Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проза андеграунда

Проза писателей-диссидентов

 

Писатели-диссиденты полностью отвергали существующую общественно-политическую систему как антигуманную, выступали с позиций общечеловеческого гуманизма. Возникло не только литературное, но и политическое диссидентство. (Диссидентство – инакомыслие, несогласие с господствующей официальной идеологией, противостояние существующему режиму, правительству).

Под влиянием А. Солженицына многие писатели постепенно обращаются к осмыслению тоталитаризма. Появляется целый пласт подпольной антитоталитарной прозы.

А. Солженицын. Романы «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»

В. Шаламов. «Колымские рассказы»

Г. Владимов. Повесть «Верный Руслан»

А. Бек. Роман «Новое назначение»

Ю. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей»

А. Рыбаков. Роман «Дети Арбата»

В. Дудинцев. Роман «Белые одежды»

А. Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая»

 

Андеграунд (в переводе с англ. – подземный, подпольный) - искусство неофициального и экспериментального направления, сформировавшееся как эстетическая оппозиция официальному искусству. Произведения андеграунда в СССР не печатались, а существовали в самиздате.

У андеграунда две основные заслуги перед русской литературой: возрождение модернизма и создание русской ветви постмодернистской литературы.

 

А) Модернизм

 

Саша Соклов. Роман «Школа для дураков»

Е. Харитонов. Книга рассказов «Слёзы на цветах»

Ю. Мамлеев. Роман «Шатуны»

В. Аксёнов. Роман «Ожог» (на границе модернизма и постмодернизма).

Модернизм (от лат. современный, недавний) – литературное направление ХХ века, основной задачей которого является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. Основоположниками модернизма являются М. Пруст («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойс («Улисс»), Ф. Кафка («Процесс»).

 

Б) Постмодернизм

 

Венедикт Ерофеев. Поэма в прозе «Москва – Петушки»

Абрам Терц. Книга «Прогулки с Пушкиным»

А. Битов. Роман «Пушкинский Дом»

Виктор Ерофеев. Рассказ «Жизнь с идиотом»

В. Сорокин. Роман «Норма»

Постмодернизм (в переводе с нем. «то, что следует после модернизма») – литературное направление, пришедшее на смену модернизму, отличающееся разнообразием элементов, цитатностью, погружённостью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира в эпоху мировых войн, научно-технической революции, информационного «взрыва» и плюрализма.

Теоретиками постмодернизма являются Жак Деррида и Мишель Фуко. Согласно теории постмодернизма, мир – это текст, а текст – единственно возможная модель реальности. Мир постигается человеком лишь в виде той или иной истории, рассказа о нём. Мир-текст – это совокупность всех текстов, созданных за историю человечества, в которых представлены различные религиозные, философские, этические, эстетические, идеологические, научные идеи, концепции, гипотезы, мифы.

В постмодернизме утверждается идея плюрализма (множественности) истины и используется новый тип знака, который называется симулякром.

Симулякр (от фр. «стереотип, псевдовещь, пустая форма») – в эстетике постмодернизма занимает место, принадлежащее художественному образу в классической литературе. Но если художественный образ обладал сходством с оригиналом, то симулякр уже далёк от своего первоисточника. Симулякр – образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишённое подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность.

Основные понятия и приёмы постмодернизма:

§ метатекст – набор связанных с каким-то произведением текстов, помогающих понять текст или его роль в культуре (черновиков, прототипов, пародий, продолжений. критических статей и т.д.);

§ интертекстуальность – отношения между текстами, неизбежная включённость любого из них в контекст мировой литературы (отсылки к сказкам и мифам, популярным жанрам и т.п.);

§ ирония, игра, чёрный юмор;

§ пастиш – комбинирование, склеивание элементов разных произведений или разных жанров; пастиш – это одновременно и фантазия, и пародия;

§ фабуляция – смесь вымышленного с реальным;

§ временн о е искажение;

§ магический реализм – смешение реалистического и фантастического, запутанные сюжеты, использование снов, сказок, мифов, обращение к неожиданному, шокирующему и т.п.;

§ пойоменон (от древнегреч. «создание») – особый тип метапрозы, в котором речь идёт о процессе творчества, книга о создании книги;

§ поп-арт – приём «найденных вещей» (например, помещение в произведение текстов афиш, реклам, уличных лозунгов и т.п. Немецкий писатель Кристиан Крахт создал целый язык, составленный из названий престижных брендов и дорогих лейблов);

§ постмодернистский коллаж (страницы романа не нумерованы и не сброшюрованы, читатель волен прочитывать их в любом порядке);

§ паранойя и шизоанализ (отсутствие упорядоченной системы, поиски порядка бессмысленны и абсурдны; шизофрения – высшая форма безумия как главное освободительное начало для личности и движущая сила общества);

§ технокультура и гиперреальность – понимание реальности средствами технологий информационного общества (телевидение, компьютер, мобильная связь, Интернет и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проза представителей легальной оппозиции | Постмодернистская драма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.