КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №6
16.03.12 02.03.12 Институциональная структура общества
1. Институциональная среды 5 3 6 2. Инст. соглашения 2 7 4 1 3. Индивид
Инст. среда – это правило игры, определяющее контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые, политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения. Инст. среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами. Инст. соглашения – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хоз. единицы и определяющая способ их кооперации или конкуренции.
1 связь: поведенческие предпосылки (от них зависят модели рынков, фирм и гос-ва). Поведение человека формирует его ценности. 2 связь: влияние инст. соглашений друг на друга (выражаются в изменении отношений на рынке или структуры рынка в результате поведения фирм). 3 связь: изменение системообразующих правил игры (изменение в ценообразовании, налогообложении, таможенном регулировании, антимонопольном регулировании, правилах лицензировании, регистрации предприятий и т.д.). Все это влияет на эффективность инст. соглашений, т.к. изменяются затраты на использование существующих институтов или создание новых (трансакционных). 4 связь: формирование институциональными соглашениями социальных условий жизни индивидов (предпочтения индивида оказываются зависимыми от инст. соглашений). Изменение размера и структуры выбора приводит к изменению предпочтений индивида. 5 связь: влияние инст. соглашений на инст. среду (воздействие индивида через организацию на формирование системообразующих правил игры) 6 связь: формирование инст. средой соц. условий жизни индивида (см. 4 связь). 7 связь: влияние индивида на инст. среду посредством участия в политическом процессе (в часности в выборах).
Воспроизводство – это непрерывно постоянно повторяющийся процесс производства. Благо – это нечто, что может удовлетворить потребности. 1. материальные и нематериальные; 2. частные и общественные, 3. ограниченные (экономические): · средства производства земля труд капитал – это стоимость, позволяющая создавать новую увеличенную стоимость. · предметы потребления и неограниченные
Основная цель экономики непрерывное воспроизводство материальных благ. Институциональная экономика – это научное направление современной экономической мысли, исследующие проблемы экономической теории и хозяйственной практики в их взаимообусловленности с институциональными изменениями (введены новые факторы, влияющие на экономику и новые социальные). Поведение хозяйствующих субъектов, действия законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов и т.д. зависят от принятых в обществе институтов. Без институтов социально-экономическая жизнь невозможна: общество представляло бы собой множество несвязанных друг с другом сегментов, групп, индивидов. Развитие социально-экономических отношений должно сопровождаться развитием институтов. Игнорирование роли и значения институтов, не совместимость экономических реформ господствующей в обществе с системой институтов изначально обрекает реформы на неудачу. Виды экономические институты: 1. Инс-т собственности - естественный 2. ипотеки 3. банкротства 4. налогообложения 5. розничной торговли 6. неформальных отношений (связи) - естественный 7. бартера (товарный обмен) - естественный 8. рынка (в целом) 9. биржи 10. выборных органов, парламента 11. самоуправления 12. взаимного кредитования 13. полиции, таможни 14. коррупции 15. демократии 16. контрактного найма на работу 17. ренты – естественный 18. социальной политики 19. образовательный 20. приватизации 21. открытых акционерных обществ 22. права 23. здравоохранения 23. пенсии 24. пособий по безработице 25. промышленной политики и т.д.
Сущность и классификации правил. Правила – это общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии их с другими индивидами или группами. Правила формируют институт, если они применяются более чем к одному человеку è любой институт определяется через правила, но не всякие правила будут институтами. Правила, обеспечивающие структуризацию отношений между людьми, принимают форму прав. Права – это продукт правил. Особенности правил определяют специфику прав. Правила обладают важным свойством: распределительными последствиями: расширение или закрепление прав одного индивида означает ограничение прав другого. Классификация правил: · по уровню 1) коллективного действия (это правила более высокого порядка, от них зависит порядок изменения и применение операциональных правил); 2) операциональные правила – определяют взаимоотношения между людьми по поводу пользования тем или иным редким ресурсом и распределение дохода. В соответствии с этими правилами существуют права коллективного действия и операциональные права. К операциональным правам относятся права доступа и права извлечения дохода. К правам коллективного действия – права управления, права исключения и права отчуждения. - обладатель права управления может определять способ использования и трансформации ресурсов. - права исключения дает возможность ограничивать круг лиц, которые могут обладать правом доступа. - права отчуждения позволяет передавать другому лицу все перечисленные полномочия. · по степени формализации 1) формальные правила (обеспечены защитой со стороны гос-ва) 2) неформальные (защищены другими механизмами, отличными от гос-ва)
Между собой данные правила связаны: - неформальные являются источником формирования формальных (система прав, основанная на прецедентах) - могут быть расширением и дополнением формальных правил - могут быть заменителем формальных (когда формальные сведены к нулю) - формализация неформальных правил - неформальные правила могут противоречить формальным
· классификация Дугласа Норта 1) конституционные (политические) – определяют иерархическую структуру гос-ва; 2) экономические (являющиеся основой возникновения прав собственности) – определяют возможные формы организации хоз. деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются или конкурируют. 3) контрактации – определяют способы, порядок и условия заключения и реализации контракта. внутренние: устанавливают общие ограничения общего зарактера внешние действуют извне.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |