КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные параметры систем подачи компонентов
В ЖРД используются топлива, состоящие из жидких компонентов — жидкий окислитель и жидкое горючее, или однокомпонентные топлива. Массовый расход топлива составляет килограммы и тысячи килограммов в секунду. Значение массового расхода топлива определяется тягой и удельным импульсом двигателя: , (6.1) где — массовый расход топлива ЖРД, кг/с, определяемый суммой массовых расходов компонентов- окислителя и горючего : ; (6.2) - тяга, Н; - удельный импульс, м/с. Удельный импульс ЖРД в зависимости от выбранных компонентов находится обычно в пределах 2500... 4500 м/с. Оценим приближенно расход топлива в ЖРД. Если принять = 3300 м/с, то на каждые 10 кН тяги потребуется 3 кг/с расхода топлива. Массовый расход каждого из компонентов можно определить по суммарному расходу топлива и выбранному значению соотношения компонентов . (6.3) С помощью формул (6.2) и (6.3) получим ; (6.4) (6.5) Как правило, больше единицы (обычно — 2... 6), т. е. массовый расход окислителя больше расхода горючего. Объемный расход компонента находят по массовому расходу и плотности: ; , (6.6) где и - соответственно объемные расходы окислителя и горючего; и - плотности окислителя и горючего. Обычно плотность окислителя (производные азотной кислоты, жидкий кислород и пр.) больше, чем плотность горючего (керосин, спирты и пр.), поэтому разница в объемных расходах окислителя и горючего меньше, чем разница в их массовых расходах. Объемные расходы компонентов составляют тысячные и сотые доли кубических метров в секунду для двигателей с умеренной тягой (до 300 кН) и десятые доли кубических метров в секунду для двигателей с большей тягой. Давление подачи рабочего компонента на выходе насоса определяется давлением в камере сгорания , перепадом на форсунках при применении наиболее распространенной схемы двигателя с дожиганием перепадом давления на турбине , и сопротивлением гидравлической магистрали на выходе из насоса (6.7) При давлении 10... 20 МПа, 0,5... 2 МПа, =5... 20 МПа и = 1.5... 5,0 МПа потребное давление подачи может составлять 20... 45 МПа. В зависимости от устройства системы питания подача компонентов топлива в камеру сгорания ЖРД может осуществляться вытеснением их из бака газом высокого давления или насосами. В соответствии с этим системы подачи компонентов топлива ЖРД делятся на вытеснительные и насосные. В вытеснительных системах (рис. 1.1) для подачи топлива в камеру сгорания используется какой-либо аккумулятор давления. В качестве аккумулятора давления применяют баллон со сжатым газом (воздухом, азотом, гелием) или агрегат, вырабатывающий газ путем сжигания твердого топлива или жидких компонентов какого-либо топлива. Характерная особенность вытеснительной системы заключается в том, что баки с компонентами находятся под давлением, превышающим давление в камере сгорания. Поэтому баки приходится делать толстостенными. При высоких давлениях в камере сгорания и при значительных количествах топлива, расходуемого за время работы (что характерно для двигателей с большим импульсом тяги), баки при вытеснительных системах подачи будут чрезвычайно массивными, неприемлемыми для ракеты. В насосной системе подачи (рис. 1.2) внутри баков с компонентами, например с помощью баллона со сжатым газом, поддерживается небольшое давление, необходимое для обеспечения работы без кавитационного срыва насосов. Давление, под которым топливо подается в камеру сгорания, создается насосами, приводимыми в движение от двигателя - обычно от турбины. В дальнейшем агрегат, состоящий из насосов и двигателя, будем называть насосным агрегатом. Если в насосном агрегате в качестве двигателя используется турбина, то такой агрегат будем называть турбонасосным агрегатом (ТНА). Рабочим телом турбины является газ, полученный в газогенераторе двигателя при сгорании компонентов топлива двигателя или при разложении какого-либо вещества (например, перекиси водорода). Насосная система подачи значительно сложнее вытеснителыюй, но при больших количествах расходуемого топлива и высоких давлениях подачи она предпочтительнее из-за меньшей массы. Уже при давлении в камере сгорания, превышающем 5 МПа, применять в ЖРД вытеснительную систему подачи компонентов, как правило, нецелесообразно. Исключение составляют двигатели с малой тягой и малой продолжительностью работы, применяемые для управления спутниками и космическими кораблями. Насосная система подачи компонентов в настоящее время является наиболее