам, утром

morgen завтра

Lernen Sie das Sprichwort:

Morgen, morgen, nur nicht heute, sagen alle faulen Leute.

Изменение корневого гласного у глагола нужно учитывать и при образовании повелительного наклонения.

Der Imperativ — повелительное наклонение, как и в русском языке выражает просьбу, совет, приказ, разрешение, а с отрицанием — запрет. Императив имеет четыре формы.

1) Lies! Читай! Второе лицо единственного числа при обращении к одному лицу, с которым разговаривают на "ты". Образуется от основы глагола во втором лице единственного числа при помощи окончания -е или без него.

Lerne gut! Учись хорошо!

Frag bitte! Пожалуйста, спроси!

Gib mir Zeit! Дай мне. время!

Глаголы с корневыми гласными а, au не получают умлаута.

Du fährst. Ты едешь. Fahre! Поезжай!

Du läufst. Ты бежишь. Laufe! Беги!

Окончание -е никогда не употребляется у глаголов, изменяющих во втором лице е на i и у глаголов kommen приходить и lassen оставлять, заставлять, поручать.

Iß Suppe! Ешь суп!

Nimm das Buch! Возьми книгу!

Komm rechtzeitig! Приходи во-время!

Laß mich in Ruhe! Оставь.меня в покое!

С повелительным наклонением часто употребляется частица mal "-ка".

Sieh mal! Посмотри - ка!

Hör mal! Послушай - ка!

Warte mal! Подожди - ка!

Sag mal! Скажи - ка!

2) Вторая форма повелительного наклонения обращена к двум или нескольким лицам, с которыми мы на "ты". Она совпадает со вторым лицом множественного числа.

I hr lest. Вы читаете. Lest laut! Читайте громко!

Ihr schreibt. Вы пишете. Schreibt richtig! Пишите правильно!

3) Третья форма вежливости совпадает с третьим лицом множественного числа, но личное местоимение Sie стоит после глагола.

Lesen Sie! Читайте!

Sagen Sie bitte! Скажите пожалуйста!

4) Четвёртая форма совпадает с первым лицом множественного числа, но местоимение wir также стоит после глагола.

Wiederholen wir! Давайте повторим,!

Sagen wir das alle zusammen! Скажем это все вместе!

Der Imperativ часто употребляется в школьном обиходе.

Stellt auf! Встаньте!

Setzt euch! Садитесь!

Zählt alle mit! Считайте все вместе!

Komin an die Tafel! Подойди к доске!

Nimm die Kreide! Возьми мел!

Lege die Kreide hin! Положи мел!

Wische die Tafel ab! Сотри с доски/

Entschuldige bitte! Извини, пожалуйста!

А теперь познакомьтесь со школой, в которой учится Максим и преподатает Эмма Карловна.


 

Но сначала — некоторые новые слова и выражения: diese эта

nicht weit von недалеко от das Gebäude здание sich befinden находиться durch через die Tür дверь

Gehen wir die Treppe hinauf! Поднимемся по лестнице!

das Erdgeschoß первый этаж

die Eingangshalle вестибюль

die Fensterbank подоконник

führen вести

О значении некоторых других слов догадайтесь по ситуации.

Diese neue moderne Schule liegt in der Mininstraße, nicht weit von Scharows Haus. Es ist ein großes vierstöckiges Gebäude. Durch die breite Tür kommen wir in die Eingangshalle. Links ist die Garderobe. Im Erdgeschoß befinden sich das Sekretariat, die Bibliothek, die Turnhalle, der Lesesaal und der Speiseraum. Gehen wir die Treppe hinauf. Jetzt sind wir im ersten Stock. Hier befinden sich viele Klassenzimmer. Dort stehen viele Schulbänke und Stühle. Die weiße Tür rechts führt ins Lehrerzimmer. Hier sehen wir viele Tische und einen Schrank. Auf den Fensterbänken stehen Blumen. Der große Saal befindet sich im zweiten Stock. Und in diesem Klassenraum sehen wir Emma Karlowna. Sie unterrichtet Mathematik. Ein Schüler steht an der Tafel. Er zeichnet verschiedene Formen.



 


der Kreis das Quadrat
das Rechteck das Dreieck

 
 

 

Представьте что вы учитель в школе. Какие советы вы можете дать ученикам?

Что вы их можете попросить сделать?

ЗапомнитеI

 

Глагол sein быть образует повелительное наклонение по-особому:

Sei aufmerksam! Будь внимателен! Seid bereit! Будьте готовы!

Seien Sie so gut. Будьте так добры.

Итак, вы — учитель. Предлагайте, советуйте, просите что-либо сделать.

An der Wand hängt ein Kalender. Er zeigt: Heute ist der fünfte Oktober.

Januar ist der erste Monat Februar ist der zweite Monat. März ist der dritte Monat. April ist der vierte Monat.

Обратите внимание на выделенные слова. Это числительные. В немецком языке, как и в русском или английском, различают количественные и порядковые числительные. Прочитайте следующую таблицу.

Количественные Порядковые числительные,

числительные после них обязательно стоит точка

1 eins (один) 1. der erste (первый) am 1. am ersten (первого числа)

2 zwei 2. der zweite am 2. am zweiten

3 drei 3. der dritte am 3. am dritten

4 vier 4. der vierte am 4. am vierten

7 sieben 7. der siebente am 7. am siebenten (или siebten)

10 zehn 10. der zehnte am 10. am zehnten

20 zwanzig 20. der zwanzigste am 20. am zwanzigsten

Lektion 5

21 einundzwanzig 21. der einundzwanzigste am 21. am einundzwanzigsten 30 dreißig 30. der dreißigste am 30. am dreißigsten

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неориторика и лингвистическая прагматика | Система устойчива, если действительные части всех корней характеристического уравнения отрицательны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.