Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юнна Мориц




Евгений Евтушенко

 

В отличие от Рождественского, Евгений Евтушенко не только с первой попытки смог поступить в Литературный институт, но молодого поэта практически с первого вышедшего сборника принимают в Союз писателей. Поэзия Евтушенко была не мрачно-политичной, как у Вознесенского и не такой возвышенно-романтичной, как у Ахмадулиной. Его стиль — это позитивная и радостная лирика. Вектор ее — через тернии к звездам. Несмотря на общую позитивную волну собственного творчества, Евтушенко затрагивает и остро-политические темы. Тем не менее, по отзывам современников, Евгений Евтушенко всегда умел ладить с властями. Его охотно выпускали за границу, и он представлял русскую поэзию во многих странах мира.

Юнна Мориц — одновременно и типичная, и атипичная представительница «шестидесятников». Сформировал ее политические взгляды тот факт, что она выросла в семье «врага народа». Ее отец прошел сталинские лагеря, после возвращения из которых потерял слух. Дерзкая, талантливая, обладающая самобытным поэтическим талантом Юнна могла бы блестяще учиться в Литинституте, если бы не дух бунтарства, который сквозил в каждой строчке ее стихов. Тем не менее, ее произведения печатают. Ее поэзия настолько яркая, беспафосная и настоящая, что многие издатели идут на риск оказаться в немилости у властей, но публикуют ее стихотворения в своих журналах. Уникальность ее как поэтессы также в том, что, являясь жесткой и хлесткой в гражданской лирике, она одновременно пишет добрые и смешные стихи для детей. Иногда, правда, эти две грани ее поэзии странным образом перекликаются, как в стихотворении «Колыбельная без вранья».

 

Авторская песня

 

Авторская песня – это новый жанр, порожденный культурой «шестидесятников». Отцом авторской песни стал Булат Окуджава, начавший в конце 50-х исполнять под гитару песни собственного сочинения. Вскоре появились другие авторы — Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, ставшие классиками жанра. Появился аудио-самиздат, разнесший голоса бардов по всей стране.

 

 

Проза «Оттепели»

 

Обновлённый социалистический реализм:

 

1. Произведения мемуарно-биографического характера, посвящённые судьбам культуры в советскую эпоху и создателям этой культуры.

И. Эренбург. «Люди, годы, жизнь»

К. Паустовский. Повесть о жизни»

В. Катаев. «Трава забвения»

2. Новая концепция советской истории, произведения о Ленине и Сталине, о негативных явлениях в период сталинизма.

М. Шагинян. «Четыре урока у Ленина»

В. Катаев. «Маленькая железная дверь в стене»

Э. Казакевич. «Синяя тетрадь», «Враги»

П. Нилин. «Жестокость»

С. Залыгин. «На Иртыше»

Г. Николаева. «Битва в пути»

3. «Молодёжная проза» (молодых авторов о молодых героях).

В. Аксёнов. «Звёздный билет»

 

4. Зарождение «деревенской» прозы.

А. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

5. Научная фантастика

И. Ефремов. «Туманность Андромеды»

Критический реализм:

 

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

В. Гроссман. «Жизнь и судьба»

А. Терц. «Суд идёт»

Аржак. «Говорит Москва»

 

 

Драматургия «Оттепели»

 

1. Художественно-публицистическая драма (актуальные проблемы, чаще политического характера).

Л. Зорин. «Декабристы»

А. Свободин. «Народовольцы»

М. Шатров. «Большевики»

 

2. Социально-психологическая драма (обращение к внутреннему миру человека).

А. Арбузов. «Иркутская история», «Мой бедный Марат»

В. Розов. «Вечно живые»

А. Володин. «Пять вечеров», «Старшая сестра»

 

3. Комедии.

В. Розов. «В добрый час», «В поисках радости»

 


«Послеоттепельное двадцатилетие» (1965 – 1985)

 

 

После смещения Хрущёва с поста руководителя страны в октябре 1964 года официально в СССР был взят курс на дальнейшую демократизацию, но на самом деле происходил процесс свёртывания «оттепели», откат назад. Но возвращение к прошлому уже было невозможно. К политике массовых репрессий новое руководство не вернулось. К инакомыслящим применялись новые методы: карательная психиатрия, насильственное лишение советского гражданства и высылка за границу, в некоторых случаях – тюрьма. Хотя провозглашалось, что СССР вступил в период развитого социализма и семимильными шагами движется к коммунистическому обществу, на самом деле процесс демократизации советского общества был заморожен.

Развитие русской литературы в период «послеоттепельного» двадцатилетия приняло сложный характер. Чётко разделились литература официальная и неофициальная.

Официальная литература была представлена «секретарской» литературой (книги секретарей союза писателей) и творчеством представителей легальной оппозиции – писателей, остававшихся приверженцами социализма, но считавшими нужным правдиво и критично писать о происходящем в обществе (А. Твардовский, Ю. Трифонов, В. Шукшин, В. Распутин).

Неофициальная литература представлена творчеством писателей-диссидентов (А. Солженицын, В. Шаламов, Г. Владимов), творчеством представителей андеграунда (Венедикт Ерофеев, Виктор Ерофеев, В. Сорокин, Саша Соколов), творчеством представителей третьей эмигрантской волны (И. Бродский, Саша Соколов, Б. Кенжеев, З. Зиник, Э. Лимонов).

 

Период с 1965 по 1985 гг. часто называют «годами застоя». Но это определение явно несправедливо ни по отношению к нашей науке, ни к искусству, ни к литературному процессу. Именно в эти годы появились новые литературные направления: течения «деревенской» прозы, «городской» (или интеллектуальной) прозы, «военной» прозы, расцвела авторская песня (В. Высоцкий, А. Галич) и студийный театр. Была создана историческая романистика (В. Пикуль, В. Чивилихин, Д. Балашов), произошёл влёт научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие).

Несмотря на серьёзные трудности, литература «послеоттепельного» двадцатилетия достигла серьёзных успехов и сумела возвратить русской литературе статус одной из ведущих литератур мира.

 

Поэзия «послеоттепельного» двадцатилетия

 

Реализм:

А. Тарковский

И. Бродский

Модернизм:

Л. Губанов

Г. Айги

Холин

Сапгир

А. Монастырский

О. Григорьев

И. Бродский

Постмодернизм:

Всеволод Некрасов

Лев Рубинштейн

Д. Пригов

Авторская песня:

В. Высоцкий

А. Галич

Б. Окуджава

 

Проза «послеоттепельного» двадцатилетия

 

I. «Секретарская» литература.

II. Оппозиционные направления:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.