Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон единства и борьбы противо­положностей и

Диалектический материализм, в отличие от ме­тафизического, исходит из того, что наши понятия причины и следствия упрощают, огрубляют действи­тельность, искусственно изолируя причину и следствие от единого мирового процесса.

Структура — это взаимосвязь и взаимообусловлен­ность элементов объекта, обеспечивающая его целост­ность и тождественность самому себе, т. е. обеспечи­вающая сохранение его основных свойств при различ­ных изменениях.

Система — это единство элементов и структуры сложного целого. Предметы и процессы действитель­ности образуют собой сложное целое, т. е. выступают как системы, причем степень их сложности может быть такова, что целое обнаруживается как единство не­скольких (а может быть и множества!) систем, свя­занных между собой определенным образом, завися­щих друг от друга. В этом случае говорят о соподчиненности, субординации и координации систем целого, о подсистемах системы.

Классификация систем может даваться по самым различным основаниям, в зависимости от потребнос­тей той или иной теории. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстракт­ные. Первые — это материальные объекты и их сово­купности, образующие устойчивое целое. Их принята делить на неорганические (физические, химические и т. д.) и органические системы (от простейших до сложных биологических объектов). Особый класс ма­териальных живых систем образуют социальные сис­темы, чрезвычайно сложные по своей структуре, фор­мам, видам и т. д. Абстрактные системы — это про­дукты деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т. д.). Если в основание деления систем кладется признак их устойчивости или изменчивости при взаимодействии с другими система­ми, то различают статичные и динамичные с истемы. В статичных системах их состояние с течением време­ни остается относительно постоянным, а в динамичных их состояние меняется. По характеру взаимоотноше­ний системы и среды выделяют закрытые и открытые системы. Закрытая система не обменивается со средой веществом, а обменивается только энергией. В откры­той системе происходит обмен со средой как вещест­вом, так и энергией.

При классификации систем необходимо помнить, что особенностью любой классификации являетсяееотносительность. Следовательно, нет абсолютно ста­тичных и абсолютно динамичных систем. Статичные системы не являются неизменными. Они изменяются, но степень их изменения значительно меньше степени изменения динамичных систем за один и тот же про­межуток времени. И статичные и динамичные систе­мы обладают моментами устойчивости и изменчиво­сти, но в статичных системах устойчивость, сохране­ние преобладает над изменчивостью, а в динамиче­ских системах момент изменчивости преобладает над устойчивостью. Все это в полной мере относится и к делению систем на закрытые и открытые. Оно также относительно.

Рассматривая отношение категорий «часть и це­лое» к категориям «элемент—структура—система», следует подчеркнуть, что они связаны между собой не только исторически, но и логически. Антиномии части и целого возникли потому, что не учитывалась такая «часть» целого, как его структура, определяющая спе­цифику целого по отношению к его частям. Разреше­ние внутреннего противоречия категорий «часть» и «це­лое» привело к возникновению новых категорий «эле­мент — структура — система». Последние, в свою очередь, оказываются внутренне противоречивыми. Так, например, категория «структура», характеризуя строение целого, его внутренние связи и отношения, т. е. нечто отличное от элементов, оказывается противоре­чивой, так как структура вещи является одним из ее элементов. Возникает необходимость поиска разреше­ния нового противоречия.

В связи с этим следует отметить, что развитие на­уки идет через возникновение и разрешение противо­речий. Последнее дает толчок к колоссальному прира­щению наших знаний, открытию новых принципов, со­зданию новых теорий.

В настоящее время в конкретных науках большое распространение получили системный подход к изучаемым явлениям, методы структурно-функционально­го и системного анализа.

Системный подход к изучаемым объектам предпо­лагает раскрытие целостности объекта и обеспечиваю­щих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую тео­ретическую картину.

Системный анализ применяют, как правило, к тем сложным объектам, которые содержат фактор или ряд факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Эти факторы обусловливают неопределенность в поведении объекта, многообразие его возможных ва­риантов. Системный анализ—это совокупность мето­дов, применяемых для анализа таких объектов. В ши­роком смысле слова системный анализ совпадает с си­стемным подходом, но, в отличие от него, системный анализ предполагает построение обобщенных моде­лей объекта, отображающих все факторы и взаимо­связи реальных ситуаций, в которых может оказаться объект. Это создает многообразие вариантов, на осно­ве которых осуществляется выбор необходимого реше­ния той или иной задачи.

Структурно-функциональный анализ— это один из принципов системного анализа явлений и процессов действительности. Согласно этому принципу в процес­се анализа объекта необходимо выявлять его струк­турно расчлененную целостность, каждый элемент ко­торой имеет определенное функциональное значение, выполняет определенную функцию. Термин «функция» имеет два значения: 1) роль элемента, которую он выполняет по отношению к другим элементам или по от­ношению к системе в целом; 2) зависимость, при ко­торой изменение элемента ведет к изменению других элементов или системы в целом и, наоборот, измене­ние системы ведет к изменению ее структурных эле­ментов.

 

Структура предмета и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга. Эта обусловленность подчиняется диалектике формы и содержания.Категории содержание и форма используются при анализе функционирования и изменения предмета как внутренне расчлененного, структурно организованно­го целого. В процессе внутреннего взаимодействия эле­ментов вещи и ее внешнего взаимодействия с други­ми вещами происходит изменение данного объекта. Однако изменение это не абсолютное, а относитель­ное, т. е. в течение какого-то промежутка времени вещь сохраняет свою качественную определенность, остается данной вещью. Почему вещь оказывается внутренне противоречивой—устойчивой и изменчивой одновременно?

Мы уже знаем, что любой предмет представляет со­бой сложную систему взаимосвязанных и взаимодей­ствующих друг с другом элементов, обладающих в этой системе определенными функциями. Вследст­вие сложности системы возникает разновременность изменения ее составных частей. Предмет изменяется как бы по частям, в зависимости от тех типов взаимо­действий, в которых находятся его элементы.

Сложность системы обусловливается ее структу­рой и функциями отдельных элементов. Именно струк­тура, в конечном итоге, обусловливает устойчивость вещи.

Понятие «форма» иногда отождествляют с поняти­ем «структура», а понятие «содержание» с понятием «совокупность элементов». Хотя для этого имеются определенные основания, но отождествлять их не следует. Так, например, содержание понятия «человек» не сводится к определению совокупности тех физиче­ских атомов, из которых состоит тело человека. Другими словами, структура является необходимым элементом формы, но форма не сводится к структуре; совокупность элементов необходима для содержания, но содержание вещи не сводится к совокупности ее эле­ментов.

Содержание — это единство всех составных элемен­тов объекта, его свойств, внутренних процессов, свя­зей, противоречий и тенденций развития. Форма это способ существования и выражения содержания объ­екта. На уровне здравого смысла термин «форма» ото­ждествляется с понятиями «внешний вид», «фигура». В связи с этим необходимо различать внешнюю и внутреннюю форму объекта. Внешняя форма всегда свя­зана с определением пространственно-временных гра­ниц существования вещи, а внутренняя форма харак­теризует способ связи элементов содержания вещи, еесвойств, противоречий и т. д. При этом внешняя фор­ма не может существовать без внутренней, а внутрен­няя форма всегда проявляется через внешнюю.

При анализе взаимоотношения формы и содержа­ния следует подчеркнуть, что оно носит диалектиче­ский характер. Это означает, что форма и содержание находятся в непосредственном единстве: содержание объекта всегда определенным образом оформлено, а форма является содержательной. Отсюда вытекает невозможность существования одного без другого и соответствие определенной формы определенному содержанию. Единство содержания и формы внутрен­не противоречиво. Вследствие неравномерности разви­тия различных частей объекта содержание изменяется быстрее, чем форма. Форма отстает в своем разви­тии от изменения содержания. Содержание, таким образом, является ведущей, определяющей стороной, но форма активно воздействует на содержание, противо­стоит его изменению. Изменившееся содержание, в конечном счете, оказывается не в состоянии функциони­ровать в старой форме и требует ее изменения. Про­исходит то, что В. И. Ленин формулирует в «Философ­ских тетрадях» в качестве одного из элементов диалек­тики: «борьба содержания с новой формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания». Ново­му содержанию должна соответствовать и новая фор­ма. Последняя, как правило, дает достаточный прос­тор для развития нового содержания. Но наступает время, когда противоположность между содержанием и формой опять обостряется, переходит в противоре­чие, которое снова требует своего разрешения.

Анализируя соотношение формы и содержания, следует обратиться к истории философии и посмот­реть, как решали эту проблему представители различ­ных направлений (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Ф. Гегель). Особое внимание необходимо уделить такому явлению, как формализм, сущность которого за­ключается в преувеличении роли формы, игнорирова­нии ее зависимости от содержания, выдвижении ее на первый план. При этом следует продумать вопросы о сущности формализма в дея­тельности учителя, инженера и т. д., о формализме в художественной литературе и искусстве.

 

В процессе анализа категорий «содержание» и «форма» нам пришлось внутреннюю форму предме­та отличать от его внешней формы. Это не случайно:

во-первых, вследствие сложности предмета его различ­ные части изменяются не одновременно; во-вторых,мы не можем познать предмет сразу, целиком и полно­стью, поэтому познаем его по частям, переходя от од­ного уровня его строения к другому. Оба эти аспекта находят свое выражение в категориях «сущность» и «явление».

Сущность — это единство глубинных связей, отно­шений, законов, определяющих основные черты и тен­денции развития тех или иных систем. Категория «сущ­ность» отражает внутреннюю, устойчивую, непосред­ственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов. Явление это внешнее обнаружение сущ­ности, форма ее проявления. Категория «явление» отражает внешнюю, изменчивую, чувственно воспри­нимаемую сторону предметов и процессов. Явлениенеможет существовать без того, что в нем является, т. е. без сущности. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Тут тоже мы видим переход, перелив одного в другое: сущность является. Явление существенно» Точно так же и сущность не может обнаружиться вне явления или вне множества явлений.

Категории «сущность» и «явление» отражают одну и ту же реальность. Хотя они и взаимосвязаны, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как общее; явление отражает внешнее, а сущность—внутреннее; явление характе­ризует нечто подвижное, изменчивое, сущность — более устойчивое, повторяющееся в явлениях. Во многих от­ношениях категория «сущность» близка категории «закон». В связи с этим В. И. Ленин пишет: «...закон, и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление по­знания человеком явлений, мира...».

Подчеркивая взаимосвязь сущности и явления, не­обходимо обратить внимание на то, что сущность не всегда проявляется адекватно. Она может «глубоко» скрываться за явлениями, проявляться частично, бо­лее того, искаженно. В этом случае мы имеем дело с видимостью, кажимостью. Категория кажимости (ви­димости) выражает именно те случаи, когда резко обнаруживается несовпадение сущности с формой ее проявления. Примером кажимости могут быть явление миража в пустыне или видимость того, что Солнце движется вокруг Земли.

Как и другие категории диалектики, сущность и яв­ление выступают важными ступеньками познания дей­ствительности. Познание движется от познания явле­ний (внешнего) к познанию сущности (внутреннего) и от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, т. е. от познания единич­ного к познанию особенного и общего.

 

При знакомстве с окружающей действительностью мы обращаем внимание на качественное многообра­зие, на определенную неповторимость каждой вещи, каждого явления, одновременно, на определенное их сходство, родство, общность. Эта объективно данная особенность вещей и явлений действительности отра­жается в категориях «единичное», «особенное», «все­общее».

Единичное — это отдельный, обладающий индиви­дуальной качественной и количественной определенностью предмет, отграниченный в пространстве и во вре­мени от других предметов и явлений. Категория «общее» отражает сходство свойств, сторон, организации вещей и явлений действительности. Любая конкретная вещь через свое индивидуальное, неповторимое про­являет и общее с другими вещами и явлениями.

В противоположность метафизическому материа­лизму, который не видел органической взаимосвязи между единичным и общим, диалектический материа­лизм рассматривает единичное и общее в неразрывном единстве. И это главное, что необходимо уяснить при изучении содержания данных категорий. Общее существует в единичном и проявляется через единичное. Единичное всегда содержит в себе момент, частицу общего. Можно утверждать, что любой предмет, любое явление представляет собой единство единич­ного и общего. Раскрывая взаимосвязь данных катего­рий, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал, что даже в таких простых предложениях, как «Иван есть человек», «Жучка есть собака», есть диалектика: «...отдельное есть общее». В этой же связи он пи­шет: «Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизи­тельно охватывает все отдельные предметы». Напри­мер, такое общее, как человек, существует лишь в от­дельных людях, эта человеческая сущность характер­на для любого человека, хотя и не исчерпывает собой всех признаков конкретного человека.

Подчеркивая взаимосвязь единичного и общего, необходимо отметить, что связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Специфи­кой особенного является то, что по отношению к еди­ничному оно является общим, а по отношению к об­щему — единичным. Различие между единичным, осо­бенным и общим не является абсолютным. Все зависит от того, в какой взаимосвязи, по отношению к чему рассматриваются те или иные явления, пред­меты и процессы действительности.

Мы уже отмечали, что каждый предмет или про­цесс обладает своими особенностями, выступает как отдельно существующий предмет или процесс, противостоящий другим предметам и процессам. Это проти­востояние возможно только в том случае, если пред­мет находится во взаимосвязи с другими предметами и процессами.

Взаимосвязь предметов и процессов действительно­сти существует и обнаруживается только в процессе их взаимодействия. Две вещи мы называем связанны­ми в том случае, если при изменении одной вещи из­меняется и другая вещь. Понятия «взаимодействие» и «взаимосвязь» не тождественны. В процессе взаимо­действия между вещами может происходить обмен энергией, веществом, и т. д. Связь—это основа про­цесса взаимодействия между вещами. Когда мы име­ем дело с какими-то конкретными предметами, то и связь конкретна. В качестве конкретной связи мо­гут выступать, например, общие признаки, свойства предметов и др.

Каждый предмет обладает множеством сторон, свойств и, следовательно, находится во множестве взаимосвязей с другими вещами, а через них с треть­ими и т. д. Возникает необходимость каким-то обра­зом классифицировать эти взаимосвязи. Эта класси­фикация может проводиться по разным основаниям, например, по специфике основных форм движения материи (механические, физические, химические, био­логические, социальные), по, формам бытия материи (пространственные и временные) и т. д.

Важнейшим видом классификации связей являет­ся классификация по степени общности, т. е. по ко­личеству тех предметов или процессов, которые объ­единяются данной связью. Ее качественный аспект обусловливается определенностью предметов и про­цессов, а также типами взаимодействий между ними. По степени общности мы выделяем единичные, част­ные, общие, а также универсальные взаимосвязи.

Единичная связь объединяет между собой два предмета или процесса (два элемента, две системы и т. д.). Частными связями называются такие, кото­рые объединяют между собой часть предметов данно­го класса. Связь, которая объединяет все предметы данного класса, называется общей. Связь, объединяю­щая все предметы и процессы действительности, назы­вается универсальной.

Анализируя элементы диалектики, В. И. Ленин отмечал: «...отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с каж­дой». В этом высказывании В. И. Ленина и выра­жен принцип всеобщей, универсальной связи: каждый предмет (вещь, явление, процесс и т. д.) связан с каж­дым другим предметом (явлением, процессом и т. д.) действительности.

 

Структура всеобщей, универсальной связи являет­ся чрезвычайно сложной. Мы никогда не охватываем ее целиком и полностью, а отражаем лишь ее отдельные стороны с помощью категорий. Выше мы уже позна­комились с целым рядом так называемых «предмет­ных» категорий (не будем забывать, что предметы и процессы—это лишь моменты, стороны всеобщей, универсальной связи!). Кроме них можно указать еще ряд категорий, характеризующих связи и отношения между предметами. Это— причина и следствие,необходимость и случайность, возможность и действительность.

Причинно-следственная связь, или причинность, представляет собой одну из важнейших форм всеоб­щей связи. Причиной называется то явление, которое при наличии определенных условий вызывает, порож­дает какое-то новое явление, определяет его сущест­вование. Следствие —это результат действия причи­ны, то явление, которое вызывается, порождается при­чиной. В процессе этого порождения между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией и информацией. Причинность —это такая внутренняя связь, которая выражает генетическую зависимость между явлениями.

При выяснении специфики причинно-следственной связи следует обратить особое внимание на соотно­шение понятий «причинность», «временная последова­тельность» и «функциональная связь». Понятие «вре­менная последовательность» говорит нам о том, что одно событие во времени следует за другим, второе за первым, третье за вторым и т. д., например, весна сме­няет зиму, лето — весну, осень — лето и осень сменяет­ся зимой. Но данное понятие не говорит нам о том, каким образом связаны между собой эти события, существует ли между ними генетическая или какая-то иная зависимость. В приведенном выше примере од­но время года не является причиной возникновения другого времени года. Причиной смены времен года является изменение местоположения Земли относи­тельно Солнца. При временной последовательности возникает необходимость дополнительного анализа событий, выяснения тех закономерностей, которые их объединяют. В то же время причинность всегда явля­ется временной последовательностью: причина во вре­мени предшествует следствию.

Следствие можно представить в виде функцииот причины, но не всякая функциональная связь является причинно-следственной связью. При функциональной связи обнаруживается определенная зависимость од ного явления от другого (например, явление А всегда предшествует явлению Б и сопровождается им), но этот факт ничего не говорит нам о типе зависимости между явлениями: она может быть как генетической, так и негенетической. Спецификой причинно-следст­венной связи является то, что в ней причина порожда­ет следствие, вызывает его к жизни.

После определения причины и следствия, выясне­ния специфики причинно-следственных связей надо усвоить такие понятия, как «детерминизм» и «индетер­минизм». Детерминизм —это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений материального и духовного ми­ра. Основу данного учения составляет положение о су­ществовании причинности. Однако принцип при­чинности не следует отождествлять с принципом де­терминации. Принцип причинности утверждает, что всякое явление в мире имеет свою причину и беспри­чинных явлений не бывает. Принцип детерминации (или детерминизма) говорит о том, что вследствие все­общей универсальной взаимосвязи все явления в мире взаимно обусловливают друг друга. Степень свободы какого-то явления, т. е. возможность его движения или развития в том или ином направлении, ограничивает­ся другими, взаимодействующими с ним явлениями.

Альтернативной детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и другие. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не суще­ствует, что она представляет собой привычку челове­ка связывать свои ощущения определенным образом.

Детерминизм зарождается еще в древней филосо­фии, получает свое обоснование и развитие в естест­вознании и философии Нового времени (в XVI— XVII вв. в работах Бэкона, Декарта, Ньютона, Лап­ласа, французских материалистов XVIII в). Но детер­минизм, как и материализм этой эпохи, носил ограни­ченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность.

В чем сущность диалектико-материалистического учения о причинности? Выделим узловые пункты это­го учения, противопоставляя их идеализму и метафи­зике:

1. В противоположность субъективному идеализму диалектический материализм исходит из признания объективного характера причинно-следственных свя­зей, их существования в самом материальном мире.

2. В противоположность механическому детерми­низму, сводившему причину к внешнему толчку, пере­дающему движение от одного тела к другому, в диа­лектическом материализме в качестве причины допус­кается взаимодействие различных сил, тел, вещей или их внутренних элементов, сторон, процессов.

3. Метафизический материализм жестко противо­поставлял причину следствию, а следствие—причине. Диалектический материализм рассматривает взаимо­действие причины и следствия как процесс, в котором не только причина оказывает воздействие на следст­вие, но и следствие оказывает обратное воздействие на причину, видоизменяет ее определенным образом— причина переходит в следствие, следствие переходит в причину.

Причина и следствие,писал Ф. Энгельс, «суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к дан­ному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей свя­зи со всем мировым целым, эти представления сходят­ся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия пос­тоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следст­вием и наоборот».

Переход причины в следствие всегда является не­обходимым, но осуществляется он в случайных фор­мах. Категория «необходимость» отражает внутрен­ние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений и процессов действительности. Можно ска­зать, что необходимым является все то, что обязатель­но происходит при определенных условиях. Необходи­мостью, например, является смена времен года, про­растание семени при благоприятных условиях.

Необходимость объективна (что отрицают предста­вители субъективного идеализма) и носит всеобщий характер, она, как отмечает В. И. Ленин в «Философ­ских тетрадях», не отделима от всеобщего. Необхо­димость непосредственно связана с закономерностью, развития природы и общества. Понятия необходимости и закономерности являются однопорядковыми, выражают суть одних и тех же процессов.

В категории «случайность» отражаются внешние, неустойчивые явления и процессы. Случайным является все то, что может быть, а может и не быть. Случай­ные связи характеризуют не сущность процесса, а лишь его конкретное, единичное проявление, его внешнюю сторону. Они не определяют общую тенденцию разви­тия. Случайность выступает дополнением и формой проявления необходимости. В объективном мире, в че­ловеческой деятельности необходимость не существу­ет в «чистом» виде. Любой необходимый процесс осу­ществляется во множестве случайных форм, необхо­димость пробивает себе дорогу сквозь случайности. Взаимосвязь необходимости и случайности проявляет­ся и в том, что они могут меняться местами: то, что в одних условиях и в одном отношении является слу­чайным, в других условиях и отношениях—необходи­мым и наоборот.

Представители метафизического материализма ме­ханически противопоставляли необходимость случай­ности, абсолютизировали необходимость и доходили до отрицания случайности, что неизбежно вело к фа­тализму. Так, например, Т. Гоббс, П. Гольбах и др., правильно отмечая, что в мире нет беспричинных яв­лений, делали упрощенный вывод о том, что все со­бытия в равной мере необходимы, фатально предопре­делены, а случайными они нам кажутся лишь потому, что мы не знаем их причины. Отрицание случайности метафизическим материализмом ведет к тому, что са­ма необходимость низводится до уровня случайности, превращается в случайность. В действительности же случайность содержит в себе необходимость, которая рано или поздно пробьет себе дорогу, обнаружит се­бя в объективной реальности.

Понятие «необходимость» нельзя отождествлять с понятием «неизбежности». Необходимое явление всегда осуществляется при наличии определенных условий, которые создают возможность этого осуще­ствления. Неизбежным называется такое явление, ко­торое появляется независимо от наличия тех или иных условий. Другими словами, если необходимое явле­ние имеет целый спектр возможностей для своего осу­ществления, и, поэтому, форма его осуществления оказывается случайной, то неизбежное явление имеет лишь одну возможность и появление его жестко детер­минировано, исключает другие варианты осуществ­ления.

 

При анализе отношений причины и следствия, не­обходимости и случайности мы постоянно обращались к категории «возможность». Последняя неразрывно связана с категорией «действительность».

Под действительностью в самом широком смысле этого слова понимают весь реально существующий мир, во всей его конкретности, всей совокупности налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В узком смысле слова действительность — конкретное бытие отдельных предметов или процес­сов, обладающих определенными пространственными и временными, качественными и количественными характеристиками.

Под возможностью понимается то, тенденции (предпосылки, свойства, стороны) возник­новения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Действительность —это актуальное бытие вещей и явлений. Возможность — это их потенциальное бытие, это бу­дущее, содержащееся в настоящем. При наличии определенных условий потенциальное бытие переходит актуальное. На основе предпосылок, имеющихся в конкретной действительности, возникает новая дей­ствительность, содержащая в себе новые предпосыл­ки своего дальнейшего развития. Всякая конкретная действительность возникает как результат реализации ранее существовавших возможностей и она же, одно­временно, содержит в себе возможность изменения и развития.

В диалектической взаимосвязи возможности и дей­ствительности примат принадлежит действительности. Последняя включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Переход возмож­ности в действительность и возникновение на ее базе новых возможностей обусловлены действующими законами и закономерностями. То, что противоречит законам функционирования и развития объекта, не может появиться в данной системе и потому называется невозможным. Следует различать абсолютную или принципиальную невозможность и относительную не­возможность. Принципиально невозможно нарушение фундаментальных законов бытия (например, невоз­можно построить вечный двигатель, ибо в этом слу­чае был бы нарушен закон сохранения и превраще­ния энергии). Относительная невозможность—это та­кая невозможность, которая или носит временный характер, или невозможна в данной системе, но воз­можна в других. Поэтому о возможности или невоз­можности того или иного, явления можно судить на основе конкретного его анализа. Возможность есть продукт исторического развития.

Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами, отноше­ниями функционирования и развития объекта, а вто­рые—со случайными. Их можно охарактеризовать с помощью вероятности. Формальные возможности хотя и не противоречат закономерностям развития объ­екта и, следовательно, могут превратиться в действи­тельность, но вероятность такого превращения близка к нулю. Что касается реальных возможностей, то их вероятность в этом отношении, наоборот, близка к еди­нице.

Сами реальные возможности, в свою очередь, под­разделяются на абстрактные и конкретные. Абстракт­ные — это возможности, для реализации которых в настоящее время нет необходимых условий. Конкрет­ные возможности могут иметь или уже имеют условия для своего осуществления в настоящее время.

 

Рассматривая категории «возможность» и «дейст­вительность», их переход друг в друга, мы характе­ризовали мир, предметы и явления прежде всего с точ­ки зрения их становления, изменения, развития. При этом сразу же возникают вопросы: каков механизм развития? каковы причины (источники) развития? каковы тенденции, направленности развития? Ответы на эти вопросы дают основные законы диалектики:

закон взаимного перехода качественных и количест­венных изменений,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Рентабельность предприятия и ее виды | Закон отрицания отрицания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.