Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент-это важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления




Термин «управление» представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.

Место менеджмента в управлении:

1.Наука управления охватывает многие отрасли знаний, среди которых особое место занимает менеджмент.

ЕслиКиберне́тика (от др.-греч. «искусство управления») — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.

То менеджмент это управление, создание и контроль за социально-экономическими системами.

В последнее время наряду с привычным термином «управление» в России стало широко использоваться англоязычное слово «менеджмент». Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный лексикон, хотя по своей сути является аналогом термина «управление», но не в полной мере.

Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В английском языке имеются глаголы: «to manage»-управлять в хозяйственной сфере; «to governe»- управлять в политической сфере; «to control»-управлять в сфере техники.

«Управление» в целом шире «менеджмента», так как применяется к различным видам деятельности людей (например, управление автомобилем), к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, управление государством, управление в биологических системах), к органам управления в государственных и общественных организациях. Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Термин же «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы (предприятия), действующей в рыночных условиях.

Таким образом, менеджмент изучает те же процессы что и управление, но только в социально-экономических системах.

В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителя, возрастание значения непроизводственной сферы и коммерческой деятельности в частности.

2.Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт. В реальной жизни существуют различные организации.

Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств — сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом.

3. Менеджмент представляет собой относительно молодую, но весьма активно развивающуюся область экономического знания.

От прочих экономических наук менеджмент отличается, прежде всего, своей ярко выраженной практической направленностью. В то время, как основной целью экономической теории является, в первую очередь, описание и объяснение хозяйственных процессов, менеджмент ориентируется на осуществление управления этими процессами в целях успешного развития организации. Разумеется, это не исключает необходимости попыток научного объяснения сущности этих процессов.

Менеджмент тесно связан со многими областями научного знания. Среди областей научного знания, с которыми тесно контактирует менеджмент, можно назвать информатику, кибернетику (которая также изучает процессы управления), психологию, различные математические дисциплины. Менеджмент использует научный аппарат математического моделирования, методы исследования операций (теорию вероятностей, математическую статистику, математическое программирование, теорию игр), теорию управления сложными системами и другие современные знания.

При этом менеджмент занимает определенное место в общей системе знании о рыночной экономике, находясь в одном ряду с экономической теорией и маркетингом.

Предметом менеджмента или объектами его изучения являются:

– формы организации и соответствующие отношения собственности;

– структура организаций;

– внешняя и внутренняя среда организаций;

– инфраструктура менеджмента,

– деловые коммуникации;

– функции менеджмента;

– методы менеджмента;

– моделирование управленческих процессов;

– системы управления предприятием;

– оптимизация распределения ресурсов;

– выработка у правленческих решений;

– динамика групп, власть и лидерство;

– управление персоналом (персонал-менеджмент);

– конфликты н их разрешение;

– управление финансами (финансовый менеджмент);

– риск (риск-менеджмент);

– хозяйственно-финансовый анализ;

– этика менеджмента;

– эффективность управления организацией;

– новации в менеджменте.

 

Естественно, функция управления реализуется посредством действий людей. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

4. Кроме этого, менеджмент — это профессиональная деятельность, которая предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом.

При этом менеджмент обычно связывают с понятиями деловой организации и бизнеса, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. В целом, этот подход к определению менеджмента нельзя назвать неверным, однако он достаточно сильно сужает представление о сущности именно современного менеджмента.

Во-первых, современный менеджмент может изучать функционирование таких организаций, которые не имеют получение прибыли в качестве основной своей цели или же не распределяют остаточную прибыль между своими участниками, т.е. некоммерческие организации. Несмотря на это, данный тип организаций может играть огромную роль в экономической жизни общества: здесь речь идет о профсоюзах, потребительских кредитных кооперативах, фондах, ассоциациях и пр.

Во-вторых, в последнее время термин «менеджмент» все чаще применяется в отношении государственного управления. В английском языке наряду со словом management, которое обозначает собственно менеджмент, применяется практически как синоним также словосочетание business administration. Для обозначения государственного управления обычно применяют термин public administration. Долгое время считалось, что процессы, протекающие внутри деловых организаций и государства, кардинально различаются между собой. Однако вторая половина XX в. принесла новый взгляд на государственное управление: все чаще стали слышаться мнения экспертов о том, что изучать и организовывать систему государственного управления нужно с позиций принципов управления деловыми организациями, поскольку только внедрение данных принципов позволит преодолеть крайнюю неэффективность функционирования государственной машины. Это течение получило название new public management (а не new public administration). В настоящее время термин «менеджмент» часто применяется уже в отношении процессов государственного управления.

5.Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Не каждому дано овладеть этим искусством, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы - обязанность каждого специалиста и руководителя.

6.Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и так же каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.

Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по его оптимизации.

7.Менеджмент как свойство организации очень сильно зависит от того, о какой организации идет речь. Это не означает, что менеджмент не может оказывать влияние на характеристики организации. Более того, воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента. Но он не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней. Поэтому и рассмотрение вопросов менеджмента надо начинать с рассуждений о том, что такое организация. Какова ее природа, как она возникает, как устроена и как живет и развивается.

Основными составляющими любой деловой (хозяйственной) организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей.

Таким образом, такие различные объединения, как спортивная команда, армия, клуб любителей кошек или корпорация «Дженерал Моторс» могут стать объектом изучения менеджмента.

8. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления. Организация возникает и продолжает свое существование потому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели. Люди дают жизнь организации, они вносят свой вклад в жизнедеятельность организации. Это могут быть деньги, другие материальные ресурсы, знания, энергия, творчество и т.п. Но они делают это потому, что взамен от организации получают материальные и нематериальные ресурсы, которые используют для решения своих личных задач. Если люди, от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отходят от нее, то у организации начинаются проблемы. И при определенных обстоятельствах она даже может прекратить свое существование. Предотвращение таких кризисных ситуаций, обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации, является одной из важнейших задач менеджмента. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в деятельность организации участникам получить приемлемую для них выгоду. Это и зарплата, и дивиденды и прибыль, и разные другие блага.

9. Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

• получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.

10.Организация — это живой организм. Она рождается, развивается и, если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Среда обитания деловых организаций стала столь динамичной, что, естественно, выживать в такой динамично меняющейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента. В современных условиях проведения изменений, развитие организации становится одной из важнейших задач менеджмента.

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами, то его реакция на управляющие воздействие является субъективным и трудно предсказуемым. Это делает социальное управление сложным процессом с неопределенным результатом. В связи с этим необходимо обеспечивать непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть коллектив или определенная личность. Управление есть процесс, а система управления-механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в котором могут участвовать люди, состоит из определенных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и взаимосвязь составляют технологию процесса.

Технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности и часто при неполноте исходной информации. Поэтому управленческие решения в различных ситуациях при постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях будут многовариантными.

При организации управления рассматривают наиболее общие этапы процесса.

1.) Уяснение поставленной задачи (цели) (целевой этап);

2.) Сбор информации и оценка обстановки (информационный этап);

3.) Принятие решения о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели (решающий этап);

4.) Планирование предстоящих действий в соответствии с принятым решением (планирующий этап);

5.) доведение принятого решения до подчиненных в виде приказов, распоряжений, команд и т.д. (доводящий этап);

6.) контроль результатов выполнения принятого решения (контролирующий этап).

Еще один момент, Понимая, что львиная доля исследований в области менеджмента сосредоточена на бизнесе, не следует смешивать сами понятия бизнеса и менеджмента как совокупности практических подходов к управлению организацией. Бизнесмен – это человек, который занимается организацией самого дела: он изыскивает средства, создает саму организацию и получает прибыль. Иными словами, бизнесмен – это человек, который берет на себя всю неопределенность, которая связана с открытием своего дела и которая может обернуться для него либо убытками, либо прибылью. Сама по себе деятельность бизнесмена практически не подчиняется каким-либо научно обоснованным принципам, она может всецело основываться на «деловом чутье», интуиции, предприимчивости человека, его смелости и решительности. В то же время менеджер – это тот, кто осуществляет управление самой организацией, кто занимает определенную должность и руководит определенным числом людей, чью деятельность он координирует для достижения общей цели (конечно, в последнее время можно часто встретить слово «менеджер» в применении к простым продавцам или даже уборщикам, которые руководят лишь сами собой; в этом случае, разумеется, термин применен некорректно). Менеджер (если сам бизнесмен не является одновременно и менеджером) есть наемный работник, который находится на постоянном жаловании. Он в большей степени имеет дело с риском (т.е. неопределенностью, которую можно просчитать, застраховать и пр.), а не с той радикальной неопределенностью, с которой сталкивается бизнесмен. Исходя из этого, менеджмент как научная дисциплина и делает попытку вооружить менеджера приемами и инструментами для того, чтобы повысить эффективность деятельности его организации.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты и субъекты менеджмента;
  • функции менеджмента;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы менеджмента.

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория«менеджер»распространяется на:

  • руководителей организации;
  • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
  • организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общий или генеральный менеджментзаключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный менеджментзаключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

 

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджментпредусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Успех деятельности организации во многом определяется качеством выполнения функций и следованием принципам управления.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

1. принцип целенаправленности-

2. принцип ответственности;

3. компетентности

4. дисциплины

5. стимулирования

6. иерархичности

7. сочетания централизации и децентрализации

 

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации-целей организации. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной конкретно. Естественно необходимо соответствие целей с необходимыми ресурсами.;

Принцип ответственности - предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть ровна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий.

Принцип компетентности – означает знание менеджером объекта управления или по крайней мере его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов в процессе принятия решений.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Принцип дисциплины - предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. В торговле этот принцип особенно важен, так как помимо уровня исполнительной дисциплины очень важна финансовая дисциплина и самодисциплина всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования – предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе материальных и моральных стимулов (психологическое воздействие на работников в духовном плане например, потребности в причастности, успехе, принадлежности. А так же справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности - предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формирование организационных структур управления, при построение аппарата управления, расстановке кадров.

Принцип централизации и децентрализации - определяет оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что предполагает умелого использования единоначалия и коллегиальности.

Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одни не возможны без других.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Например, в торговле: частные принципы могут быть такие как: ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.