Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Упрощённая система налогообложения

2.1. Сущность упрощённой системы налогообложения

 

Как указывалось выше, упрощенная система существует как альтерна­тива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый со­временный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречиво­стью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающе­го многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из це­лей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисле­ния налогов для организаций малого бизнеса.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упро­щенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого нало­га, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что для организаций и индивидуаль­ных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько разли­чается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогооб­ложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги.

Закрытый перечень налогов, уплату которых для организаций и ин­дивидуальных предпринимателей заменяет уплата единого налога, приведен в п. 2 ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ.

Таблица 1

Налоги и сборы, не исчисляемые при упрощенной системе налогообложения

Организации Индивидуальные предприниматели
Налог на прибыль организаций, исчисляемый на основании главы 21 ПК РФ (ст. 246-333) Налог на доходы физических лиц, исчисляемый на основании главы 23 НК РФ (ст. 207-233)
НДС, исчисляемый на основании главы 21 НК РФ (ст. 143-178)
Налог на имущество предприятий, исчисляемый на основании Закона РФ от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» № 2030-1 Налог на имущество физических лиц в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности, исчисляемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1
Единый социальный налог, исчисляемый на основании главы 24 НК РФ (ст. 234-245)

Как видно из приведенной таблицы, вместо того, чтобы производить расчет пяти наиболее распространенных (и наиболее значительных по величине) на сегодняшний день налогов, бухгалтеру или индивиду­альному предпринимателю необходимо будет рассчитать только один налог.

Обязать налогоплательщика применять упрощенную систему на­логовое законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому пе­реход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индиви­дуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмот­ренном законом (при соблюдении всех необходимых условий).

Исходя из того, что применение упрощенной системы налогообло­жения - это особыйналоговый режим, обусловленный действием на­логового законодательства, к нему применяются общие принципы на­логообложения, установленные первой частью НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 НК РФ установлены система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в России;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения дей­ствия ранее введенных налогов и сборов субъектов России и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц.

Таким образом, установление упрощенной системы налогообложения направлено

 

на ведение организациями и индивидуальными предпри­нимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в определённом порядкеналогового учета, под которым подразуме­вается особая система накопления, обработки и обобщения информа­ции, необходимой для исчисления соответствующих налогов и испол­нения обязанности по их уплате в бюджет.

Основными задачами налогового учета являются:

Ø ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Ø представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплатель­щики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности в соответствии с федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и другой информации и документов, необходимых для исчисления и упла­ты налогов.

Исходя из сказанного выше, очевидно, что поскольку упрощенная система налогообложения предусмотрена НК РФ, то при­меняться она может исключительно в целях налогообложения и нико­им образом не влияет и не может влиять на порядок ведения организа­циями, ее применяющими, бухгалтерского учета.

На практике у налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему, возникает вопрос, надо лиим вести бухгалтерский учет, если они применяют упрощенную систему налогообложения.

До недавнего времени два понятия – бухгалтерский учет и налоговый учет – не разграничивались. При этом предполагалось, что для успеш­ного функционирования организации достаточно правильно отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и на их осно­ве исчислить налоги (а также принять и управленческое решение).

Поскольку информация, необходимая для исчисления подлежащих взносу в бюджет налогов (налоговые базы, объекты налогообложения и т. п.), формировалась непосредственно на счетах бухгалтерского учета, у предприятий не было необходимости отдельно вести налоговый учет, а соответственно, – фиксировать способы и методы ведения налогового учета.

В настоящее время бухгалтерский и налоговый учеты ведутся каждый по своим правилам, при этом бухгалтерский учет направлен на сбор, ре­гистрацию и обобщение фактов хозяйственной деятельности, а нало­говый учет – на правильное и точное исчисление налогов и сборов.

Таким образом, бухгалтерский и налоговый учеты представляют со­бой самостоятельно существующие системы, преследующие разные цели, имеющие собственную законодательную базу, отношения внут­ри которых регулируются различными законодательными органами.

В отличие от налогового учетабухгалтерский учет представляет со­бой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информа­ции в денежном выражении об имуществе, обязательствах организа­ции и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Такой учет необходим в первую очередь для собственников организации, которые хотят знать о том, какие процессы реально происходят в организации, и каков в конеч­ном итоге результат ее деятельности.

Причем обязанность ведения бухгалтерского учета не зависит (и не должна зависеть) от того, какой режим налогообложения применяет конкретная организация.

Исключение делается только для граждан, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица, кото­рые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России (т. е. не ведут бухгалтерский учет).

Исходя из вышесказанного, ясно, что организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, все-таки придется вести бух­галтерский учет, если, конечно, Минфин России не разрешит им вести и бухгалтерский учет по упрощенной системе (установив данную нор­му собственными нормативными актами).

Необходимо также учесть, что в соответствии со ст. 346.24 НК РФ налоговый учет ведется налогоплательщиками на основании книги уче­та доходов и расходов, которая утверждается МНС России по согласова­нию с Минфином России, следовательно, до изменения существующей системы бухгалтерского учета организациям придется не только вести бухгалтерский учет, но и отражать в данной книге все свои доходы и рас­ходы, признаваемые таковыми согласно главе 26.2 НК РФ.

Заметим также, что в соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ у органи­заций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощен­ную систему налогообложения, в любом случае сохраняется обязан­ность ведения кассовых операций и представления статистической отчетности в соответствии с действующим порядком[1].

2.2. Бухгалтерская отчетность малого предприятия

 

Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

- Отчет о движении капитала - форма N 3;

- Отчет о движении денежных средств - форма N 4;

- Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

- пояснительная записка;

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, по вопросу, касающемуся обязательного аудита, см. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

 

2.3. Виды предпринимательской деятельности, не позволяющие применять упрощённую систему налогообложения

Ранее упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности была предназначена только для тех организаций(предпринимателей), которые соответствовали критериям, позволяющим отнести их к субъектам малого предпринимательства, установленным ФЗ РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

В действующей редакции главы 26.2 НК РФ установлено, что упрощённую систему не могут применять те организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют определённые виды деятельности, реализуют подакцизные товары и минеральное сырье, применяют некоторые другие специальные налоговые режимы, а также подпадают под иные признаки, которые указаны в ст.346.12 НК РФ. Кроме того, одним из главных ограничений является ограничение по доходам организаций.

Организация и индивидуальный предприниматель имеют шанс при­менять упрощенную систему налогообложения, если ими выполняются определенные требования законодателя в отношении осуществляемых видов деятельности, закрытый перечень которых приведен в пп. 2-11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и для удобства читателей представлен в таблице 2.

Таблица 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Общий и специальные режимы налогообложения | Организации и индивидуальные предприниматели, которые не вправе применять
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.