Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерский учёт, определение, задачи, функции

Понятие хозяйственного учёта и его основные виды.

Лекция № 1. Бухгалтерский учёт его объекты, функции и задачи.

Автоматизированное рабочее место

Это индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных (АРМ).

АРМ может быть реализовано в виде автономной автоматизированной системы на ПЭВМ или являться терминалом автоматизированной системы.

Классификаторы

Системы классификации позволяют группировать объекты, выделяя определенные классы, которые характеризуются рядом общих свойств. Классификаторы представляют собой систематизированные своды, перечни классифицируемых объектов и имеют определенное (обычно числовое) обозначение.

Применяются государственные, отраслевые, региональные классификаторы. Например, классифицированы отрасли промышленности оборудование, профессии, единицы измерения, статьи затрат и т.д.

Хозяйственный учёт представляет собой систему наблюдения измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими. В хозяйственном учёте для определения количественных характеристик имущества организации, её обязательств и хозяйственных операций используются три вида измерителей.

Натуральные – служат для отражения в учёте информации в натуральном выражении путём счёта, обмера, взвешивания. К таким измерителям относятся метры, килограммы, штуки и т.д.

Трудовые – используются для учёта количества затраченного рабочего времени. Они выражаются в минутах, часах, днях.

Денежные – используется для обобщения имущества, обязательств и хозяйственных операций в едином универсальном измерении.

Различают 3 вида хозяйственного учёта:

Оперативный учёт – это система текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными явлениями и процессами с целью руководства ими в момент их совершения.

Статистический учёт – это система сбора и обобщения информации о массовых общественных явлениях, фактах или процессах с целью управления или контроля за ними.

 

Федеральный Закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» определяет бухгалтерский учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет имеет следующие специфические черты и особенности, отличающие его от других видов учета:

1) сплошной и непрерывный характер бухгалтерского учета.

2) документальная обоснованность бухгалтерского учета

3) использование своих специфических методов (приёмов), которые не применяются в других видах учёта

4) обязательное использование денежного измерителя

Бухгалтерский учёт можно разделить на три основные части:

Финансовый учёт – система сбора учётной информации для оформления и регистрации хозяйственных операций, а так же составления финансовой отчётности.

Управленческий учёт - предназначен для сбора учётной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

Бухгалтерский учет имеет следующие специфические черты и особенности, отличающие его от других видов учета:

1) сплошной и непрерывный характер бухгалтерского учета. Для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации в бухгалтерском учете отражаются все хозяйственные операции без каких-либо изъятий и исключений (в отличие от статистического и оперативно-технического учета, объектами которых являются лишь отдельные стороны деятельности организации).

2) документальная обоснованность бухгалтерского учета, которая проявляется в регистрации данных о хозяйственных операциях в бухгалтерских документах, выступающих в качестве письменных свидетельств совершения этих операций. Документация обеспечивает сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете, гарантирует получение полной и достоверной информации о деятельности организации, придает бухгалтерским данным доказательную силу.

3) обязательное использование денежного измерителя наряду с натуральными и трудовыми измерителями, что необходимо для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, обобщения информации о разнородных видах имущества и обязательств, доходах, расходах и результатах деятельности организации.

БУ обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а так же филиалы и представительства иностранных организаций.

Основными задачами БУ является:

1) Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для эффективного управления ею.

2) Обеспечение контроля за наличием и движением имущества и обязательств организации.

3) Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности. Выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости организации.

 

Первая задача – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Пользователи – юридические и физические лица (граждане), заинтересованные в информации о деятельности организации.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Вторая задача бухгалтерского учета – обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности информацией, необходимой для контроля законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Третья задача бухгалтерского учета– предоставление внутренним пользователям информации, необходимой дляпредотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Эти задачи находят отражение в реализации функций бухгалтерского учёта.

1) информационная

2) контрольная

3) плановая

4) обратной связи

5) аналитическая

 

 

- Информационная функция – основная функция бухгалтерского учёта. Данные бухгалтерского учёта являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления. Для того чтобы эта информация удовлетворяла всех пользователей она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной. На современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной.

- Плановая функция – процесс формулирования порядка действий, который включает постановку целей, поиск путей их достижения и выбор наилучшей альтернативы. Для планирование на будущее каждой компании необходима информация о предполагаемых доходах, затратах на производство и продажу, прибыли и другая финансовая и управленческая информация.

- Контрольная функция - это, во-первых, отслеживание фактического выполнения планов, т.е. определение того, на сколько действия соответствуют плану. На этой стадии от бухгалтера требуется предоставление информации, которая содержит сопоставление фактических доходов, расходов, прибыли с плановыми показателями.

Во-вторых, работники бухгалтерии, налоговые органы, аудиторские компании осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации.

- Аналитическая функция – процесс изучения всей системы принятия решения с целью её улучшения. На этом этапе важно определить была ли выполнена поставленная задача и что явилось причиной её невыполнения – недостатки планирования или неправильный выбор цели.

Бухгалтерский учёт можно разделить на два основных вида:

Финансовый учёт – система сбора учётной информации для оформления и регистрации хозяйственных операций, а так же составления финансовой отчётности.

Управленческий учёт - система сбора, регистрации и обобщения учётной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

 

Информация – это упорядоченное отражение действительности, новые знания об объекте. К бухгалтерской информации предъявляются требования:

1) объективность

2) достоверность

3) своевременность

4) оперативность

На современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям всех её пользователей.

Пользователи информации разделяются на три основные группы:

1) Внутренние пользователи. Собственники, администрация, персонал.

2) Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес в деятельности компании. Поставщики, покупатели, заимодавцы, потенциальные инвесторы.

3) Внешние пользователи с косвенным интересом. Налоговые органы, регулирующие органы, аудиторские компании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды обеспечения АИС или Обеспечивающих подсистем | Предмет и метод бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.