КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Методологические основы ценообразования
Вопросы: 1 Закон стоимости как регулятор рыночной экономики. 2 Общественно необходимые затраты труда как основа стоимости. 3 Потребительная стоимость и цена. 4 Экономическая ценность товара. 5 Необходимость проведения реформы цен в начале 90-х гг.
1. Закон стоимости как регулятор рыночной экономики В рыночном хозяйстве действует система экономических законов, в результате чего складываются общественные пропорции. Основным регулятором рыночной экономики выступает закон стоимости: товары и услуги обмениваются в отношении, пропорциональном количеству труда, необходимому для их производства. Или: товары и услуги реализуются по ценам в соответствии с их стоимостью. Закон стоимости предполагает достаточно развитой уровень общественного производства, когда уровень производительности и разделения труда обеспечивают, с одной стороны, общественное потребление, а с другой - излишек продукции, который используется для обмена. Закон стоимости обеспечивает эквивалентность рыночной реализации товаров и услуг. Ранее закон стоимости догматически использован в практике установления цен. За базу цен принимались затраты на производство. Кроме того, особенностью ценообразования в СССР была высокая степень централизации в установлении цен. Поэтому многочисленные диспропорции требовали государственного вмешательства, корректив. Органы же планового ценообразования оказались не в состоянии учитывать необходимость таких корректив, и диспропорции приняли неуправляемый характер. Закон стоимости означает, что эквивалентность обмена реализуется в масштабах всей экономики и не обязательно обеспечивается в каждом конкретном акте купли-продажи. При реализации отдельных конкретных товаров и услуг происходит обмен с учетом конкретных условий реализации этого товара. 2. Общественно необходимые затраты труда как основа стоимости В соответствии с законом стоимости, стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда. Общественно-необходимые затраты труда- это усредненные зарплаты, общественно-средние издержки производства. Общественно необходимые затраты труда представляют собой совокупность как живого, так и овеществленного труда. Поэтому повышение эффективности производства, экономия живого и овеществленного труда является основой снижения общественных издержек производства и снижения цен. Существует несколько групп факторов, как повышающих, так и понижающих уровень общественно необходимых затрат труда: 1) Уровень техники и технологии. Он различен в разных отрас 2) Уровень организации производства. У нас большая специали 3) Уровень организации труда. Здесь, с одной стороны, оказывает 4) Естественно-природные факторы Ьсобенно проявляются в до 5) Географические факторы размещения производства оказывают Перераспределительные факторы влияют на отклонение цены от стоимости: - влияние государства; - монополизм; - сокращение реальных доходов населения; - инфляционные ожидания; - различия в возрастных и социальных группах населения.
3. Потребительная стоимость и цена Одной из важнейших задач ценообразования является установление уровня и соотношения цен на различные виды продукции с учетом их потребительной стоимости. Для того чтобы воплощенный в товаре труд принял форму стоимости, сам товар должен обладать общественной полезностью, т.е. иметь потребительную стоимость. Если стоимость - это затраты общественно необходимого труда на производство определенной потребительной стоимости, то цена как денежное выражение стоимости должна устанавливаться на единицу определенной потребительной стоимости. Таким образом, потребительная стоимость это полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность вещи обусловлена совокупностью ее свойств, которые человек открывает, создает и использует. Эти свойства становятся потребительными свойствами, совокупность их определяет потребительную стоимость вещи. В содержание категории «потребительная стоимость» включается также понятие качества продукции, которое отражает деление самой потребительной стоимости внутри однородной, но взаимозаменяемой продукции в зависимости от ее способности удовлетворять определенные потребительные свойства. Человек создает огромное количество потребительных стоимостей. Возникают широкие возможности использования одного и того же продукта труда для удовлетворения различных общественных потребностей. И, наоборот, для удовлетворения одной и той же потребности применяются различные виды продукции. В первом случае продукция обладает несколькими потребительными стоимостями (например, пластмассы). Во втором случае различные виды продукции имеют общую потребительную стоимость (например, различные виды городского общественного транспорта).
Необходимость учета потребительной стоимости возникает прежде всего при условии цен: 1) на взаимозаменяемую продукцию различных отраслей; 2) на функционально однородную продукцию одной отрасли, но 4. Экономическая ценность товара С позиций экономической науки ценность определяется kaк экономия или удовлетворение, получаемые в результате потребления приобретенного блага, т.е. та польза, которую приносит благо покупателю. Но в сфере ценообразования эта категория трактуется более приземленно как ценность, проявляющаяся при обмене. Товар имеет ценность только тогда, когда оценка желанности блага превышает цену этого блага. Это основа соотношения полезности и цены. Рассмотрим это на примере (см. И.В. Липсиц. Коммерческое ценообразование). Вечером на остановке продают свежий хлеб. Цена хлеба выше, чем в хлебном магазине. Покупатель, идущий вечером домой, имеет альтернативу: либо купить хлеб на остановке по повышенной цене (здесь, кроме пользы от самого хлеба, сэкономит время и силы, ему не придется идти по темным улицам), либо купить хлеб в магазине, где он дешевле. Однако в первой альтернативе существуют отрицательные моменты: хлеб дороже, возможно невыполнение санитарных норм; во второй - придется делать крюк, можно не успеть попасть в магазин до закрытия, потеря времени. Принятие решения в такой ситуации, с одной стороны, зависит от числа субъективных факторов -- как каждый из потенциальных покупателей соизмеряет относительную ценность для него сэкономленных времени и сил, а с другой - денежной суммы, которую ему придется заплатить сверх цены хлебного магазина за достижение такой экономии. Таким образом, под общей экономической ценностью товара понимается цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) - цена хлеба в хлебном магазине плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от лучшей альтернативы (ценность отличий). В нашем случае - наличие хлеба, сэкономленные время и силы, не надо идти по темным улицам и т.д. Общая экономическая ценность товара будет формироваться следующим образом. Определяя для себя ценность товара, покупатель в качестве отправной точки принимает цену наилучшей из реально доступных ему разновидностей товаров других фирм, удовлетворяющих ту же потребность. Затем - обладает ли предлагаемый товар свойствами, которые отличают его в лучшую сторону от товара-альтернативы. Если есть, то они оцениваются покупателем, повышая в его глазах ценность товара. Затем - нет ли свойств, которые отличают его в худшую сторону, они снижают ценность товара. Этот процесс основывается на двух предпосылках: 1) все покупатели действуют экономически рационально; 2) все покупатели обладают полной информацией обо всех това Чем товар дороже, чем чувствительнее покупатели к уровню цен, тем в большей степени их рассуждения по поводу покупки будут приближаться к описанной схеме. 5. Необходимость проведения реформы цен в начале 90-х годов К началу 90-х гг. в системе плановых цен, действовавших в СССР, образовался ряд недостатков: 1) заниженность цен на основные виды топлива, сырья и мате 2) перекосы в уровнях рентабельности, доходности между добы 3) отсутствие прямой связи между уровнем оптовых, закупочных Сумма дотаций постоянно растет и является одной из причин дефицитности бюджета; 4) статичность системы цен. Цены устанавливались на таких затратах и таких условиях производства и реализации продукции, которых уже не было. Кроме того, отдельные цены установлены в разное время. Оптовые и закупочные цены - в 1982 и 1983 гг., а система розничных цен сложилась в 50-е годы, хотя в последние годы вносились некоторые изменения. Госкомитет по ценам предполагал постепенный, поэтапный переход к рыночным свободным ценам. При этом предполагалось, что одновременно с реформой цен будет вводиться система налогообложения, формирование конкурентной среды и т.д. Но разрыв между оптовыми и розничными ценами нарастал так стремительно, что времени на постепенный переход не осталось. Поэтому в 1990 и 1991 гг. были в значительной мере отпущены оптовые цены и вслед за ними - значительная часть розничных цен. Это привело в действие инфляционный механизм. После либерализации ценообразования в начале в 1992 г. и возникновения высокой инфляции российские предприятия отказались от господствовавшей до того модели планового ценообразования, которая отнюдь не была чисто затратной. Эта модель предполагала учет как затрат, так и качества товара или экономического эффекта от его использования потребителем. Вначале на смену ей в 1992 г. пришла модель чисто затратного ценообразования. Но и она продержалась на положении господствовавшей недолго. Ее быстро вытеснила модель инфляционного ценообразования, ставшая в 1993-1994 гг. основой ценовой политики отечественных предприятий. В основе такого ценообразования лежали инфляционные ожидания, т.е. предположения менеджеров о том, насколько нужно повысить действующие на данный момент цены, чтобы компенсировать инфляционный рост затрат и сохранить прибыльность. При этом практически прекратилась серьезная работа по учету затрат и не началась работа по маркетинговому обоснованию цены с позиций экономической ценности товаров для покупателей. Снижение инфляции в 1996 г. привело к существенному изменению ситуации. Обнаружилось, что за годы спада и инфляции российские предприятия растеряли большую часть тех своих конкурентных преимуществ, которые были связаны с пониженным - против зарубежных производителей - уровнем затрат. Стало очевидно, что в условиях массового вторжения на рынок иностранных конкурентов прежняя инфляционная модель ценообразования более не приемлема. И нужно снова учиться считать затраты. И лишь затем, поставив цены на почву реальных затрат и добившись снижения этих затрат, можно переходить к коммерческому ценообразованию н; основе учета экономической ценности товара и ее сопоставления с возможными затратами на производство и сбыт. Это означает, что для российской экономики конца 90-х гг. овладение грамотным затратным ценообразованием в сочетании с современными методами управления затратами следует рассматривать как логичный и, более того, неизбежный этап на пути к овладению более совершенными методами ценообразования (равно как и современным маркетингом в целом). Отметим, что те из российских фирм, которые лидируют в процессе рыночной трансформации, уже прошли стадию возврата к затратному ценообразованию и, двинувшись дальше, начали постепенно овладевать маркетинговыми подходами к решению этой задачи.
Тема 4. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Вопросы: 1. Влияние структуры рынка на ценообразование. 2. Ценовая и неценовая конкуренция. 3. Внешние факторы уровня цен. 4. Информация для ценообразования. 1. Влияние структуры рынка на ценообразование Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Различают четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Особенности рынка свободной конкуренции состоят в следующем: 1) наличие множества фирм, которые не в состоянии оказать 2) однородные и взаимозаменяемые товары; 3) отсутствие ценовых ограничений;
4) спрос полностью эластичен от цены (при снижении цены 5) при увеличении предложения в отрасли цены снижаются на 6) фирма ориентируется на сложившийся уровень цен. Рынок монополистической конкуренции имеет следующие характеристики: 1) множество фирм, продукция которых отличается физическими 2) острая конкурентная борьба между фирмами. Поэтому, с од 3) легкость проникновения на рынок. Особен ности рынка опигополистичсской конкуренции: 1) несколько крупных фирм, предлагающих как однородные и 2) проникновение на рынок затруднено, новой компании проник 3) каждый участник рынка чутко реагирует на изменение цен. 4) цены всех компаний под воздействием рыночных факторов На рынке чистой монополии господствует один продавец. Государственная монополия (т.е. исключительное право государства производить и продавать какой-либо товар) может обеспечить те группы населения, которые не могут приобрести этот товар за полную стоимость. Это монопольно низкая цена. Для ограничения потребления какой-либо продукции государство может устанавливать монопольно высокие цены. Частные фирмы-монополисты устанавливают цены самостоятельно. Однако, обладая свободой установления цен, должны учитывать динамику спроса на свою продукцию. Здесь используются следующие ценовые стратегии: 1) стратегия ценовой дискриминации, при которой цены подраз - по группам покупателей: разным группам покупателей один и - по вариантам товаров и услуг; - по территории: в разных регионах товар продается по разным - по времени (суток, года, дням недели);
2) стратегия множественности цен: для каждой группы покупате 3) стратегия демпинга: фирма реализует товар по очень низким 4) стратегия сегментации рынка: большая часть продукции реа В реальной экономике, как правило, не бывает рынков в чистом виде.
2. Ценовая и неценовая конкуренция Ценовая конкуренция означает манипулирование ценами, изменение цен компанией: повышение, понижение или фиксирование цен в то время как конкуренты их изменяют. Если бы фирма на рынке действовала в одиночку, то она одна бы имела дело со всей кривой спроса. И тогда ее ценовые решения могли бы строиться только на анализе чувствительности покупателей к ценам и сопоставлении собственных затрат на производство товара с ценой, которую покупатель готов заплатить за товар с приданными ему свойствами. Такое иногда удается фирмам, производящим абсолютно уникальный товар. Но обычно фирма вынуждена строить свою политику с учетом существования конкурентов. И этот факт может довольно заметно модифицировать результаты, полученные на основе учета только полезности товара и затрат на его производство. Даже самые, казалось бы, очевидные шаги, если они предпринимаются без учета завтрашних ответных шагов конкурентов и покупателей, могут оказаться весьма неудачными. Ценовая конкуренция строится прежде всего на снижении цен. Политика снижения цен может стать элементом успешной коммерческой стратегии фирмы при следующих условиях: 1) если она позволяет в большей мере использовать эффект мас 2) если она адресована столь узкой группе покупателей, что мо 3) если речь идет о товаре, являющемся «убыточным лидером 4) если речь идет о вновь формирующемся или стагнирующем Однако «ценовые войны» - это игры с отрицательной суммой выигрыша, это соревнование, которое влечет за собой необходимость для всех участников нести затраты, но даже победитель может получить выигрыш меньший, чем его затраты. Поэтому ценовой конкуренции следует избегать. Специалисты по ценообразованию рекомендуют менеджерам своих фирм иные конкурентные — неценовые — стратегии. Неценовая конкуренция относится к категории игр с положительной суммой выигрыша -- соревнование создает пользу для всех участников, в т.ч. и для проигравших. 2. Ценовая и неценовая конкуренция Ценовая конкуренция означает манипулирование ценами, изменение цен компанией: повышение, понижение или фиксирование цен в то время как конкуренты их изменяют. Если бы фирма на рынке действовала в одиночку, то она одна бы имела дело со всей кривой спроса. И тогда ее ценовые решения могли бы строиться только на анализе чувствительности покупателей к ценам и сопоставлении собственных затрат на производство товара с ценой, которую покупатель готов заплатить за товар с приданными ему свойствами. Такое иногда удается фирмам, производящим абсолютно уникальный товар. Но обычно фирма вынуждена строить свою политику с учетом существования конкурентов. И этот факт может довольно заметно модифицировать результаты, полученные на основе учета только полезности товара и затрат на его производство. Даже самые, казалось бы, очевидные шаги, если они предпринимаются без учета завтрашних ответных шагов конкурентов и покупателей, могут оказаться весьма неудачными. Ценовая конкуренция строится прежде всего на снижении цен. Политика снижения цен может стать элементом успешной коммерческой стратегии фирмы при следующих условиях: 1) если она позволяет в большей мере использовать эффект мас 2) если она адресована столь узкой группе покупателей, что мо 3) если речь идет о товаре, являющемся «убыточным лидером 4) если речь идет о вновь формирующемся или стагнирующем Однако «ценовые войны» - это игры с отрицательной суммой выигрыша, это соревнование, которое влечет за собой необходимость для всех участников нести затраты, но даже победитель может получить выигрыш меньший, чем его затраты. Поэтому ценовой конкуренции следует избегать. Специалисты по ценообразованию рекомендуют менеджерам своих фирм иные конкурентные — неценовые — стратегии. Неценовая конкуренция относится к категории игр с положительной суммой выигрыша -- соревнование создает пользу для всех участников, в т.ч. и для проигравших. Основой стратегии такого типа является деятельность, направленная на повышение ценности товаров или эффективности обслуживания клиентов. Наилучший способ создания устойчивого конкурентного преимущества и ухода от прямых столкновений с конкурентами - это сосредоточение на наилучшем удовлетворении запросов покупателей в определенных сегментах рынка. 3. Внешние факторы уровня цен Фирма должна учитывать внешние факторы, которые она не в состоянии либо может только частично регулировать: Г) потребители; 2) государство; 3) торговые посредники; 4) конкуренты. Потребители. Принято различать 4 категории покупателей: 1) покупатели, учитывающие соотношение качества и цены и 2) покупатели, реагирующие на образ, имидж товара и делающие 3) покупатели, выбравшие для себя того или иного производите 4) покупатели, приобретающие товар с учетом комфортности, Необходимо проанализировать основные факторы, влияющие на восприятие цены покупателями: 1) эффект представлений о наличии заменяющих товаров: чувст 2) эффект уникальности: чем более уникален товар, тем менее 3) эффект затрат на переключение: покупатель оценивает товар # 4) эффект затрудненности сравнений: покупатели менее чувстви 5) эффект оценки качества через цену и др. Государство. Важным фактором цен является государственное регулирование. Государство выявляет фирмы-монополисты или фирмы, которые устанавливают монопольные цены в результате сговора. Законодательство преследует также вертикальное фиксирование цен, когда производители или оптовики манипулируют розничными ценами. Государство регулирует ценовую дискриминацию. Существует перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов). Торговые посредники. Торговые наценки должны покрывать сбытовые издержки и давать определенную прибыль. Величина издержек обращения связана с условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше уровень конечной цены. Производитель пытается регулировать количество звеньев товаропродвиже-ния, ведет учет доходов по всем звеньям. Для достижения баланса интересов всех участников сбыта производитель должен обеспечить необходимую долю прибыли в каждом звене реализации. Для этого заключаются соглашения, включающие скидки. Конкуренты. Важным элементом, влияющим на цены, является конкурентная среда. Различают три типа конкурентной среды: 1) цены контролируются рынком: в этой среде фирма должна 2) цены контролируются фирмой: здесь даже при высокой цене 3) цены контролируются государством: государство, как правило, 4. Информация для ценообразования Для установления цены фирма должна собрать и проанализировать информацию. Прежде всего фирма должна определить, какую и в каком объеме необходимо собирать информацию. Недостаток информации, как и ее чрезмерность, затрудняет решение проблемы. Как правило, фирма собирает информацию по следующим основным направлениям: 1) рынок товара; 2) тип конкуренции, конкуренты; 3) правительственная политика; 4) объемные и качественные показатели по производству кон 1. Требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка и его сегменты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи. Географическое положение рынка. Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и ее восприятие покупателями. Конъюнктура на полгода, год и т.д. 2. Информация о конкурентах. Конкурирующие товары. Доля 3. Преобладание косвенного или прямого регулирования рынка. 4. Производственные возможности фирмы, запасы готовой про Перечень необходимой информации конкретизируется в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.
Лекция 5. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Вопросы: 1. Понятие и порядок ценообразования. 2. Издержки производства и их классификация. 3. Роль затрат в обосновании ценовых решений. 4. Обоснование прибыли и рентабельности продукции.
1 Понятие и порядок ценообразования Ценообразование сложный процесс, включающий несколько этапов: 1) выбор цели, стратегии поведения компании в зависимости от 2) определение спроса; 3) анализ издержек производства и реализации продукции; 4) анализ цен конкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) установление цены. 1-й этап. Существуют, в основном, три цели, связанные с производством и реализацией конкретного товара и положением компании на рынке: 1) обеспечение сбыта или выживаемости данного товара; 2) максимизация прибыли; 3) удержание рынка. Обеспечение сбыта или выживаемости данного товара - главная цель компаний, действующих в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке немало производителей с аналогичными товарами. Для достижения выживаемости и обеспечения сбыта используются понижающиеся цены. Их называют «ценами проникновения». Они способствуют увеличению объема сбыта, вытеснению конкурентов и захвату большей доли на рынке данного товара. Эту цель ставят в тех случаях, когда: а) ценовой спрос потребителей эластичен; б) фирма желает добиться роста продаж и увеличения абсолют в) предполагается, что увеличение объема производства и сбыта г) если низкие цены отпугнут конкурента; д) существует достаточная емкость рынка. Вторая цель - максимизация прибыли. Эта цель имеет несколько разновидностей. Предприятия различаются стратегией своей деятельности и поведением в.рыночной среде. Можно максимизировать прибыль за счет агрессивного поведения, рисковых инвестиций. А можно ставить своей задачей устойчивое поступление прибыли средних размеров в течение нескольких лет. Здесь же существует третий вариант максимизации прибыли -«снятие сливок», когда компания использует благоприятную конъюнктуру и стремится получить максимум прибыли за короткое время, не имея средств на инвестиции и не рассчитывая на высокую прибыль в дальнейшем. Третья цель, основанная на удержании рынка, заключается в сохранении компанией существующего положения на рынке или удержании благоприятных условий для своей деятельности. При этом компания предпринимает все возможные меры для предотвращения спада реализации и обострения конкурентной борьбы. Для этого компания следит за конъюнктурой рынка, появлением новых товаров, действиями конкурентов, динамикой цен. Она не допускает ни завышения, ни чрезмерного снижения цен на продукцию, а работает над сокращением издержек производства и поддерживает уровень продаж. 2-й этап определение спроса. Зависимость между ценой и соответствующим уровнем спроса выражает кривая спроса. Покупатели с ограниченным бюджетом откажутся от приобретения товара с высокой ценой/если ему будет предоставлен альтернативный выбор, т.е. имеются заменяющие товары с более низкими це- нами. Практика показывает, что сокращение реальных доходов населения в России, имеющее место в последние годы, приводит к последовательному переходу от потребления более дорогих и качественных товаров к более дешевым, так или иначе заменяющим товарам. Различия в подходах к определению спроса связаны с типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса показывает цену относительно редкого и невысокого объема предложения товара. Поскольку чистый монополист оказывает влияние не только на цену, но и на объем предлагаемого товара, поэтому он может увеличивать цену. Однако монопольно высокие цены вызывают интерес, привлекают внимание компаний-конкурентов и государственных органов, которые занимаются антимонопольным регулированием. Устанавливая величину спроса на свой товар, компании оценивают спрос при разных ценах, выясняют уровень эластичности, причины изменения спроса, факторы, отклоняющие спрос в ту или другую сторону, покупательские привычки, отсутствие заменяющих товаров, платежеспособность покупателей, потребность покупателей в товарах данного рода, место конкурентов на рынке и т.д. С изменением этих факторов спрос и коэффициент эластичности могут меняться. Но результатом изменения факторов будет сокращение или прирост объема реализации. 3-й этап -- анализ издержек производства и реализации продукции. Спрос на товар определяет верхний уровень цен, который хотят установить производители и торговля. Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, товаров, работ и услуг характеризуют минимальное значение безубыточного сокращения цен. Этот нижний уровень следует учитывать, когда фирма вынуждена снижать цены. Такую политику фирма может проводить только на коротком отрезке времени, когда требуется проникновение на рынок или когда закончился жизненный цикл товара,и трудно найти покупателей. Если цена установлена неточно, то колебания спроса и затрат на производство вызывает частый пересмотр цен. Это говорит о слабо разработанной политике цен и поверхностном подходе к их установлению. Необходимо нормирование материальных затрат и затрат на оплату труда, а также анализ причин, отклоняющих фактические издержки от установленных нормативов. 4-й этап анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены конкурентов и характерные свойства товаров, которые они продают. С этой целью делаются сравнительные покупки и в результате анализируется отношение цен и качества товаров конкурирующих фирм. При этом принимаются в расчет^условия реализации у конкурентов, дополнительные бесплатные услуги, уровень обслуживания покупателя, гарантии долговечности и качества, бесплатная доставка, и установка, настройка, послепродажное обслуживание, условия замены отдельных деталей и товара в целом. 5-й этап - выбор метода ценообразования. Цена должна возмещать издержки на производство и реализацию товара и обеспечивать получение прибыли.(Как правило, анализируются три варианта цен: 1) минимальная цена, определяемая издержками производства; 2) максимальная цена, ориентированная на высокий спрос; 3) вероятная цена (посередине). Существует несколько методик установления цены: I) наиболее распространенной является следующая: определяют II) относительные размеры прибыли могут быть диффе- Сравним эти две методики. Допустим, выпускается три вида продукции (см. рис. 5.1). Их издержки выражаются на графике буквой «С». В первом случае добавляем прибыль («II») в стандартных размерах по отношению к издержкам. Например, 1/3 от затрат. Во втором случае дифференцируем норматив прибыли (в зависимости от затрат на производство, вида, качества и объема реализации устанавливаем различный норматив прибыли), например, I вид продукции - 60% к уровню затрат; II вид- 15%; III вид- 100% Устанавливать стандартные наценки гораздо проще. Добавляем одинаковый процент к уровню затрат (20, 30...) по всем изделиям. Но в этом случае не учитываются особенности реализации каждого товара, колебания спроса, конкуренция, а, следовательно, эти цены не отвечают критериям оптимальности. И все же, как правило, устанавливаются стандартные размеры прибыли к уровню издержек, потому, что: 1. Спрос и цены конкурентов постоянно меняются, а свои собственные затраты они всегда знают точно. С другой стороны, если учитывать меняющийся спрос и поведение конкурентов, то приходится часто пересматривать цены, а это нервирует, отпугивает покупателей. 2. Это более справедливо по отношению к покупателю, поскольку часть эффекта остается у продавца, а другая - у покупателя. 3. Стандартные размеры прибыли делают сопоставимыми цены различных компаний, устанавливаемых на один и тот же товар, уменьшают ценовую конкуренцию. Если компании удалось точно измерить эластичность спроса, то она смело может устанавливать цену, исходя из возможного объема реализации продукции и желаемого размера прибыли. III. Имеется метод установления цены на основе формирования образа, имиджа товара у покупателя. Цена формируется как результат ощущаемой ценности товара. Цена только подтверждает в сознании покупателя ценность товара. Большое значение здесь имеют услуги, которые оказывает продавец покупателю. 2. Издержки производства и их классификация Цены на каждом этапе движения товара будут зависеть от уровня издержек на производство и принятых методов распределения затрат. Под издержками принято понимать все затраты предпринимателей по организации производства, изготовлению товара и его реализации. При этом расходы делятся и учитываются с учетом источников собственных и заемных средств и с учетом их размещения. У производителей наибольший удельный вес занимают расходы, связанные с изготовлением товара. В оптовой и розничной торговле - издержки обращения. Издержки классифицируются по различным признакам. В литературе выделяют следующие: 1) по экономическому содержанию; 2) по целевому назначению; 3) по принципу отнесения на определенный вид продукции; 4) в зависимости от изменения затрат при изменении объемов По экономическому содержанию затраты делятся на отдельные элементы: сырье и материалы, заработная плата, отчисления в социальные фонды, амортизация и прочие расходы. Такая классификация на уровне отрасли позволяет установить соотношение между затратами живого и овеществленного труда, динамику научно-технического прогресса, рост производительности труда. На основе классификации составляются балансы трудовых и материальных ресурсов, выявляются их излишки или необеспеченность. На уровне предприятия такая группировка используется для планирования производственных запасов, выработки кадровой политики, контроля за рациональным использованием фонда оплаты труда, уровнем средней заработной платы, определения степени загруженности производственных мощностей и т.д. Недостаток: не может быть использована для определения себестоимости единицы продукции, так как применение искусственных приемов распределения всех затрат между всеми видами продукции приводит к искажению информации, снижению ее достоверности. По целевому назначению издержки делятся на калькуляционные статьи. В основе калькуляционной группировки лежит принцип деления расходов по целевому назначению. Выделяются расходы, связанные с производством или с реализацией продукции, и расходы управленческого характера (основные и накладные). В условиях командно-административной системы состав калькуляционных статей строго регламентировался отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию затрат. В настоящее время эти требования потеряли свое значение и предприятия ведут учет затрат на производство продукции в разрезе 4 калькуляционных статей: 1) материалы, израсходованные на изготовление продукции; 2) зарплата производственных рабочих с отчислениями на социальные цели; 3) прочие прямые затраты; 4) накладные расходы. Такой состав калькуляционных статей соответствует применяемому зарубежными компаниями и приближается к требованиям международных стандартов. За рубежом применяют такие калькуляционные статьи: 1) прямые затраты на материалы; 2) прямые затраты на рабочую силу; 3) прочие прямые затраты; 4) общехозяйственные расходы. Группировка расходов предприятия по калькуляционным статьям сочетается с их обобщением по центрам ответственности и центрам затрат. При формировании информации создается система плановых и фактических показателей деятельности отдельных подразделений и определяются результаты, которые должны быть обеспечены менеджерами каждого центра ответственности (доходы, затраты, прибыль, инвестиции). При обобщении и распределении расходов по центрам ответственности формируется информация для калькулирования себестоимости отдельно выпускаемой продукции, создается возможность оценить выгодность производства отдельных товаров, определить соответствие емкости рынка и спроса производственным мощностям, выявить причины отклонений фактических затрат от запланированных нормативных размеров, измерить результаты каждого центра ответственности. По принципу отнесения на определенный вид продукции или услуг различают прямые и косвенные затраты. Любые затраты должны быть отнесены на себестоимость той продукции, с производством которой они были связаны, К прямым относятся материалы, потраченные на данный вид продукции; зарплата производственных рабочих, связанная с изготовлением данного вида продукции; соответствующая доля отчислений на социальные нужды. К косвенным относятся накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные Базой для распределения общепроизводственных затрат служат прямые затраты на определенный вид продукции, а общехозяйственных - их цеховая себестоимость. Эта группировка обеспечивает возможность нормирования разнородных затрат и планирования результатов какого-либо подразделения с учетом нормативов, рассчитанных при нормальных условиях. Названные группировки позволяют планировать и анализировать себестоимость, но не раскрывают механизма затрат в зависимости от объема производства. При планировании производства фирма определяет также объем продаж, который зависит как от производства, так и от конъюнктуры рынка. Поэтому необходимо раскрыть механизм формирования затрат в зависимости от объема производства. Это позволяет сделать четвертая классификация. В зависимости от объема производства выделяют постоянные и переменные затраты. Такое деление затрат связано с анализом себестоимости единицы продукции. Одна и та же продукция может вырабатываться при различном использовании ресурсов в зависимости от техники, технологии, видов применяемого сырья, квалификации. Поэтому даже на одном предприятии показатели затрат на производство единицы продукции будут усредненными, поскольку все собранные затраты по данно- му виду продукции делятся на количество, т.е. определяется средняя себестоимость единицы. Для предприятия более важно определить общий размер постоянных расходов, чем их долю, включаемую в себестоимость отдельного вида изделия. Определение суммы затрат как совокупности постоянных и переменных позволяет проследить их влияние на среднюю себестоимость единицы продукции при различных объемах производства, что особенно важно для учета спроса и предложения и получения максимального прироста прибыли. Эти расходы на единицу продукции ведут себя по-разному. При небольшом объеме производства средние показатели себестоимости формируются, в основном, за счет постоянных расходов, они занимают наибольший удельный вес. С ростом объемов производства доля постоянных расходов распределяется между большим количеством продукции) их удельный вес сокращается. Переменные расходы с увеличением объема выпуска продукции растут быстрее. Но затем их рост замедляется из-за экономии на массовом производстве. В дальнейшем вступает в силу закон убывающей доходности и темпы роста переменных расходов опережают темпы роста объема. При значительном увеличении объема производства переменные расходы занимают все больший удельный вес в себестоимости и сокращают прибыль. А постоянные расходы не оказывают существенного влияния на рост размера себестоимости и прибыли. Этими закономерностями регулируется объем производства и цены, и в условиях рынка необходимо гибко реагировать при определении объема производства и реализации с учетом динамики издержек и рыночных цен. 3. Роль затрат в обосновании ценовых решений Эффективный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с затратами, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать, что именно стоит производить и кому продавать. И в такой логике затратный метод существенно влияет на цену и коммерческую политику фирмы. Фирмы с низкими уровнями затрат могут позволить устанавливать цены ниже цен конкурентов, иметь больший объем продаж. Фирма с более высоким уровнем затрат не имеет возможности строить свою коммерческую стратегию на пониженных ценах. Значит, ее политика будет направлена на поиск той группы покупателей, которые будут согласны заплатить за ее товары премиальную (повышенную) цену. му виду продукции делятся на количество, т.е. определяется средняя себестоимость единицы. Для предприятия более важно определить общий размер постоянных расходов, чем их долю, включаемую в себестоимость отдельного вида изделия. Определение суммы затрат как совокупности постоянных и переменных позволяет проследить их влияние на среднюю себестоимость единицы продукции при различных объемах производства, что особенно важно для учета спроса и предложения и получения максимального прироста прибыли. Эти расходы на единицу продукции ведут себя по-разному. При небольшом объеме производства средние показатели себестоимости формируются, в основном, за счет постоянных расходов, они занимают наибольший удельный вес. С ростом объемов производства доля постоянных расходов распределяется между большим количеством продукции) их удельный вес сокращается. Переменные расходы с увеличением объема выпуска продукции растут быстрее. Но затем их рост замедляется из-за экономии на массовом производстве. В дальнейшем вступает в силу закон убывающей доходности и темпы роста переменных расходов опережают темпы роста объема. При значительном увеличении объема производства переменные расходы занимают все больший удельный вес в себестоимости и сокращают прибыль. А постоянные расходы не оказывают существенного влияния на рост размера себестоимости и прибыли. Этими закономерностями регулируется объем производства и цены, и в условиях рынка необходимо гибко реагировать при определении объема производства и реализации с учетом динамики издержек и рыночных цен. Также при учете затрат в обосновании ценовых решений следует учитывать только предотвратимые затраты -- затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь (затраты на рекламу). А затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел рекламы, оплату труда штатных работников - затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае. Таким образом, невозвратные затраты -- это затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики. 4. Обоснование прибыли и рентабельности продукции Трудовая теория стоимости рассматривает прибыль как результат затрат труда в прибавочное время. Она предполагает только один фактор формирования стоимости - труд. Теория факторов производства предполагает, что стоимость формируется в результате использования труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Причем последнее обстоятельство -способности предпринимателей и риски, связанные с вложением средств -- рассматривается в качестве дополнительного условия, фактора, который способствует либо возрастанию нормы прибыли, либо ее снижению ниже среднего, т.е. изменяет эффективность применяемых ресурсов. В условиях командно-административной системы предприятия получали ежегодные задания по снижению затрат на 1 рубль выпускаемой продукции. Увязка объема производства, реализации, себестоимости, прибыли, рентабельности осуществлялась в рамках государственного планового задания, которое было законом. Методика, применяемая в рыночных условиях, предполагает определение объема затрат и объема реализации, который покрывает и постоянные, и переменные затраты, а также тот объем реализации, который компенсирует переменные расходы и позволяет получить прибыль. То есть до какого-то момента выручка компенсирует затраты, а с какого-то - появляется прибыль. Момент, когда предприятию удается покрыть и переменные, и постоянные затраты, называется или точкой безубыточности, или точкой опрокидывания, или мертвой точкой. Точка безубыточности - это тот объем продаж, которого надо добиться при анализируемом уровне цены, чтобы убытки предприятия были нулевыми (см. рис. 5.2, точка Е). СМ СЛАЙДЫ к теме 6 С помощью точки безубыточности можно провести обоснование рентабельности продукции. Допустим, у предприятия имеется заказ на 600 изделий по цене 60 рублей за штуку. Переменные расходы предприятия 30 рублей на одно изделие, постоянные определены в сумме 10000 рублей. Определим минимальный размер заказа, при котором предприятие сможет покрыть и постоянные, и переменные расходы, однако еще не получит прибыли: где QF— объем выпускаемой продукции, FC - постоянные затраты, Р - цена одной единицы, VC переменные затраты на одну единицу. То есть расходы предприятия покрываются продажей 333 изделий, а прибыль, получаемая в результате реализации заказа: П- (600 - 333)*(60 - 30) = 801 0 рублей.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |