КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Упрощённая система налогообложения
2.1. Сущность упрощённой системы налогообложения
Как указывалось выше, упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций малого бизнеса. Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ. При этом следует иметь в виду, что для организаций и индивидуальных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько различается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги. Закрытый перечень налогов, уплату которых для организаций и индивидуальных предпринимателей заменяет уплата единого налога, приведен в п. 2 ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ. Таблица 1 Налоги и сборы, не исчисляемые при упрощенной системе налогообложения
Как видно из приведенной таблицы, вместо того, чтобы производить расчет пяти наиболее распространенных (и наиболее значительных по величине) на сегодняшний день налогов, бухгалтеру или индивидуальному предпринимателю необходимо будет рассчитать только один налог. Обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законом (при соблюдении всех необходимых условий). Исходя из того, что применение упрощенной системы налогообложения - это особыйналоговый режим, обусловленный действием налогового законодательства, к нему применяются общие принципы налогообложения, установленные первой частью НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 1 НК РФ установлены система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в России; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов России и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Таким образом, установление упрощенной системы налогообложения направлено
на ведение организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в определённом порядкеналогового учета, под которым подразумевается особая система накопления, обработки и обобщения информации, необходимой для исчисления соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет. Основными задачами налогового учета являются: Ø ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; Ø представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и другой информации и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Исходя из сказанного выше, очевидно, что поскольку упрощенная система налогообложения предусмотрена НК РФ, то применяться она может исключительно в целях налогообложения и никоим образом не влияет и не может влиять на порядок ведения организациями, ее применяющими, бухгалтерского учета. На практике у налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему, возникает вопрос, надо лиим вести бухгалтерский учет, если они применяют упрощенную систему налогообложения. До недавнего времени два понятия – бухгалтерский учет и налоговый учет – не разграничивались. При этом предполагалось, что для успешного функционирования организации достаточно правильно отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и на их основе исчислить налоги (а также принять и управленческое решение). Поскольку информация, необходимая для исчисления подлежащих взносу в бюджет налогов (налоговые базы, объекты налогообложения и т. п.), формировалась непосредственно на счетах бухгалтерского учета, у предприятий не было необходимости отдельно вести налоговый учет, а соответственно, – фиксировать способы и методы ведения налогового учета. В настоящее время бухгалтерский и налоговый учеты ведутся каждый по своим правилам, при этом бухгалтерский учет направлен на сбор, регистрацию и обобщение фактов хозяйственной деятельности, а налоговый учет – на правильное и точное исчисление налогов и сборов. Таким образом, бухгалтерский и налоговый учеты представляют собой самостоятельно существующие системы, преследующие разные цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внутри которых регулируются различными законодательными органами. В отличие от налогового учетабухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Такой учет необходим в первую очередь для собственников организации, которые хотят знать о том, какие процессы реально происходят в организации, и каков в конечном итоге результат ее деятельности. Причем обязанность ведения бухгалтерского учета не зависит (и не должна зависеть) от того, какой режим налогообложения применяет конкретная организация. Исключение делается только для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России (т. е. не ведут бухгалтерский учет). Исходя из вышесказанного, ясно, что организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, все-таки придется вести бухгалтерский учет, если, конечно, Минфин России не разрешит им вести и бухгалтерский учет по упрощенной системе (установив данную норму собственными нормативными актами). Необходимо также учесть, что в соответствии со ст. 346.24 НК РФ налоговый учет ведется налогоплательщиками на основании книги учета доходов и расходов, которая утверждается МНС России по согласованию с Минфином России, следовательно, до изменения существующей системы бухгалтерского учета организациям придется не только вести бухгалтерский учет, но и отражать в данной книге все свои доходы и расходы, признаваемые таковыми согласно главе 26.2 НК РФ. Заметим также, что в соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в любом случае сохраняется обязанность ведения кассовых операций и представления статистической отчетности в соответствии с действующим порядком[1]. 2.2. Бухгалтерская отчетность малого предприятия
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98). В состав годовой бухгалтерской отчетности включается: а) Бухгалтерский баланс - форма N 1; б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2; в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: - Отчет о движении капитала - форма N 3; - Отчет о движении денежных средств - форма N 4; - Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5; - пояснительная записка; г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования. В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности. В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, по вопросу, касающемуся обязательного аудита, см. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
2.3. Виды предпринимательской деятельности, не позволяющие применять упрощённую систему налогообложения Ранее упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности была предназначена только для тех организаций(предпринимателей), которые соответствовали критериям, позволяющим отнести их к субъектам малого предпринимательства, установленным ФЗ РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В действующей редакции главы 26.2 НК РФ установлено, что упрощённую систему не могут применять те организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют определённые виды деятельности, реализуют подакцизные товары и минеральное сырье, применяют некоторые другие специальные налоговые режимы, а также подпадают под иные признаки, которые указаны в ст.346.12 НК РФ. Кроме того, одним из главных ограничений является ограничение по доходам организаций. Организация и индивидуальный предприниматель имеют шанс применять упрощенную систему налогообложения, если ими выполняются определенные требования законодателя в отношении осуществляемых видов деятельности, закрытый перечень которых приведен в пп. 2-11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и для удобства читателей представлен в таблице 2. Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |