КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекций для 1 курса за осенний семестр – 2008 год
План И управленческий потенциал организационного поведения Организационная сущность управления Лекция 3. Приглашаются все желающие. Справки по телефону 2337896 Ул. Кремлевская, 35 НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА им. ЛОБАЧЕВСКОГО, 1 ЭТАЖ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ УЧЕНОГО СОВЕТА КФУ, Марта в 17.00 Горизонты и тупики Доктор социологических наук ВЛАДИМИР ИЛЬИН На публичную лекцию профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций Санкт-Петербургского университета
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: Лекция посвящена обсуждению повседневных практик и жизненных стратегий россиян в условиях формирующегося общества потребления, которое в отличие от высокоразвитых стран мира формируется в нашей стране в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Автор предложит свой ответ на вопрос о том, в какой мере категория «общество потребления», сконструированная применительно к западной культуре, применима как аналитический инструмент для анализа социокультурных процессов в современной России. На материалах отечественной истории постсоветского периода будет показано возникновение этого феномена в России, отражены его особенности, парадоксы и перспективы.
(Институт сравнительных исследований модернизации обществ) 1. Организационное поведение в системе управленческих отношений. 2. Мотивация и стимулирование в системе организационного поведения. 3. Циклическая природа управления и организационное поведение. 1. Организационное поведение в системе управленческих отношений. Организационное поведение – это поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы, результат управленческий усилий. Поведение в организации должно быть управляемым. Это главное условие использования организационной формы для достижения целей. Например, падение объема продаж заставляет не только обратиться к технологическому процессу, но и рассмотреть возможность изменения поведения сотрудников. Характеристики управляемости организационной системы
Если организационное поведение понимать как управленческий процесс, то изучению и трансформации подлежат управленческие отношения. Организатором управленческих отношений является руководитель, но это не означает, что управленческие отношения являются вектором, направленным из одного руководящего источника в сторону подчиненных. Управленческие отношения представляют собой пространство, конституируемое различными векторами, Это могут быть следующие векторы: 1. Векторы воздействия (власти) и влияния (авторитета). 2. Отношения зависимости подчиненных от руководителя и руководителя от подчиненных (их квалификации, ответственности, готовности продуктивно трудится). 3. Отношения зависимости между подразделениями, между службами различных иерархических уровней, между вышестоящими и нижестоящими руководителями (горизонтальные, диагональные, вертикальные). 4. Вектор стихийность – сознательность. Управленческие отношения могут складываться стихийно или моделироваться целенаправленно.
Соотношение стихийности и целенаправленности управленческих процессов – это характеристика организационного порядка фирмы, учреждения, предприятия. Моделирование управленческих отношений осуществляется руководителем по линиям: субординации (т.е. взаимодействий, выстроенных иерархически «сверху вниз») координации (т.е. «горизонтальных» взаимодействий, на стыках проблем). Если субординационное поведение может строиться в пределах узкофункциональных представлений, то координация поведения, как взаимоувязывание проблем на «стыках» подразделений, требует более широкого, панорамного видения проблем. Когда «стыковые» проблемы решаются более эффективно – доминирует сплачивающая модель поведения как широкий спектр взаимодействий, взаимоподдержек, взаимостраховок в решении совместных задач. В противном случае коммуникации между сотрудниками сужены до минимального набора прямых производственных функций. Практика организационного консультирования в российских фирмах показала, выявила два диаметрально противоположных типа организаций: 1. тип. Доминирует приобщенный тип работника и высокий уровень взаимосогласованности. Модель поведения – сплачивающая. 2 тип. Доминирует отчужденный тип работника и высокий уровень рассогласований,а его модель поведения оказывается разобщающей[1]. Большинство реальных фирм занимают позицию в континууме между этими двумя типами, тяготея к тому или иному полюсу. В социальных науках традиционно противопоставляется два типа отношения к работникам: инструментальное и ценностное. В фирмах первого типа преобладает ценностное отношение «люди наше главное богатство». Отношения в организациях второго типа часто строятся в соответствии со словами «Вы за это деньги получаете, вы должны». Ценностное отношение, вера в способности работников и стремление заинтересовать их в результатах деятельности способны разблокировать мотивационные ресурсы работников, в то время как равнодушие к их интересам и способностям способны заблокировать и способности и мотивы продуктивной деятельности. Кроме того, что инструментальное или ценностное отношения преобладают в той или иной организации, существует различие в ориентации управляющих и управляемых. Инструментальное отношение более характерно для управляющих высшего звена, в то время как персонал ожидает к себе ценностного отношения и негодует, сталкиваясь с проявлениями инструментализма. Противоположность ценностного и инструментального отношения – одна из граней противопоставления управляющих и управляемых как «мы – они». Пространство управления в фирме выстраивается формализованными и личностными (персонализованными) отношениями и зависимостями. Базовой, первичной в организации является формализованная структура отношений – она совпадает с штатно-должностной структурой. Неформальная, персонализованная структура в управлении организацией складывается под воздействием стихийных факторов или целенаправленного управленческого воздействия. Поскольку работники должны выполнять должностные обязанности в обязательном порядке, формализованная структура управления выполняет понуждающую функцию. Персонализованная структура вовлекает работников в самоорганизацию, поэтому выполняет стимулирующую функцию. Комбинация формализованных и персонализованных отношений образует полюса управленческого пространства. Такими полюсами являются: бюрократическая – инноваторская, технократическая – гуманизаторская, автократическая – демократизаторская ориентации.
Каждая из ориентаций является идеально-типической. В реальности управленческие отношения располагаются в континууме между крайними ориентациями. Выбор управленческой ориентации осуществляется преимущественно на основе предпочтений конкретного руководителя. Представим каждую из управленческих ориентаций в виде схемы.
[1] Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 2007. С. 70.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |