Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриотическая тема

 

Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда – после революции – пришла пора выбирать, она осталась с родной страной, с народом. Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но средства их достижения, основанные на жестокости и поругании человечности, считала неприемлемыми.

Гражданская позиция Ахматовой проявляет себя в патриотизме и отказе от эмиграции, в осуждении кровопролития и насилия, в уважении к истории, в неприятии революционных преобразований.

«Не с теми я, кто бросил землю»

«Родная земля»

«Мне голос был. Он звал утешно»

 

 


ЛЕКЦИЯ № 14.

ПОЭМА А.А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ»

 

1930- е годы стали для Ахматовой временем страшных испытаний. И до этого в газах властей она была человеком крайне неблагонадёжным: в 1921 году её первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян за «контрреволюционную деятельность». В 30-е годы репрессии разрушили её семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, а затем и муж – Николай Пунин. Сама поэтесса жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. Много часов она провела в длинных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе.

Поэма создавалась в течение долгого времени: основная часть (главки поэмы) были написаны в 1935 – 1940 годах, «Вместо предисловия» - в 1957, эпиграф – в 1961. При жизни автора поэма была опубликована в Мюнхене в 1963 году.

«Реквием» - это заупокойная церковная месса, траурная музыка, звучащая в честь Руси, трагический итог и в то же время памятник.

«Реквием» состоит из эпиграфа, прозаического предисловия («Вместо предисловия»), «Посвящения», «Вступления», десяти главок и «Эпилога», состоящего из двух частей.

Поэма посвящена тем, кто «в страшные годы ежовщины» был рядом с лирической героиней «в тюремных очередях», в «оцепенении», «смертельной тоске». Вместе с народом автор и её героиня прошли все круги ада. В поэме соединилось стремление засвидетельствовать правду времени, выразить своё и общее горе с попыткой разглядеть вечный, исторический смысл событий.

Строки для эпиграфа взяты из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали».

В небольшом «Вместо предисловия» обрисована страшная эпоха, «годы ежовщины» в Ленинграде. Лирическую героиню не узнали, а «опознали», всё говорилось шёпотом и на ухо.

«Посвящение» множит жуткие приметы того времени: «тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска». Горе убивает людей, мир превратился в тюрьму.

Во «Вступлении» Ахматова рисует образ «страшного мира» и Руси, «корчащейся под «кровавыми сапогами». На таком фоне начинается развитие сюжета.

Основная часть поэмы состоит из 10 главок. Первая изображает арест Н. Пунина в 1935 году, тогда выпущенного благодаря стараниям Ахматовой. Остальные девять связаны с арестом сына, 26-летнего Л.Н. Гумилёва, в 1938 году, его предварительным заключением и вынесенным ему через семнадцать месяцев приговором.

Первая главка – завязка конфликта героини с властью, отнимающей у неё любимого. Сопоставление со стрелецкими жёнами бесконечно расширяет художественное время и пространство стихотворения. Соединив прошлое и настоящее, Ахматова изображает кровавую историю своей страны.

Во второй главке упоминается любимая народом река Дон, на которую люди бежали в поисках вольности. В этом стихотворении возникает мелодия, отдалённо напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной соединяется с полубредовым образом тихого Дона. Так появляется другой мотив, еще более страшный, мотив безумия, бреда и в итоге – полной готовности к смерти или самоубийству.

В третьей главке (верлибр) переживания героини погружают её в «ночь», в ад, её страдания невыносимы, чрезмерны.

Четвёртая главка построена на антитезе: Царское Село (время юности и счастья) и Кресты (тюрьма, конец жизни). Антитеза «грешница» - «Кресты» обращает уже не к социально-политическому, а к религиозно-философскому содержанию конфликта. Крестный путь героиня проходит «трёхсотой» и не сосчитать, «сколько там неповинных жизней кончается».

Пятая главка начинает рассказ о страстной неделе, превратившейся в «семнадцать месяцев». Молчание сменяется криком, «звоном кадильным». Как знак «скорой гибели» «в глаза глядит… огромная звезда», вызывающая ассоциацию с Вифлеемской, предвещающей одновременно и наступление новой эры, и приближение «великого часа» распятия.

В шестой главке дан образ белых ночей, которые глядят в тюрьму «ястребиным жарким оком». В этом образе смешиваются реальный (летние ночи в Ленинграде) и символистический планы.

названия имеют только три кульминационные главки (VII, VIII и X).: «Приговор», «К смерти», «Распятие».

Седьмая главка «Приговор» сохраняет автобиографическую канву, душа героини «каменеет». О своём «кресте-одиночестве» («опустелый дом») и страдании матери героиня повествует будничным тоном как о выпавшем на её долю новом «деле». Лишь одна недоговорённая фраза («Надо снова научиться жить. А не то…») раскрывает её истинное состояние – напряжение на грани человеческих возможностей, за которым – уход из жизни.

Восьмая главка построена как обращение «к смерти». Героине очень трудно пережить крушение её мира.

Девятая главка развивает мотив «безумия» («бред», «огненное вино»). Героиня Ахматовой осознаёт, что безумие лишает памяти, а значит, и жизни своей и чужой. А в воспоминаниях живут «день, когда пришла гроза», «час тюремного свиданья», образ сына, его «страшные глаза», «милая прохлада рук».

Десятая главка «Распятие» содержит евангельские мотивы. Эпиграфом к ней взята строчка из церковной службы перед Пасхой. в стихотворении акцентирован образ матери, её горе так велико, что даже «небеса… в огне» не так страшны. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы.

Евангельские образы расширяют рамки «Реквиема» до огромного, всечеловеческого масштаба. «Распятие» - это вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного её сына – на небытие.

В христианской традиции распятие Христа – это путь человечества к спасению, к воскресению через смерть, к преодолению земных страстей ради вечной жизни. У Ахматовой же распятие для сына и матери безысходно, как бесконечен Большой террор, как неисчислима вереница жертв и тюремная очередь их жён, сестёр и матерей. «Реквием» не даёт выхода, не предлагает ответа. Даже не открывает надежды на то, что этому придёт конец.

Завершает поэму «Эпилог». Он состоит из двух частей. В первой части эпилога мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже как бы обобщённый, символический, очереди, растянувшейся по всей многострадальной России. Ахматова сливается с этой очередью. Её поэтический голос становится голосом народа. Безжалостная власть пытается превратить человека в обезличенное, покорное, испуганное существо. Но это не уничтожило веру героини в человека, напротив, она чувствует в себе силу думать и молиться «не о себе одной», а «обо всех», кто был с ней в этих испытаниях.

 

 

Во второй части эпилога звучит сама поминальная молитва. Так же, как Ахматова пытается «всех поимённо назвать», весь «стомильонный народ», когда-нибудь будут поминать и её, соткавшую «широкий покров» - погребальный саван для народного горя. Здесь же поэтесса развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по стихотворениям Державина и Пушкина, но приобретающую глубоко трагический облик и смысл. Лирическая героиня хочет, чтобы памятник был поставлен «под красною ослепшею стеною», где она стояла «триста часов» перед входом в ленинградскую тюрьму «Кресты».

В финале поэмы звуки смолкают, всё снова погружается в тишину («И тихо идут по Неве корабли»), страшное прошлое скрывается за пеленой «подтаявшего снега». Слышен только один звук: «И голубь тюремный пусть гулит вдали» (голубь – символ чистоты, нежности, любви, олицетворение Святого Духа).

Поэма «Реквием» - памятник эпохи, среди героев которой и её автор. Ахматова убеждена, что в этой стране останутся в живых люди, которые открыто осудят «ежовщину» и возвеличат тех немногих, кто противостоял террору, кто разделил с народом его судьбу.

«Реквием» с самого начала писался Ахматовой как в принципе непубликуемое произведение, точнее – предназначенное для публикации десятилетия спустя, т.е. адресованное не современникам, а потомкам, которые, наверное, не будут знать, как «это было».

И даже в начале 60-х годов «Реквием» не попал в число официально разрешённых антисталинских произведений, осуждавших «культ личности». «Реквием» Ахматовой содержал в себе огромный потенциал духовно-нравственного неприятия советской действительности – в любом её варианте: ленинском, сталинском, хрущёвском, брежневском. Поэтому это великое произведение поэта и гражданина было отвергнуто официальной советской литературой.

 

Ключевые образы поэмы:

§ образ города;

§ образ сына;

§ образ опустевшего дома;

§ образ камня;

§ образ Богородицы;

§ образ памятника.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 15.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема поэта и поэзии. Первый съезд Союза писателей СССР | Исторической преемственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.