КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проза 20-х годов
Для прозы 20-х годов характерно воспроизведение исторических событий и реалий эпохи, наличие напряжённого сюжета и острого социального конфликта. Главной темой прозы 20-х годов ХХ века является тема революции и Гражданской войны. В её освещении проявилось разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей (А. Серафимович «Железный поток», Вс. Иванов «Бронепоезд 14-69», И. Бабель «Конармия», Б. Пильняк «Голый год», А. Весёлый «Россия, кровью умытая»). Пролетарская проза утверждала закономерность и ценность революции. Её герои ориентированы на социальные идеи и классовую борьбу. Основные критерии пролетарской прозы: красные – хорошо, белые – плохо, бедные – хорошо, богатые – плохо. Народ изображается как масса, эволюция которой происходит через осознание революции. Одной из ведущих тем 20-х годов становится тема труда, которая нашёл своё воплощение в производственном романе (Ф. Гладков «Цемент», Н. Ляшко «Доменная печь», В. Катаев «Время, вперёд»). Произведения такого типа отличаются односторонностью трактовки человека, преобладанием производственного конфликта над художественным. Поискам нового героя эпохи посвящены произведения Д. Фурманова «Чапаев», А. Фадеева «Разгром». Новый герой – участник революции, путь его эволюции – это осознание собственной человеческой личности через связь с революцией. Но многие произведения шли вразрез с пролетарской идеологией. Была и другая, неофициальная литература, которая считала факт свершения революции совсем не обязательным условием принятия её как ценности (А. Платонов «Чевенгур»). Герои этой литературы – люди, у которых другие ценностные ориентиры, они ценят общечеловеческие категории (любовь, дружбу, жизнь и т.д.). В 20-е годы возрождается роман-эпопея (М. Горький «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохов «Тихий Дон»). В этих романах расширяются пространственные и временные рамки, масштаб изображения личности, появляется обобщённый образ народа. Не менее сложно предстали в прозе 20-х годов пути и судьбы интеллигенции в период Гражданской войны (К. Федин «Города и годы», В. Вересаев «В тупике», А.Н. Толстой «Хождение по мукам», М. Булгаков «Белая гвардия»). Авторы стремились осмыслить эпоху разлома прежней жизни и её драматическое отражение в сознании и судьбах людей. В центре их внимания – личность, чуждая уходящему миру, но вместе с тем не нашедшая себя в новой действительности. Как свидетельство нарастающей тревоги за будущее начинает развиваться жанр романа-антиутопии (Е. Замятин «мы»). 20-е годы – время расцвета сатиры (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Её тематический диапазон был очень широк: от обличения внешних врагов государства до осмеяния бюрократизма в советских учреждениях. Гражданская война отразилась и в литературе русского Зарубежья (П. Краснов «Великое войско Донское», Р. Гуль «Ледяной поход», А. Деникин «Очерки русской смуты»).
Литература русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 года вне СССР и России. Различают 3 волны русской эмиграции: § первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, носила массовый характер и имела наибольшее культурное и литературное значение (И. Бунин, И. Шмелёв, А. Аверченко, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Куприн, А. Ремизов, И. Северянин, А. Толстой, Тэффи, Б. Зайцев, Саша Чёрный, М. Цветаева, В. Ходасевич); § вторая волна – в конце Второй мировой войны (И. Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, Н. Моршен, Б. Филиппов); § третья волна – после хрущёвской «оттепели» (А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 11175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |