КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон единства и борьбы противоположностей и
Диалектический материализм, в отличие от метафизического, исходит из того, что наши понятия причины и следствия упрощают, огрубляют действительность, искусственно изолируя причину и следствие от единого мирового процесса. Структура — это взаимосвязь и взаимообусловленность элементов объекта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т. е. обеспечивающая сохранение его основных свойств при различных изменениях. Система — это единство элементов и структуры сложного целого. Предметы и процессы действительности образуют собой сложное целое, т. е. выступают как системы, причем степень их сложности может быть такова, что целое обнаруживается как единство нескольких (а может быть и множества!) систем, связанных между собой определенным образом, зависящих друг от друга. В этом случае говорят о соподчиненности, субординации и координации систем целого, о подсистемах системы. Классификация систем может даваться по самым различным основаниям, в зависимости от потребностей той или иной теории. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. Первые — это материальные объекты и их совокупности, образующие устойчивое целое. Их принята делить на неорганические (физические, химические и т. д.) и органические системы (от простейших до сложных биологических объектов). Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы, чрезвычайно сложные по своей структуре, формам, видам и т. д. Абстрактные системы — это продукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т. д.). Если в основание деления систем кладется признак их устойчивости или изменчивости при взаимодействии с другими системами, то различают статичные и динамичные с истемы. В статичных системах их состояние с течением времени остается относительно постоянным, а в динамичных их состояние меняется. По характеру взаимоотношений системы и среды выделяют закрытые и открытые системы. Закрытая система не обменивается со средой веществом, а обменивается только энергией. В открытой системе происходит обмен со средой как веществом, так и энергией. При классификации систем необходимо помнить, что особенностью любой классификации являетсяееотносительность. Следовательно, нет абсолютно статичных и абсолютно динамичных систем. Статичные системы не являются неизменными. Они изменяются, но степень их изменения значительно меньше степени изменения динамичных систем за один и тот же промежуток времени. И статичные и динамичные системы обладают моментами устойчивости и изменчивости, но в статичных системах устойчивость, сохранение преобладает над изменчивостью, а в динамических системах момент изменчивости преобладает над устойчивостью. Все это в полной мере относится и к делению систем на закрытые и открытые. Оно также относительно. Рассматривая отношение категорий «часть и целое» к категориям «элемент—структура—система», следует подчеркнуть, что они связаны между собой не только исторически, но и логически. Антиномии части и целого возникли потому, что не учитывалась такая «часть» целого, как его структура, определяющая специфику целого по отношению к его частям. Разрешение внутреннего противоречия категорий «часть» и «целое» привело к возникновению новых категорий «элемент — структура — система». Последние, в свою очередь, оказываются внутренне противоречивыми. Так, например, категория «структура», характеризуя строение целого, его внутренние связи и отношения, т. е. нечто отличное от элементов, оказывается противоречивой, так как структура вещи является одним из ее элементов. Возникает необходимость поиска разрешения нового противоречия. В связи с этим следует отметить, что развитие науки идет через возникновение и разрешение противоречий. Последнее дает толчок к колоссальному приращению наших знаний, открытию новых принципов, созданию новых теорий. В настоящее время в конкретных науках большое распространение получили системный подход к изучаемым явлениям, методы структурно-функционального и системного анализа. Системный подход к изучаемым объектам предполагает раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный анализ применяют, как правило, к тем сложным объектам, которые содержат фактор или ряд факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Эти факторы обусловливают неопределенность в поведении объекта, многообразие его возможных вариантов. Системный анализ—это совокупность методов, применяемых для анализа таких объектов. В широком смысле слова системный анализ совпадает с системным подходом, но, в отличие от него, системный анализ предполагает построение обобщенных моделей объекта, отображающих все факторы и взаимосвязи реальных ситуаций, в которых может оказаться объект. Это создает многообразие вариантов, на основе которых осуществляется выбор необходимого решения той или иной задачи. Структурно-функциональный анализ— это один из принципов системного анализа явлений и процессов действительности. Согласно этому принципу в процессе анализа объекта необходимо выявлять его структурно расчлененную целостность, каждый элемент которой имеет определенное функциональное значение, выполняет определенную функцию. Термин «функция» имеет два значения: 1) роль элемента, которую он выполняет по отношению к другим элементам или по отношению к системе в целом; 2) зависимость, при которой изменение элемента ведет к изменению других элементов или системы в целом и, наоборот, изменение системы ведет к изменению ее структурных элементов.
Структура предмета и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Эта обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания.Категории содержание и форма используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованного целого. В процессе внутреннего взаимодействия элементов вещи и ее внешнего взаимодействия с другими вещами происходит изменение данного объекта. Однако изменение это не абсолютное, а относительное, т. е. в течение какого-то промежутка времени вещь сохраняет свою качественную определенность, остается данной вещью. Почему вещь оказывается внутренне противоречивой—устойчивой и изменчивой одновременно? Мы уже знаем, что любой предмет представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, обладающих в этой системе определенными функциями. Вследствие сложности системы возникает разновременность изменения ее составных частей. Предмет изменяется как бы по частям, в зависимости от тех типов взаимодействий, в которых находятся его элементы. Сложность системы обусловливается ее структурой и функциями отдельных элементов. Именно структура, в конечном итоге, обусловливает устойчивость вещи. Понятие «форма» иногда отождествляют с понятием «структура», а понятие «содержание» с понятием «совокупность элементов». Хотя для этого имеются определенные основания, но отождествлять их не следует. Так, например, содержание понятия «человек» не сводится к определению совокупности тех физических атомов, из которых состоит тело человека. Другими словами, структура является необходимым элементом формы, но форма не сводится к структуре; совокупность элементов необходима для содержания, но содержание вещи не сводится к совокупности ее элементов. Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма — это способ существования и выражения содержания объекта. На уровне здравого смысла термин «форма» отождествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда связана с определением пространственно-временных границ существования вещи, а внутренняя форма характеризует способ связи элементов содержания вещи, еесвойств, противоречий и т. д. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя форма всегда проявляется через внешнюю. При анализе взаимоотношения формы и содержания следует подчеркнуть, что оно носит диалектический характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутренне противоречиво. Вследствие неравномерности развития различных частей объекта содержание изменяется быстрее, чем форма. Форма отстает в своем развитии от изменения содержания. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно воздействует на содержание, противостоит его изменению. Изменившееся содержание, в конечном счете, оказывается не в состоянии функционировать в старой форме и требует ее изменения. Происходит то, что В. И. Ленин формулирует в «Философских тетрадях» в качестве одного из элементов диалектики: «борьба содержания с новой формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания». Новому содержанию должна соответствовать и новая форма. Последняя, как правило, дает достаточный простор для развития нового содержания. Но наступает время, когда противоположность между содержанием и формой опять обостряется, переходит в противоречие, которое снова требует своего разрешения. Анализируя соотношение формы и содержания, следует обратиться к истории философии и посмотреть, как решали эту проблему представители различных направлений (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Ф. Гегель). Особое внимание необходимо уделить такому явлению, как формализм, сущность которого заключается в преувеличении роли формы, игнорировании ее зависимости от содержания, выдвижении ее на первый план. При этом следует продумать вопросы о сущности формализма в деятельности учителя, инженера и т. д., о формализме в художественной литературе и искусстве.
В процессе анализа категорий «содержание» и «форма» нам пришлось внутреннюю форму предмета отличать от его внешней формы. Это не случайно: во-первых, вследствие сложности предмета его различные части изменяются не одновременно; во-вторых,мы не можем познать предмет сразу, целиком и полностью, поэтому познаем его по частям, переходя от одного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях «сущность» и «явление». Сущность — это единство глубинных связей, отношений, законов, определяющих основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Категория «сущность» отражает внутреннюю, устойчивую, непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Категория «явление» отражает внешнюю, изменчивую, чувственно воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явлениенеможет существовать без того, что в нем является, т. е. без сущности. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Тут тоже мы видим переход, перелив одного в другое: сущность является. Явление существенно» Точно так же и сущность не может обнаружиться вне явления или вне множества явлений. Категории «сущность» и «явление» отражают одну и ту же реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность—внутреннее; явление характеризует нечто подвижное, изменчивое, сущность — более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Во многих отношениях категория «сущность» близка категории «закон». В связи с этим В. И. Ленин пишет: «...закон, и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира...». Подчеркивая взаимосвязь сущности и явления, необходимо обратить внимание на то, что сущность не всегда проявляется адекватно. Она может «глубоко» скрываться за явлениями, проявляться частично, более того, искаженно. В этом случае мы имеем дело с видимостью, кажимостью. Категория кажимости (видимости) выражает именно те случаи, когда резко обнаруживается несовпадение сущности с формой ее проявления. Примером кажимости могут быть явление миража в пустыне или видимость того, что Солнце движется вокруг Земли. Как и другие категории диалектики, сущность и явление выступают важными ступеньками познания действительности. Познание движется от познания явлений (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т. е. от познания единичного к познанию особенного и общего.
При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообразие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Эта объективно данная особенность вещей и явлений действительности отражается в категориях «единичное», «особенное», «всеобщее». Единичное — это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений. Категория «общее» отражает сходство свойств, сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое проявляет и общее с другими вещами и явлениями. В противоположность метафизическому материализму, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический материализм рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. И это главное, что необходимо уяснить при изучении содержания данных категорий. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единичного и общего. Раскрывая взаимосвязь данных категорий, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал, что даже в таких простых предложениях, как «Иван есть человек», «Жучка есть собака», есть диалектика: «...отдельное есть общее». В этой же связи он пишет: «Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы». Например, такое общее, как человек, существует лишь в отдельных людях, эта человеческая сущность характерна для любого человека, хотя и не исчерпывает собой всех признаков конкретного человека. Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему — единичным. Различие между единичным, особенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, предметы и процессы действительности. Мы уже отмечали, что каждый предмет или процесс обладает своими особенностями, выступает как отдельно существующий предмет или процесс, противостоящий другим предметам и процессам. Это противостояние возможно только в том случае, если предмет находится во взаимосвязи с другими предметами и процессами. Взаимосвязь предметов и процессов действительности существует и обнаруживается только в процессе их взаимодействия. Две вещи мы называем связанными в том случае, если при изменении одной вещи изменяется и другая вещь. Понятия «взаимодействие» и «взаимосвязь» не тождественны. В процессе взаимодействия между вещами может происходить обмен энергией, веществом, и т. д. Связь—это основа процесса взаимодействия между вещами. Когда мы имеем дело с какими-то конкретными предметами, то и связь конкретна. В качестве конкретной связи могут выступать, например, общие признаки, свойства предметов и др. Каждый предмет обладает множеством сторон, свойств и, следовательно, находится во множестве взаимосвязей с другими вещами, а через них с третьими и т. д. Возникает необходимость каким-то образом классифицировать эти взаимосвязи. Эта классификация может проводиться по разным основаниям, например, по специфике основных форм движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные), по, формам бытия материи (пространственные и временные) и т. д. Важнейшим видом классификации связей является классификация по степени общности, т. е. по количеству тех предметов или процессов, которые объединяются данной связью. Ее качественный аспект обусловливается определенностью предметов и процессов, а также типами взаимодействий между ними. По степени общности мы выделяем единичные, частные, общие, а также универсальные взаимосвязи. Единичная связь объединяет между собой два предмета или процесса (два элемента, две системы и т. д.). Частными связями называются такие, которые объединяют между собой часть предметов данного класса. Связь, которая объединяет все предметы данного класса, называется общей. Связь, объединяющая все предметы и процессы действительности, называется универсальной. Анализируя элементы диалектики, В. И. Ленин отмечал: «...отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с каждой». В этом высказывании В. И. Ленина и выражен принцип всеобщей, универсальной связи: каждый предмет (вещь, явление, процесс и т. д.) связан с каждым другим предметом (явлением, процессом и т. д.) действительности.
Структура всеобщей, универсальной связи является чрезвычайно сложной. Мы никогда не охватываем ее целиком и полностью, а отражаем лишь ее отдельные стороны с помощью категорий. Выше мы уже познакомились с целым рядом так называемых «предметных» категорий (не будем забывать, что предметы и процессы—это лишь моменты, стороны всеобщей, универсальной связи!). Кроме них можно указать еще ряд категорий, характеризующих связи и отношения между предметами. Это— причина и следствие,необходимость и случайность, возможность и действительность. Причинно-следственная связь, или причинность, представляет собой одну из важнейших форм всеобщей связи. Причиной называется то явление, которое при наличии определенных условий вызывает, порождает какое-то новое явление, определяет его существование. Следствие —это результат действия причины, то явление, которое вызывается, порождается причиной. В процессе этого порождения между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией и информацией. Причинность —это такая внутренняя связь, которая выражает генетическую зависимость между явлениями. При выяснении специфики причинно-следственной связи следует обратить особое внимание на соотношение понятий «причинность», «временная последовательность» и «функциональная связь». Понятие «временная последовательность» говорит нам о том, что одно событие во времени следует за другим, второе за первым, третье за вторым и т. д., например, весна сменяет зиму, лето — весну, осень — лето и осень сменяется зимой. Но данное понятие не говорит нам о том, каким образом связаны между собой эти события, существует ли между ними генетическая или какая-то иная зависимость. В приведенном выше примере одно время года не является причиной возникновения другого времени года. Причиной смены времен года является изменение местоположения Земли относительно Солнца. При временной последовательности возникает необходимость дополнительного анализа событий, выяснения тех закономерностей, которые их объединяют. В то же время причинность всегда является временной последовательностью: причина во времени предшествует следствию. Следствие можно представить в виде функцииот причины, но не всякая функциональная связь является причинно-следственной связью. При функциональной связи обнаруживается определенная зависимость од ного явления от другого (например, явление А всегда предшествует явлению Б и сопровождается им), но этот факт ничего не говорит нам о типе зависимости между явлениями: она может быть как генетической, так и негенетической. Спецификой причинно-следственной связи является то, что в ней причина порождает следствие, вызывает его к жизни. После определения причины и следствия, выяснения специфики причинно-следственных связей надо усвоить такие понятия, как «детерминизм» и «индетерминизм». Детерминизм —это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности. Однако принцип причинности не следует отождествлять с принципом детерминации. Принцип причинности утверждает, что всякое явление в мире имеет свою причину и беспричинных явлений не бывает. Принцип детерминации (или детерминизма) говорит о том, что вследствие всеобщей универсальной взаимосвязи все явления в мире взаимно обусловливают друг друга. Степень свободы какого-то явления, т. е. возможность его движения или развития в том или ином направлении, ограничивается другими, взаимодействующими с ним явлениями. Альтернативной детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и другие. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом. Детерминизм зарождается еще в древней философии, получает свое обоснование и развитие в естествознании и философии Нового времени (в XVI— XVII вв. в работах Бэкона, Декарта, Ньютона, Лапласа, французских материалистов XVIII в). Но детерминизм, как и материализм этой эпохи, носил ограниченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность. В чем сущность диалектико-материалистического учения о причинности? Выделим узловые пункты этого учения, противопоставляя их идеализму и метафизике: 1. В противоположность субъективному идеализму диалектический материализм исходит из признания объективного характера причинно-следственных связей, их существования в самом материальном мире. 2. В противоположность механическому детерминизму, сводившему причину к внешнему толчку, передающему движение от одного тела к другому, в диалектическом материализме в качестве причины допускается взаимодействие различных сил, тел, вещей или их внутренних элементов, сторон, процессов. 3. Метафизический материализм жестко противопоставлял причину следствию, а следствие—причине. Диалектический материализм рассматривает взаимодействие причины и следствия как процесс, в котором не только причина оказывает воздействие на следствие, но и следствие оказывает обратное воздействие на причину, видоизменяет ее определенным образом— причина переходит в следствие, следствие переходит в причину. Причина и следствие,писал Ф. Энгельс, «суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот». Переход причины в следствие всегда является необходимым, но осуществляется он в случайных формах. Категория «необходимость» отражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений и процессов действительности. Можно сказать, что необходимым является все то, что обязательно происходит при определенных условиях. Необходимостью, например, является смена времен года, прорастание семени при благоприятных условиях. Необходимость объективна (что отрицают представители субъективного идеализма) и носит всеобщий характер, она, как отмечает В. И. Ленин в «Философских тетрадях», не отделима от всеобщего. Необходимость непосредственно связана с закономерностью, развития природы и общества. Понятия необходимости и закономерности являются однопорядковыми, выражают суть одних и тех же процессов. В категории «случайность» отражаются внешние, неустойчивые явления и процессы. Случайным является все то, что может быть, а может и не быть. Случайные связи характеризуют не сущность процесса, а лишь его конкретное, единичное проявление, его внешнюю сторону. Они не определяют общую тенденцию развития. Случайность выступает дополнением и формой проявления необходимости. В объективном мире, в человеческой деятельности необходимость не существует в «чистом» виде. Любой необходимый процесс осуществляется во множестве случайных форм, необходимость пробивает себе дорогу сквозь случайности. Взаимосвязь необходимости и случайности проявляется и в том, что они могут меняться местами: то, что в одних условиях и в одном отношении является случайным, в других условиях и отношениях—необходимым и наоборот. Представители метафизического материализма механически противопоставляли необходимость случайности, абсолютизировали необходимость и доходили до отрицания случайности, что неизбежно вело к фатализму. Так, например, Т. Гоббс, П. Гольбах и др., правильно отмечая, что в мире нет беспричинных явлений, делали упрощенный вывод о том, что все события в равной мере необходимы, фатально предопределены, а случайными они нам кажутся лишь потому, что мы не знаем их причины. Отрицание случайности метафизическим материализмом ведет к тому, что сама необходимость низводится до уровня случайности, превращается в случайность. В действительности же случайность содержит в себе необходимость, которая рано или поздно пробьет себе дорогу, обнаружит себя в объективной реальности. Понятие «необходимость» нельзя отождествлять с понятием «неизбежности». Необходимое явление всегда осуществляется при наличии определенных условий, которые создают возможность этого осуществления. Неизбежным называется такое явление, которое появляется независимо от наличия тех или иных условий. Другими словами, если необходимое явление имеет целый спектр возможностей для своего осуществления, и, поэтому, форма его осуществления оказывается случайной, то неизбежное явление имеет лишь одну возможность и появление его жестко детерминировано, исключает другие варианты осуществления.
При анализе отношений причины и следствия, необходимости и случайности мы постоянно обращались к категории «возможность». Последняя неразрывно связана с категорией «действительность». Под действительностью в самом широком смысле этого слова понимают весь реально существующий мир, во всей его конкретности, всей совокупности налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле слова действительность — конкретное бытие отдельных предметов или процессов, обладающих определенными пространственными и временными, качественными и количественными характеристиками. Под возможностью понимается то, тенденции (предпосылки, свойства, стороны) возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Действительность —это актуальное бытие вещей и явлений. Возможность — это их потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. При наличии определенных условий потенциальное бытие переходит актуальное. На основе предпосылок, имеющихся в конкретной действительности, возникает новая действительность, содержащая в себе новые предпосылки своего дальнейшего развития. Всякая конкретная действительность возникает как результат реализации ранее существовавших возможностей и она же, одновременно, содержит в себе возможность изменения и развития. В диалектической взаимосвязи возможности и действительности примат принадлежит действительности. Последняя включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Переход возможности в действительность и возникновение на ее базе новых возможностей обусловлены действующими законами и закономерностями. То, что противоречит законам функционирования и развития объекта, не может появиться в данной системе и потому называется невозможным. Следует различать абсолютную или принципиальную невозможность и относительную невозможность. Принципиально невозможно нарушение фундаментальных законов бытия (например, невозможно построить вечный двигатель, ибо в этом случае был бы нарушен закон сохранения и превращения энергии). Относительная невозможность—это такая невозможность, которая или носит временный характер, или невозможна в данной системе, но возможна в других. Поэтому о возможности или невозможности того или иного, явления можно судить на основе конкретного его анализа. Возможность есть продукт исторического развития. Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами, отношениями функционирования и развития объекта, а вторые—со случайными. Их можно охарактеризовать с помощью вероятности. Формальные возможности хотя и не противоречат закономерностям развития объекта и, следовательно, могут превратиться в действительность, но вероятность такого превращения близка к нулю. Что касается реальных возможностей, то их вероятность в этом отношении, наоборот, близка к единице. Сами реальные возможности, в свою очередь, подразделяются на абстрактные и конкретные. Абстрактные — это возможности, для реализации которых в настоящее время нет необходимых условий. Конкретные возможности могут иметь или уже имеют условия для своего осуществления в настоящее время.
Рассматривая категории «возможность» и «действительность», их переход друг в друга, мы характеризовали мир, предметы и явления прежде всего с точки зрения их становления, изменения, развития. При этом сразу же возникают вопросы: каков механизм развития? каковы причины (источники) развития? каковы тенденции, направленности развития? Ответы на эти вопросы дают основные законы диалектики: закон взаимного перехода качественных и количественных изменений,
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |