Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования организации

Эти процессы могут состоять из целенаправленных действий людей, и тогда можно говорить об организации как функции управления, либо состоять из естественных физических процессов, т.е. иметь самоорганизующее начало.

Всеобщая упорядочность во Вселенной достигается через непрерывное протекание организационных процессов. Человек своим воздействием на природу подчиняет её стихийные силы собственным интересам, преобразуя мир ради своего выживания и развития. В природе происходит то же самое. Образование новых звёзд, возникновение и эволюция жизни на Земле и, вполне вероятно, в других частях Вселенной, биохимические, биофизические, тектонические и другие процессы, происходящие в окружающем нас мире, предопределяют возникновение новых и крушение старых форм организации, несут в себе организующее и дезорганизующее действие, созидание и разрушение, через которые достигается глобальное равновесие в мире. Так, исходя из фактов окружающей нас реальности, их осмысления и систематизации можно придти к целостному пониманию сущности организации как всеприродного явления.

В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли “в экономии мирового процесса”. Общий план этой теории (по А.А. Богданову, всеобщей организационной науки) «аналогичен плану любой из естественных наук, но объект существенно иной». Теория организации “имеет дело с организационным опытом не той или иной специальной отрасли, но всех их в совокупности; другими словами, она охватывает материал всех других наук и всей той жизненной практики, из которой они возникли; но она берёт его только со стороны метода, т.е. интересуется повсюду способом организации этого материала”.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

 

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин “метод” происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает “путь к чему- либо”.

Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определённой цели.

Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической. Поэтому понятие “метод” в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями учёного и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нём заключено знание процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность учёного, обладающего определёнными потребностями, возможностями и способностями.

Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Всё сказанное о научном методе полностью относится к методу теории организации. Исходя из этого, можно заключить, что метод теории организации есть набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально- логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

Задача теории организации состоит в систематизации и осмысливании организационного опыта, состоящего из множества факторов. Отсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познания является индукция.

Индукция - движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Индукция представляет три основные формы: обобщающее описательную, статистическую и абстрактно- аналитическую.

Статистический метод заключается, как известно, в количественном учёте факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации.

Более высокая ступень исследования достигается с помощью абстрактно - аналитического метода. С его помощью устанавливаются законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит “абстрагирование” т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений.

Абстрагирование может выполняться реально, как это бывает в процессе проведения точных экспериментов естественных наук, и мысленно, в форме научных понятий и категорий. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путём вычленения исследуемого явления из некоторой целостности, либо путём составления обобщённой картины изучаемого явления, либо путём замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой

Общая картина, которую даёт нам абстрагирование, недостаточна для полного познания объекта. Чтобы более глубоко изучить явление, надо его разложить, расчленить на составные части, выделить его отдельные признаки. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом, а метод разложения и оперирование с упрощёнными объектами и условиями носит название “аналитический”. Абстрактно - аналитическийметод позволяет вычленить из общей массы явлений современного динамичного мира универсальные законы организации, носящие всеприродный характер, а последующее использование синтеза, дедукции создаёт условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Правомерность существования теории организации как самостоятельной системы научных знаний может быть подтверждена или опровергнута в зависимости от того, удастся или нет доказать, что ни одна из теорий, близких к ней по содержанию, не решает всех тех задач, которые решает данная теория. Указанная постановка вопроса весьма актуальна, т.к. за период от возникновения всеобщей организационной науки А.А. Богданова (1913 г.), заложившей основы теории организации, до наших дней бурный расцвет получили такие близкие к ней по содержанию и предмету исследования, научные направления, как кибернетика, общая теория систем, структурный анализ, теория катастроф, синергетика, теория организаций, теория управления, а также востребованные жизнью прикладные теории социального направления: теория менеджмента, социология организаций, организационное поведение и др. Они, в буквальном смысле слова, подхватили основные концептуальные идеи организационной науки, подвергнув их дальнейшему исследованию и развитию.

В этой связи встаёт вопрос: “Не поглотили ли новые теории всех проблем теории организации?”. Ответ может быть твёрдо отрицательными, т.к. при всей схожести общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определённо очерченный круг исследуемых задач (рис. 2).

Теория организации намного шире любой теории систем и имеет полное право на самостоятельное существование и развитие.

В ее основе лежат три главные сферы научного знания: науки математические, естественные и общественные. Этим и определяется связь теории организации с другими областями научных знаний.

 

 
 
 

 

        КИБЕРНЕТИКА
ТЕОРИЯ СИСТЕМ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  
         
     
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
 
Изучает не только формы организации в природе и в обществе, но и организационные процессы, их обуславливающие

     
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
     
Изучает законы функционирования кибернетических систем, связанных с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.

 
Изучает законы, принципы, относящиеся к системам в целом. Она ориентирована на раскрытие целостности объекта как системы, на выявление многообразия типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину

       
         
         
         
         
         
         
         
         
           

 

Рис. 2. Соотношение между теорией организации, теорией систем и кибернетикой

 

Теория организации является метатеорией по отношению к конкретным организационным наукам. Она устанавливает общие законы и принципы формирования и функционирования целостных образований на самом высоком уровне абстракции, в то время как теория организаций сужает объект исследования до социальных систем различных уровней. В рамках этой теории устанавливаются типология социальных организаций, цели и закономерности функционирования, разновидности структур организаций и сферы их приложения, технология внутриорганизационных процессов, развитие.

Иерархия организационных теорий представлена на схеме (рис. 3).

 

 

 

 

           
           
    Макро-    
    уровень    
           
    Теория организации теория систем,    
    кибернетика...    
           
         
    Мезоуровень    
           
     
  Теория организаций, теория управления,  
  теория информации...  
         
    Микроуровень    
           
           
Организация и управление фирмой, организация предпринимательства, информационной системы управления...
 
 
           

 

 


В последнее время в исследовательскую практику многих научных направлений вошли методы комплектного и функционального анализа, системного и исторического подходов. Особое значение они имеют в теории организации, так как организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо однодисциплинарной науки. В этом случае будут затрагиваться хотя и важные, но лишь отдельные свойства организации, не характеризующие ее целостность. Организация как целостное явление может быть раскрыта лишь тогда, когда мы будем исследовать ее в междисциплинарном аспекте, важнейшей особенностью которого является комплексный подход к изучаемому объект.

Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, могущих повлиять на результат исследования. Однако как инструмент познания он имеет свои ограничения. В понятии “комплекс” речь идет об объединении компонентов, их взаимосвязи в статике. В случае же динамического подхода “статика, относительная неподвижность, самостоятельность уступают место динамике, движению, в результате которого комплекс, поначалу статический, количественный, превращается в новое, качественное образование, в систему”. Использование комплексного подхода позволяет как бы сделать ряд моментальных фотографий с изучаемого объекта, но на каждой из них отобразиться данное его состояние со множеством элементов и связей. Монтаж этих фотографий как частей единого фильма позволяет увидеть нечто новое, выступающее взамен комплекса и называемое организацией. Но увидеть это новое можно лишь с помощью специального метода познания, получившего название системный подход.

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. О целостности как системном свойстве организации уже говорилось в других дисциплинах. Установление в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях и ступенях, то есть установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания выявляется как упорядоченность взаимосвязей ее частей, что в конечном итоге позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Исследование структуры организации является важным этапом познания многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Но это лишь одна из сторон системности. Другая – состоит в выявлении внутри организации онных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с другими, составляющими систему более высокого уровня. Иными словами, для познания сущности организации надо знать не только то, как она внутренне построена, но и то, как она функционирует, то есть раскрыть ее поведение.

Функциональный подход дает возможность изучить проявления целенаправленности и активности деятельности организации, ее функции по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы. “Функцию в системном понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого”. Каждый элемент организации выполняет свою функцию направленную на ее сохранение, совершенствование и развитие. Однако знание функциональных связей не всегда позволяет раскрыть причинно-следственные связи в системе, без которых нельзя решить проблем ее развития и совершенствования. Исследуя организацию с позиций функционального подхода, мы можем увидеть ее такой, какая она есть сегодня. Но почему она стала такой, какой она может стать завтра и каковы общие тенденции ее развития, механизм будущих ее качественных изменений с помощью функционального анализа узнать нельзя. Рассмотреть ее развитие, движение от зарождения до гибели позволяет системно-исторический подход.

Системно-исторический подход предполагает рассмотрение любой организации во времени. Он объединяет, интегрирует данное состояние и движение, историю каждой организации с особенностями ее возникновения жизни и смерти, учитывает всеобщее и специфичное в движении, нарастание темпов развития, позволяет установить преемственность между объектами или различными состояниями одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов. Применение принципа историзма позволяет проследить историю зарождения этих системе, выявить источники и предпосылки их возникновения, этапы развития, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем.

Таковы принципиальные положения методологии комплексного, системного, функционального и исторического подходов, используемые в теории организации (см. рис.).

 

 

СИСТЕМНЫЙ Рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.

 

 


               
               
               
               
               
               
               
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ   Рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).

             
КОМПЛЕКСНЫЙ   Раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук.

             
     
организация

       
               
               
               
               
               
               
   
ИСТОРИЧЕСКИЙ   Исследование организации во времени, собственно ей принадлежащем, и раскрытие закономерностей перехода из одного качественного состояния в другое

         
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие понятия об организации | От внешкольного воспитания - к дополнительному образованию детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.