распространенной в ЖРД. При насосной системе подачи насос должен обеспечить необходимый расход компонента, при этом давление компонента должно быть повышено от небольшого на входе в насос до высокого, превышающего давление в камере сгорания, см. уравнение (1.8), т. е. насос должен обеспечить большое приращение механической энергии перекачиваемого компонента топлива. Приращение механической энергии 1 кг жидкости, прошедшей через насос, называется массовым напором насоса, обозначается Н и измеряется в джоулях на килограмм. Для несжимаемой жидкости можно записать (6.8) или , (6.9) где и — соответственно полное и статическое давления компонента топлива;— скорость компонента; - плотность жидкости; «вх» и «вых»- индексы, относящиеся к параметрам компонента на входе в насос и на выходе из него. Обычно = 5... 15 м/с, =10...30 м/с. При одинаковых или близких значениях и можно записать . (6.10) Потребное давление на выходе (давление подачи компонента) оценивается формулой (1.7). Для определения потребного напора насоса остановимся на оценке располагаемого давления на входе в насос (в случае применения бустерного насоса это будет давление на входе в бустсрный насос). Давление на входе в насос в ракете, летящей на активном участке (рис. 1.3), определяется давлением в баке , инерционным подпором, гидравлическим сопротивлением магистрали, подводящей компонент к насосу, и скоростью потока на входе. Для жидкости, текущей по трубе, инерционная сила в данном сечении , где — уровень столба жидкости над сечением входа; — тангенциальное ускорение ракеты; — площадь сечения трубы. Инерционное давление С учетом всех факторов давление на входе в насос , (6.11) где - сопротивление участка гидравлической магистрали от бака до входа в насос. Во время полета ракеты давление на входе в насос не остается постоянным, а меняется при изменении ускорения и уровня жидкости в баке. Па рис. 1.4 показано изменение давления на входе в насос по времени полета ракеты на активном участке траектории, когда работает двигатель. При старте ракеты обычно составляет 0,2... 0,6 МПа. При движении ракеты давление изменяясь, может проходить через минимум, так как уровень столба жидкости уменьшается, а ускорение ракеты увеличивается (принято, что давление в баке поддерживается постоянным). Определенная трудность заключается в осуществлении запуска в условиях невесомости. Нельзя обеспечить в этих условиях непрерывную подачу жидкого компонента к насосу, не принимая специальных мер по разделению жидкой фазы компонента и газа (пара) для наддува. Для обеспечения притока жидкого компонента к насосу могут быть применены капиллярные системы, сетчатые экраны, центробежные сепараторы, вспомогательные двигатели, обеспечивающие необходимое ускорение для прилива компонента к днищу бака, и т. п. Отметим, что входное давление является важным параметром насосной системы питания ЖРД. При низком давлении на входе в насосе может возникнуть кавитация, приводящая к срыву режима насоса — падению напора, создаваемого насосом, и расхода. Поэтому важно рассчитать насос так, чтобы он обладал необходимыми анти-кавитационными свойствами, т. е. был способен работать без кавитационного срыва при заданных давлении и температуре жидкости на входе. При наличии бустерного насоса давление на входе в основной насосный агрегат определяется давлением за бустерным насосом. Это давление выбирается таким, чтобы обеспечить работу основного насоса без кавнтационного срыва, обычно это давление не менее 1 МПа. Зная потребное давление на выходе из насоса и располагаемое давление на входе , можно по формуле (1.10) определить потребный напор насоса. Так как много меньше то напор насоса практически определяется давлением на выходе. Обычно потребный напор основных насосов составляет 15... 45 кДж/кг. Так как плотность горючего меньше плотности окислителя, то напор насоса горючего больше напора насоса окислителя. Для насосов, работающих на жидком водороде (который имеет очень малую плотность), потребный напор достигает 150... 500 кДж/кг. Следовательно, водородные насосы являются особенно высоконапорными. Мощность, потребляемую насосом, можно подсчитать по формуле , где - КПД насоса. Чем больше , тем меньше потребляемая мощность. Обычно = 0,5... 0,8. При заданных потребном напоре и КПД мощность, потребляемая насосом, определяется массовым расходом компонента (тягой двигателя). Для двигателей больших тяг мощность насоса ЖРД может составлять десятки и сотни тысяч киловатт.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |