Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целое (целостность)

Структура немыслима вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна.

Собственно структурный анализ системы начинается с выявления определенного состава системы, сдетально­го исследования частей, или, иначе, элементов, с откры­тия их неделимости в определенном отношении. Это от­ношение при дальнейшем анализе рассматриваемой сис­темы предстает как структурное отношение. Понятие элемента, строго говоря, не совпадает с понятием систе­мы.

Структурный анализ идет от понятия части к понятию элемента. Выявляя первоначально части системы, исследуя ее состав, мы затем уточняем это знание состава и перехо­дим к поискам элементов системы. Тем самым от систем­ного рассмотрения мы начинаем переходить к структур­ному.

Понятие части системы можно рассматривать как первоначальную ступень в процессе формирования поня­тия элемента структуры. Может оказаться, что часть и эле­мент — это один и тот же объект и их различие определя­ется лишь уровнем исследования. Однако, вообще говоря, в реальном научном познании открытие элементов исследуемой системы уточняет понятие части данной системы таким образом, что эти понятия оказываются совершенно различными по содержанию.

Однако понятия «система» и «структура» отождествлять нель­зя. Если под структурой следует понимать сеть взаимосвя­занных элементов, качественная природа которых не учи­тывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой понимается объект в целом со всеми прису­щими ему внутренними и внешними связями и свойства­ми. Говоря о системе, мы, прежде всего, подчеркиваем це­лостный характер материального объекта, в котором глав­ное внимание направляется на качественную специфику элементов.

Таким образом, знание структуры системы - это знание закона, по которому порождаются элементы системы и отноше­ния между ними. Структура есть устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы!

Целое - форма существования системы в строго определенном качестве, выражающем ее независимость от других систем. Целое - это всегда завершенное, состоящее из органично взаимосвязанных между собой частей.

Целостность - свойство однокачественности системы как целого, которую выражают элементы в их реальном взаимодействии, - основа стабильности, постоянства системы. Целостность исторически выступает родовым признаком системы. Формальное содержание этого признака заключается в следующем. Объект, состоящий из нескольких выделенных частей, обладает целост­ностью, если:

в нем в результате взаимодействия частей образуется новое каче­ство (общесистемное свойство), отсутствующее у частей;

каждая составная часть приобретает иные качества (системные свойства компонентов) по сравнению с качествами, присущими этим же частям вне данного объекта.

Таким образом, признак целостности отражает особенности не вся­кого, а определенного вида целого, тaкогo, где достаточно выражено единство и где обязательно имеются выделенные части, влияющие дpyг на друга. Простое механическое вычленение какого­либо объекта из такого целого приводит к тому, что исследователь получает другой объект, но не тот, который он намеревался изучать. Еще Аристотель образно указывал по этому поводу, что рука, отделенная физически от тела, ­ это уже не рука. Следовательно целое всегда есть система, а целостность всегда присуща системе, проявляясь в системе в виде симметрии, повторяемости (цикличности), адаптируемости и саморегуляции, наличии и сохранении инвариантов.

Рассматривая категорию целостности, мы вплотную подходим к специфике системных исследований. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего движения исследователя. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта и характеризуется следующими положениями:

1. При исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в системе (целом).

2. Один и тот же материал, субстрат, выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.

3. Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.

4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

5. Как правило, в системном исследовании оказыва­ются недостаточными чисто причинные (в узком смысле итого слова) объяснения функционирования и развития объекта; в частности, для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая часть их пове­дения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы.

6. Источник преобразований системы или ее функ­ции лежит обычно в самой системе, поскольку это связа­но с целесообразным характером поведения систем, существеннейшая черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами.

С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится допускать наличие у системы (или ее элементов) некото­рого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс формулирования проблемы включает в себя несколько последовательно выполняемых этапов | Системный подход (СП)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.