КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: «Биогеохимические циклы элементов»
Лекция № 3
Все вещества на нашей планете находятся в процессе круговорота. Выделяют большой (геологический) и малый круговороты (биологический) вещества. При рассмотрении биогеохимического круговорота любого вещества необходимо выделять две части запаса этого вещества: ¾ обменный фонд – часть элемента, которая находится в круговороте, он составляет незначительную часть общего объема элемента; ¾ резервный фонд – часть элемента, которая не циркулирует, однако при необходимости может быть включена в круговорот. Различают газообразный резервный фонд, который находится в атмосфере и является наиболее подвижным и доступным (N, C) и осадочный (P, S), который находится в литосфере или гидросфере и труднее включается в обменный фонд по двум причинам: ¾ он предварительно должен быть переведен в водорастворимое состояние, чтобы живые организмы могли его ассимилировать; ¾ он доступен не везде одинаково, потому что может находиться под Землей на разной глубине. Биогеохимический круговорот азота. Азот имеет газообразный резервный фонд (рис. 1). Из резервного фонда азот включается в обменный фонд тремя путями: 1. Атмосферная фиксация. Под действием грозовых разрядов происходит превращение N2 в NO2 и NO4, эти газы, взаимодействуя с водяным паром, выпадают на землю в виде азотной кислоты. Нитраты, которые в результате образуются в почве, поглощаются растениями и включаются в биологический круговорот. 2. Биологическая фиксация.Азот вовлекается в обменный фонд азотфиксирующими бактериями, которые переводят его в доступные для растений формы. 3. Промышленная фиксация. Человек научился превращать газообразный азот в минеральные азотные удобрения, которые после внесения в почву усваиваются растениями в аммиачной и нитратной форме. Пополнение резервного фонда из обменного фонда происходит путем денитрификации, которую осуществляют денитрифицирующие бактерии.
Рис. 1. Биогеохимический круговорот азота
Вмешательство человека в круговорот азота заключается в следующем: ¾ в сжигании древесины и ископаемого топлива, что в свою очередь приводит к выбросу оксидов азота, которые при соединении с водяным паром превращаются в азотную кислоту (HNO3). При выпадении таких осадков происходит увеличение кислотности почв и водоемов; ¾ в добыче полезных ископаемых для производства минеральных удобрений, при этом увеличивается оборот азота; ¾ вынос из почвы ионов при сборе урожая. Биогеохимический круговорот углерода. Углерод имеет газообразный резервный фонд (рис. 2). В биологическом круговороте углерода выделяются три стадии: ¾ зеленые растения, поглощая углекислый газ из воздуха, создают органическое вещество; ¾ животные, питаясь растениями, продуцируют другие соединения, содержащие углекислый газ; ¾ микроорганизмы разрушают вещество мертвых организмов и освобождают углерод. Источники углерода: ¾ естественные: углекислый газ, поступающий в атмосферу при дыхании растений в темное время суток, вулканы; ¾ антропогенные: промышленность, автомобильный транспорт, добыча и сжигание углеводородного топлива, вырубка лесов.
Рис. 2. Биогеохимический круговорот углерода Биогеохимический круговорот фосфора. Фосфор имеет осадочный резервный фонд (Рис. 3). Пополнение обменного фонда за счет резервного происходит в результате выщелачивания горных пород, содержащих фосфор (в основном месторождений апатитов). Из обменного фонда фосфор выводится в нерастворимой форме в составе костей скелета отмирающих животных, которые пополняют резервный фонд, и в виде растворимых фосфатов в составе мягких тканей, которые затем снова вовлекаются в обменный фонд. Вмешательство человека в круговорот фосфора заключается в следующем: ¾ под влиянием хозяйственной деятельности человека резко увеличился поверхностный сток, выносящий фосфор в море. Здесь фосфор включается в мелководные отложения, откуда далее может как включаться в биологический круговорот, так и переходить в глубоководные отложения и вообще выводиться из биогеохимического круговорота; ¾ применение фосфорных удобрений, что в ряде случаев может вызвать загрязнение окружающей среды фосфором.
Рис. 3. Биогеохимический круговорот фосфора Биогеохимический круговорот серы. Основное выделение серосодержащих составляющих происходить через: ¾ вулканы (H2S, SO2); ¾ болота (H2S). В биосфере сульфидная сера (SO3) окисляется до сульфатной (SO4) почв и водоемов. Сульфаты поглощаются растениями и входят в состав аминокислот, белков и эфирных масел. Поедая растения, серу получают животные. При разрушении белков с участием микроорганизмов образуется сероводород, который в дальнейшем окисляется либо до серы, либо до сульфатов. В первом случае формируются месторождения серы биогенного происхождения, во втором – залежи гипса. Антропогенная деятельность привела к увеличению количества серы в круговороте веществ (из 100% круговорота серы 65% приходится на антропогенную составляющую). Рис. 4. Биогеохимический круговорот серы
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |