Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капитальный ремонт автомобиля может производиться индивидуальным или агрегатным методом




Виды и периодичность технического обслуживания

Пути снижения интенсивности изменения технического состояния автомобиля

Причины изменения технического состояния автомобиля

Требования к техническому состоянию автотранспортных средств

Показатели технического состояния автомобилей

Повышение технико-экономических показателей автомобилей в эксплуатации и снижение затрат на их содержание составляют одну из проблем в развитии автотранспортных средств. Решение этой проблемы обеспечивается с одной стороны фирмами, выпускающими новые автомобили, а с другой стороны – службой технической эксплуатации, совершенствующей методы поддержания автомобилей в технически исправном состоянии.

Эффективность мероприятий, проводимых службой технической эксплуатации, определяется целым рядом показателей надежности, характеризующей техническое состояние автомобильной техники. При анализе показателей надежности рассматривают как отдельный технический объект автомобиль, его систему или механизм.

Надежность автомобиля – свойство выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение времени или наработки. Наработка автомобиля обычно измеряется в тысячах километрах пробега. Следовательно, надежность – это способность автомобиля работать без поломок, преждевременного износа деталей, нарушения регулировок агрегатов, механизмов и систем, т.е. работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени или установленного пробега.

Надежность автомобиля, его агрегатов, механизмов и систем является комплексным показателем и обуславливается работоспособностью, безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Работоспособность автомобиля – состояние, при котором он может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации

Безотказность автомобиля – свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для устранения отказов. Показателями безотказности могут служить, например, вероятность работы автомобиля без поломок и неисправностей в течение смены или между очередными видами ТО.

Ремонтопригодность - это свойствоавтомобиля (агрегата, механизма), характеризующее его приспособленность к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя автомобиля при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человекочасах. Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и трудоемкостью работ по ремонту агрегатов, узлов и деталей, а также степенью унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей.

Долговечность - свойство автомобиля сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за снижения эффективности его использования или из-за требований безопасности движения. Показателями долговечности является ресурс (тыс. км) и срок службы (годы).

Ресурс – это пробег автомобиля до предельного состояния, которое определяется таким износом базовых деталей, при котором их эксплуатационный ремонт невозможен или экономически нецелесообразен. На практике обычно под ресурсом подразумевают среднюю наработку автомобиля или его составной части (тыс. км) до капитального ремонта.

Отказ автомобиля - это событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Отказ может произойти вследствие разрушения, износа или деформации деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, или такого изменения выходных (рабочих) характеристик автомобиля или его агрегатов, когда они выходят за пределы допустимых норм, оговоренных техническими условиями.

Необходимо различать также понятие неисправность автомобиля или агрегата – состояние, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований технической документации. Различают неисправности, не приводящие к отказам (например, вмятины или разрушение окраски кузова), и неисправности (и их сочетания), вызывающие отказы.

Существенное влияние на рассмотренные показатели технического состояния автомобиля оказывают качество и своевременность технического обслуживания. Качество ТО определяется полнотой перечня выполненных работ, предусмотренным технологическим процессом данного вида обслуживания.

Своевременность ТО определяется периодичностью, т.е. пробегом между двумя одноименными видами обслуживания, обеспечивающими установленный уровень безотказной работы.

 

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается на федеральном уровне.

Тормозная система. 1.При дорожных испытаниях не выдерживается расчетный тормозной путь (тормозной путь при скорости 40км/ч на сухом асфальте для легкового автомобиля должен составлять не более 12, 2 м, при скорости 30 км/ч: для грузовых автомобилей массой до 3,5 т – не более 15,1 м, для автобусов до 5 т - не более 13,6 м)

2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода (течь в системе, «провал» педаль)

3. Нарушена герметичность пневматического тормозного привода

.4. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

· Транспортных средств с полной нагрузкой на уклоне до 16 %

· Легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии на уклоне до 23% включительно

· Автопоездов в снаряженном состоянии на уклоне до 31 % включительно

Рулевое управление. 1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10º - для легковых автомобилей, 20º - для автобусов, 25º - для грузовых автомобилей

2. Имеются непредусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления

Внешние световые приборы 1. Число, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства

2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ

3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели

4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы не соответствующие типу данного светового прибора

5. Установка проблесковых маячков не соответствует требованиям ГОСТ

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла. 1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители

2. Не работают стеклоомыватели

Колеса и шины. 1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов – 2 мм.

2. Шины имеют местные повреждения (пробои, прорезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины или деформация колес.

4. Шины по размеры или по допустимой нагрузке не соответствуют данной модели транспортного средства.

5. На одну ось автомобиля установлены шины с разным рисунком протектора

Двигатель. 1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные государственными стандартами

2. Нарушена герметичность системы питания

3. Неисправна система выпуска отработавших газов

4. Неисправна система охлаждения двигателя (течь ОЖ)

Прочие элементы конструкции. 1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией автомобиля зеркала заднего обзора

2. Не работает звуковой сигнал

3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, создающие возможность травмирования участников дорожного движения.

4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабин, запоры бортов грузовой платформы, механизм регулировки положения сидения водителя, аварийные выходы и устройства, приводящие их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахометр, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики

6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача и прицепа, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные страховочные тросы (цепи)

7. Отсутствуют:

· Огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка

· На грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т противооткатные упоры (не менее 2)

· Ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией автомобиля (или ремни безопасности имеют неисправности или надрывы)

 

В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц, температуры) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др).

Основными постоянными причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия деталей, а также физико-химические изменения материала деталей (их старение)

Изнашивание -процесс разрушения и отделения материала с поверхности деталей и/или накопление в них остаточных деформаций, проявляющихся в постепенном изменении размеров и/или формы деталей.

Износ – результат процесса изнашивания деталей, выражающийся в изменении их размера, формы, объема и массы. Причиной изнашивания деталей является трение.

Различают два основных вида трения: трение без смазочного материала (сухое) и жидкостное трение. В первом случае трущиеся поверхности взаимодействуют непосредственно друг с другом (например, трение тормозных колодок о тормозные барабаны или диски, трение ведомого диска сцепления о маховик). Данный вид трения сопровождается повышенным изнашиванием трущихся поверхностей деталей.

При жидкостном трении между трущимися поверхностями деталей создается масляный слой, толщина которого превышает микронеровности поверхностей и не допускает их непосредственного контакта (например, подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы), что значительно снижает изнашивание деталей.

При работе большинства механизмов автомобиля эти виды трения постоянно чередуются.

На долговечность автомобиля, его систем и агрегатов оказывают качество топлива, смазочных материалов и условия эксплуатации, которые включают в себя квалификацию водителя, качество технического обслуживания и ремонта.

Своевременное и качественное ТО автомобиля позволяет восстановить и поддерживать его техническое состояние на необходимом уровне.

Как показывает практика увеличение зазора между накладками тормозных колодок и барабаном с 0,5 мм до 1 мм приводит к увеличению тормозного пути на 20%.

Несвоевременная замена масла или использование сортов масел, непредусмотренных техническими условиями, приводит к резкому повышению интенсивности изнашивания систем и агрегатов автомобиля и, даже, к аварийным ситуациям, связанных с заклиниванием валов, поломкой зубчатых колес и т.д.

Правильно выбранные режимы автомобиля, а это во многом зависит от квалификации водителя, значительно повышают его ресурс эксплуатации.

Чтобы обеспечить работоспособность и безотказность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на 2 группы:

· Воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации

· Воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля

Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй – систему восстановления (ремонта).

В автохозяйствах принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание (ТО) осуществляется по плану, а ремонт – по потребности.

ТО включает в себя следующие виды работ:

· Уборочно-моечные

· Контрольно-диагностические

· Крепежные

· Смазочные и заправочные

· Регулировочные

· Электротехнические

· И др.

Эти работы, выполняются, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля узлов и механизмов. Если при ТО нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ ТО подразделяется на следующие виды:

· Ежедневное обслуживание (ЕО)

· Первое (ТО-1) – для легковых автомобилей 2000 – 3000 км

· Второе (ТО-2) - для легковых автомобилей 14000 – 15000 км

· Сезонное (СО)

Также предусматривается два вида ремонта

· Текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях

· Капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях

Каждый вид ТО включает в себя перечень работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на 2 составные части:

· контрольную

· исполнительскую

Контрольная часть (диагностическая) операции ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности.

Диагностика автомобилей является частью технологического процесса ТО и текущего ремонта (ТР), обеспечивая получение исходной информации об их техническом состоянии. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе ТО и ремонта.

Ежедневное ТО выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает в себя контрольно – осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения (уровень тормозной жидкости, «проваливание» тормозной педали, проверка люфта в рулевом управлении), а также кузову, кабине (механизмы запора дверей, капота, крышки багажника, запора бортов кузова и т.д), приборам освещения (световая сигнализация); уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля маслом, охлаждающей жидкостью и др. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля. Уборочно-моечные работы выполняются на специализированных постах.

Первое ТО (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнения в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ, с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.

Объем работ, выполняемых при ТО, регламентируется заводом – изготовителем и отражается в сервисной книжке автомобиля.

Комплекс диагностических работ (Д-1), выполняемых при или перед ТО-1 служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

ТО-1 проводится периодически через установленные интервалы (по пробегу) и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля.

Углубленное диагностирование (Д-2) проводится за 1-2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ.

Второе ТО (ТО-2) содержит полный перечень работ ТО-1 и выполнение в установленном объеме дополнительных крепежных, регулировочных, смазочных работ, а также стендовую проверку на специализированных участках исправности агрегатов, механизмов, систем и приборов в процессе их работы.

Для диагностики Д-1 механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуется быстродействующие автоматизированные средства проверки.

Для диагностирования автомобиля в целом (Д-2) и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определения динамических и экономических показателей двигателя, а также состояние систем и агрегатов. Стенды должны максимально приблизить условия диагностирования к реальным условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с ТО и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.

Сезонное ТО проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года, т. е. 2 раза в год, т.к. для нормальной работы трущихся поверхностей нужны одинаковые условия независимо от температуры окружающей среды.

Вязкость масла не остается постоянной. Она увеличивается с понижением температуры и уменьшается с ее увеличением. Если летом залить в коробку передач вязкое масло, то оно будет обеспечивать нормальную работу деталей в заданном тепловом режиме и не создавать большого сопротивления. В холодное время года это масло тоже будет обеспечивать смазку деталей, но до полного его прогрева потребуется не только много времени, но и значительная часть мощности двигателя. Учитывая, что в автомобиле около 10 000 деталей и многие из них смазываются, можно представить, какое значительное сопротивление будет оказано вязким маслом, например, при пуске холодного двигателя и до полного прогрева основных трущихся деталей автомобиля (коробка передач, задний мост и некоторые другие узлы и детали в сильные морозы прогреваются очень медленно). Поэтому с наступлением холодов в коробку передач и другие агрегаты легковых автомобилей старых моделей заливают масло небольшой вязкости.

Зачем менять масло при наступлении теплого времени года? Дело в том, что зимние масла и смазки обладают меньшей вязкостью, а при нагреве их вязкость еще более уменьшается, ухудшая смазку деталей. Например, жидкое масло в двигателе быстро, почти не смазывая поверхности деталей, проходит по всем каналам и зазорам и стекает в поддон картера. В системе не создается нормальное рабочее давление масла, в результате чего двигатель может быстро выйти из строя.

Есть всесезонные моторные масла, которые с успехом применяются как в холодное, так и в теплое время года.

Какие работы входят в сезонное техническое обслуживание? У автомобилей старых моделей обычно СО стремятся совместить с ТО-2, поэтому выполняется весь комплекс работ ТО-2 и некоторые дополнительные работы:

· промывают систему охлаждения

· проверяют работу пускового подогревателя, жалюзи, системы отопления и вентиляции, состояние цилиндровой группы

· промывают систему смазки двигателя

· заменяют масла и смазки во всех агрегатах

При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации:

· проверяют приборы электрооборудования

· промывают карбюратор и топливный бак

· утепляют и подготавливают аккумуляторную батарею

 

1.6. Виды ремонта автомобилей Ремонт автомобилей состоит из комплекса работ по устранению неисправностей путем восстановления или замены деталей узлов и агрегатов. В соответствии с назначением и характером выполняемых работ установлены 2 основные группы ремонтов:

· текущий

· капитальный

Текущий ремонт автомобиля включает разборочно-сборочные, сварочные, кузовные, электротехнические, слесарно-механические и другие работы, необходимые для устранения отдельных неисправностей, со снятием или без снятия агрегата с автомобиля. Потребность в текущем ремонте выявляется при контрольно-осмотровых работах технического обслуживания и в процессе эксплуатации автомобиля.

Капитальный ремонт автомобиля предназначен для восстановления его технического состояния, обеспечивающего срок службы автомобиля па весь период установленного межремонтного пробега. При капитальном ремонте автомобиля производится полная его разборка на агрегаты, узлы и детали, контрольная проверка и сортировка деталей на годные, требующие ремонта и негодные. Рама автомобиля переклепывается, комплектуются все узлы и агрегаты, производятся их сборка, испытание и регулировка. Испытанные агрегаты собираются на раме, после чего автомобиль подвергается испытанию пробегом. Все неисправности, выявленные при испытании автомобиля, устраняются, и автомобиль окрашивают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.