Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второстепенные термины. Требования к знаниям и умениям

Ключевой термин

Требования к знаниям и умениям

Цели изучения темы

Тема 1.1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности

Аваряскин Сергей Викторович

· oзнакомиться с основными понятиями безопасности жизнедеятельности, с целью и основной задачей БЖД.

Студент должен знать:

· основные опасности окружающего мира;

· основные правила безопасной жизни.

Ключевой термин: жизнедеятельность.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

· безопасность жизнедеятельности;

· окружающая среда.

Структурная схема терминов

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека: остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели в различных жизненных ситуациях.

Увеличивается количество различного рода катастроф как природного, так и техногенного характера. При этом количество катастроф, связанных с деятельностью человека, превышает природные в несколько раз.

Поэтому ранее изучавшиеся в вузах и техникумах отдельно дисциплины "Гражданская оборона", "Охрана труда" и "Охрана окружающей среды" объединили в один предмет – "Безопасность жизнедеятельности".

Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность: игра, учение, труд.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.

Окружающая среда – это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.

Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – "синдром компьютерного зрения"), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых "дыр" и т.д.

Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.

Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные, техногенные, социальные.

Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия – причины.

Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья, на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).

Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного рода бедствия и катастрофы.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на законах и подзаконных актах.

Общие направления деятельности в области БЖД должны соответствовать программе действий "Повестка в 21 век" (Материалы всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 года). В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее – это совместное решение проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды.

Для этого необходим комплексный подход:

· всемирная экономия ресурсов;

· разработка и внедрение безопасных и экономичных технологий;

· просвещение и подготовка кадров в области.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.

Основные понятия в курсе "Безопасности жизнедеятельности":

Авария – происшествие в технической системе, не приводящее к гибели людей, хотя восстановление технических средств часто не возможно или нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, которое сопровождается гибелью людей или пропажей их без вести.

Биосфера – оболочка Земли, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, с целью удовлетворения своих материальных и социально-экономических потребностей.

Опасность – явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеваниям (шум, вибрация, запыленность воздуха, не достаточная освещенность и т.д.).

Травмоопасный фактор – негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу (электрический ток, взрыв и т.д.).

Выводы по теме

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое процесс жизнедеятельности?

2. На какие четко выделенные группы разделены опасности окружающего нас мира? Приведите пример.

3. Что такое потенциальные опасности, и в каких случаях они могут стать явными? Приведите пример.

4. Что такое техногенная катастрофа? Приведите примеры возможных техногенных катастроф в Вашем городе.

5. Назовите основные правила безопасности жизнедеятельности. Приведите пример.

6. Какова главная задача науки "Безопасность жизнедеятельности"?

7. Какие существуют способы решения проблемы развития экономики при одновременном сохранении окружающей среды?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аутоиммунные гемоцитопении и иные аутоиммунные гематологические расстройства | Тема 1.2. Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.