Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературные группировки 20-х годов




Пролетарские культурно-просветительские организации

Литературный процесс 20-х годов

 

Долгие годы образ Октября 1917 года был весьма одноплановым, упрощённым. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Этот образ создавали кинофильмы о штурме Зимнего дворца, о залпе «Авроры», книги о Ленине, скульптурные композиции в честь павших за революцию борцов, песни «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Молодая гвардия», «Интернационал». Величие Октября запечатлели романы А. Серафимовича «Железный поток» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1926), повести и рассказы Б. Лавренёва.

Но помимо произведений, воспевающих революцию, была и другая литература и иные образы: «Окаянные дни» И. Бунина, «Стихи о терроре» М. Волошина, «Солнце мёртвых» И. Шмелёва, «Дни Турбиных» М. Булгакова и др. Эта литература приводит нас к выводу, что и побеждённые, изгнанные на чужбину тоже любили Россию.

Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.

 

(Пролеткульт и «Кузница»)

 

Пролетарские культурно-просветительские организации возникли незадолго до Октябрьской революции. Они имели своей целью выработать новую пролетарскую культуру, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.

Пролеткульт существовал при Наркомате просвещения с 1917 по 1923 год. Идеологами Пролеткульта были А. Богданов, А. Гастев, В. Плетнёв.

«Кузница» - московское литературное объединение, существовавшее в 1920-1923 гг. Первоначально оно состояло из пролетарских писателей, вышедших в 1920 году из Пролеткульта. В «Кузницу» входили В. Кириллов, М. Герасимов, В. Александровский, В. Казин. Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным направлениям – символизму, футуризму, имажинизму. Участники «Кузницы» провозглашали первенство классовой, пролетарской литературы. Главный мотив лирики поэтов «Кузницы» - идеализация труда и пролетариата, металла и машин.

 

«Скифство»

 

«Скифство» - особая историко-философская концепция, духовное братство, объединившее А. Блока, А. Белого, Н. Клюева. Эту концепцию излагал в альманахе «Скифы» критик Р. Иванов-Разумник. Он видел в русском народе дух свободы, вольности и простора, приветствовал революцию как скифский вихрь, натиск, бурю. Скифство – это скрытая, непроявленная душа русского народа, крестьянства.

Концепция «Скифства» - очередной красивый миф о России, революции и народа.

 

 

Название Период существования Члены группы Концепция
ЛЕФ (Левый фронт искусств) 1922 – 1928 В. Маяковский О. Брик В. Арбатов Н. Чужак В. Каменский А. Крученых Б. Пастернак   Пропаганда союза искусства с производством, вера в технический прогресс, утверждение литературы факта, репортажа, монтирования документов вместо художественного вымысла.
«Перевал» 1923 – 1929 А. Воронский (критик, лидер группы) А. Весёлый М. Голодный М. Светлов Э. Багрицкий А. Платонов И. Катаев А. Малышкин М. Пришвин   Свобода писателей от социального заказа, право автора на выбор темы и жанра произведения, борьба с нормативным «управляемым искусством».
Конструктивизм 1924 – 1930 К. Зелинский И. Сельвинский В. Луговской В. Инбер Б. Агапов Е. Габрилович Стремление к фактам, цифрам, к деловой речи, цитатам из документов; подчинение образов и темы произведения его форме, конструкции. В какой-то мере это повторение концепции ЛЕФа.  
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) 1926 – 1931 Д. Хармс А. Введенский Н. Заболоцкий Е. Шварц Пародийно-абсурдное изображение действительности

 

Многие поэты и прозаики существовали помимо этих группировок – как в СССР, так и в эмиграции. Трудно было прикрепить к какой-то школе О. Мандельштама, А. Ахматову, М. Зощенко, А. Грина, М. Цветаеву.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.