В целом выделяются 14—16 типовых рисков для путешественников и соответствующие виды страховок
Страхование туризма является добровольным, если иное не установлено законом. Если законами и нормами места назначения (туристского центра, страны) установлено обязательное страхование, например медицинское лиц, выезжающих за рубеж, автогражданское страхование ответственности владельцев транспортных средств и другое, то такое страхование обязательно. Так, некоторые страны (Франция, Германия, США и другие) устанавливают обязательность медицинского страхования туристов с достаточно высоким лимитом покрытия расходов по страховым случаям (до 30 тыс. USD). При наличии страхового полиса и идентификационной карточки туристу в обстоятельствах, которые позволяют определить случай как страховой, будет оказана необходимая помощь с возмещением на месте (в общем случае) понесенных расходов. Для помощи туристам и иным застрахованным лицам созданы специальные международные службы экстренного реагирования emergency services. Лицо, с которым приключился страховой случай, должно по телефону обратиться в эту службу, а оператор (теперь уже, как правило, говорящий и на русском языке) дает указание, куда обратиться за помощью, или сам через своего аварийного комиссара на месте организует надлежащую помощь и сопровождение пострадавшего. Возможности страхования довольно обширны. В настоящее время в России практически ни один турист за рубеж не выезжает без страхового полиса. В цивилизованных странах страхование — обычная норма жизни.
2.Особенности страхования туристов и туристских организаций Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» основной формой обеспечения безопасности туристов (путешественников) при временном пребывании за рубежом является страхование. При этом страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение иных имущественных расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис должен быть оформлен на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Несоблюдение этого условия лишает туриста права получения выплаты при наступлении страхового случая.
Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования, наиболее характерными чертами которых являются их кратковременность (не более 6 месяцев) и большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба. Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и т. п. В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями-ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста. По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем страховых услуг, а предоставление их обеспечивает компания-ассистанс. Расчеты между партнерами производятся как между перестрахователем и перестраховщиком.
Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой организацией индивидуально по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом страхового надзора) в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.
Страхование туристских организаций имеет свои особенности:
1. Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, турфирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.). 2. Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций. 3. Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли). Основной целью предпринимательской деятельности являются получение максимальной прибыли, увеличение капитала, вложенного в дело. В связи с этим важное значение приобретает страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения планируемого дохода.
Рассмотрим конкретные страховые случаи с туристами
Страховые случаи при перелетах
Авиационное страхование предлагает целый пакет услуг, и застраховать можно не только себя, но и свой багаж. Авиастраховка распространяется на все случаи – от повреждения имущества до гибели воздушного судна, и подразумевается, что авиационные компании совместно со страховыми берут на себя компенсацию всех расходов, связанных с наступлением страховых случаев.
Отмена или задержка рейса. Страховка от невылета – услуга на нашем рынке относительно новая и пока еще не до конца обкатанная (не путать со страховкой от невыезда!). Разговор о ее необходимости зашел после того, как два года назад в Барселоне на 27 часов задержали рейс и 217 пассажиров, среди которых оказались журналисты, болтались между паспортным контролем и гейтом, а авиаперевозчик и туроператор спорили – кто должен за них отвечать. После этого случая крупные авиакомпании начали страховать свои регулярные рейсы почти сразу, а вот с чартерами все сложнее, их до сих пор почти не страхуют.Безоговорочный страховой случай наступает при отмене рейса или опоздания на стыковочный рейс по вине авиакомпании. В этом случае компания должна предоставить пассажиру выбор: отказаться от поездки и вернуть стоимость билета или отправить его в пункт назначения при первой возможности или в любое удобное для него время. На время ожидания рейса пассажиру должно быть предоставлено питание и напитки и такси до гостиницы, если рейс придется ждать всю ночь. Все вопросы по размещению в отеле так же берет на себя перевозчик. Если рейс задерживается на сутки (что в принципе приравнивается к отмене, но здесь решает только авиакомпания), то пассажиры так же имеют право на отказ от поездки и получения стоимости билета или на питание и размещение в отеле. При задержке рейса на более чем три часа положена компенсация расходов на транспорт, выплачиваемая только в случае их подверженности чеками и квитанциями, и питание. А также авиакомпания обязана компенсировать стоимость билетов на другой вид транспорта, если рейс для пассажира был стыковочным. Стоимость страховки от невылета – порядка $25.
Потеря багажа. Истории о потерянных или испорченных багажах не так уж редки, чтобы проигнорировать возможность застраховать свои вещи на время перелета. Страховой случай прост: вы прилетели, а ваш багаж нет. Или прилетел в испорченном виде. Для получения компенсации пассажиру необходимо заявить о пропаже или повреждении вещей до момента выхода через таможенный терминал и составить опись потерянного имущества. Лимит компенсаций – порядка 15 000 рублей за утерю багажа вне зависимости от его содержимого и 11 000 рублей за порчу. При повреждении оценивается ущерб, и выплата производится исходя из его размеров и характера и изначальной стоимости вещи. Решение об этой выплате принимается в течение месяца. Страхование багажа стоит от $5 до $10. Следует помнить, что страховка не распространяется на перевозимые в багаже драгметаллы и драгоценные камни, деловые бумаги, деньги, антиквариат, ценные рукописи, предметы религиозного культа и т.д.
Несчастный случай. Страхование жизни от несчастного случая во время перелета обычно включено в стоимость билета, но сумма компенсации по этой страховке весьма небольшая, особенно на местных авиалиниях (максимум 30 000 рублей). Дополнительная добровольная страховка гарантирует гораздо большие компенсационные выплаты пострадавшему или его родственникам в случае получения временной нетрудоспособности, инвалидности или смерти застрахованного лица в результате авиакатастрофы, теракта или чрезвычайного происшествия на борту. Действие полиса начинается с момента посадки в салон самолета в пункте отправки и продолжается до момента выхода пассажира с летного поля в пункте назначения. При наступлении страхового случая застрахованный или его родственники получают первые денежные выплаты в течение 10 дней (суммы до 200 тысяч рублей), остальные производятся после суда. В случае смерти пассажира его родственники получают всю сумму страховки целиком, в случае травмы – часть страховой суммы, размер которой определяется в зависимости от тяжести ранения. Лимит ответственности авиакомпаний - от 100 тысяч рублей до 2 миллионов рублей, однако максимальную сумму получить практически нереально. Застраховать себя можно как на один полет, так и на длительное время (для тех, кто часто совершает перелеты). Цена страховки будет зависеть от ваших личных данных и репутации компании-перевозчика.
Овербукинг Овербукинг или перебронирование – это продажа одного и того же места в самолете двум и более людям. Это может быть как плановым (по статистике на рейс не является определенный процент пассажиров, забронировавших места заранее), так и случайным по ошибке оператора. Случай для пассажира всегда непредсказуемый и неожиданный и застраховаться от него нельзя. Однако он попал в список страховых случаев при перелетах, потому что пострадавшим от овербукинга на рейсе крупные авиакомпании выплачивают компенсацию и без страховки. Пассажиры, которым было отказано в посадке из-за овербукинга на российских авиалиниях, могут рассчитывать на выплату стоимости билета и небольшую сумму сверх того. Тем, кому не повезло по вине зарубежных авиалиний, выплачивается от 250 до 600 евро в зависимости от дальности запланированного полета. И в любом случае авиаперевозчик должен доставить пассажира в место назначения ближайшим рейсом. От овербукинга на рейсе есть только один универсальный рецепт – приезжать на регистрацию в числе первых.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление