КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы самоуправления в отряде
Осуществление руководства — вторая составляющая процесса управления и, соответственно, самоуправления детского коллектива. Руководитель - формальный лидер - в отличие от неформального, не только является организующим началом во внутренней жизнедеятельности группы, по и осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением. Это; с одной стороны, усложняет деятельность самого лидера-руководителя отряда, с другой - для вожатого это становится отдельным направлением в его работе с отрядом - работой с органами самоуправления. Высший орган самоуправления — общий сбор отряда. Главное его назначение — обсуждение вопросов жизни коллектива, которые возникают в организации жизнедеятельности детей — вопроса взаимоотношений, благоустройства, организации отдыха, труда, дел отряда или лагеря. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования. Сбор может проходить в различных формах, наиболее интересные — сборы- диспуты. Эффективный прием - работа на сборе по микрогруппам. Варианты исполнительных органов самоуправления в отряде: 1. командир отряда (постоянный командир; сменный дежурный командир; командир дежурной микрогруппы); командиры групп (постоянные командиры микрогрупп; сменные командиры групп. 2. ЧТП - смена поручения в группе предполагает и смену командира); лидеры-руководители творческих групп); 3. совет отряда (командиры - групповые и отрядный; представители общелагерпых органов самоуправления; ребята, выполняющие в отряде индивидуальные поручения (физорг, завхоз, затейник и т. п.). Модель развития самоуправлении в детском коллективе (Байбородова Л.В., Рожков М.И.)
Функционал детей, входящих в советы лагеря: из опыта работы детского лагеря «Стремительный» ВДЦ «Орленок») Совет дежурных командиров: • отвечает за организацию дня; • проводит сбор-планирование на день; • следит за соответствием намеченных дел плану; • отвечает за своевременное представление плана; • посещает «Вечернюю зорьку» (вечерний итоговый сбор дежкомов); • представляет отряд на сборах командиров; • отвечает за работу советов (микрогрупп); • проводит вечерний анализ в отряде; • отвечает за режимные моменты и соблюдение законов и традиций лагеря. С о в е т ф и з о р г о в: • организует выход на зарядку; • проверяет соответствие форме; • организует проведение спортчасов вместе с вожатыми; • помогает в проведении спартакиады в лагере; • разучивает с отрядами комплекс упражнений на зарядку; • отвечает совместно с вожатыми за спортинвентарь; • организует дела спортивной направленности; • разучивает спортивные игры; • организует походы, экскурсии, поездки. Со в е т т р у д о р г о в: • организует уборку закрепленной территории; • следит за сохранностью мебели, состоянием комнат, отрядных мест; • организует трудовые десанты, дела трудового направления; • взаимодействует с озеленителем, плотником; • решаете вожатым вопросы по инвентарю. Совет здоровья: • организует смену белья, контролирует график дежурства; помогает вожатому во время операции «Мойдодыр» проводить осмотр сохранности формы; • следит за проветриванием комнат; • поддерживает связь с медиками, отвечает за аптечку во время поездок, экскурсий, походов; • организует познавательные дела на тему «Здоровый образ жизни»; • следит за чисто той на отрядном месте. Различные способы организации работы микрогрупп: 1. Чередование традиционных поручений (ЧТИ). Удобно с ребятами младшего и среднего школьного возраста. Очень часто в отряде перечень ежедневных обязанностей (дел) повторяется. Их можно распределить между микрогруппами, но выполнять одно и то же скоро надоест. Эти поручения решили чередовать. Состав ребят внутри группы постоянный. Если мы выбираем систему чередования творческих поручений, то кроме самого процесса деления на микрогруппы важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно группы должны быть в отряде, чтобы обеспечить все направления его деятельности. Это могут быть информационная группа, досуговая, сюрпризная, спортивная, оформительская, дежурная. Досуговая группа занимается подготовкой и проведением дел в отряде, проведением музыкальных и игровых минуток, организует выходы в другие отряды и проведение совместных дел, может стать инициатором организации конкурсов, работать с отрядом младшего возраста, организовать творческую часть дежурства по столовой, экскурсию по лагерю, обеспечить досуговую часть в организации поездки. Обязанности оформительской группы: оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел; выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят своего отряда и младших ребят оформительским умениям, организация конкурса на лучшее оформление комнаты, конкурса газет, изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление отрядного места. Информационная группа проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, выпускает листовки, радиопередачи, готовит информацию о событиях в мире для утренних информационных сборов, проводит информационные часы, обеспечивает рекламу дел, событий и т. д. Сюрпризная группа готовит сюрпризы-награды к КТД, другим делам в отряде и лагере, сюрпризы именинникам, дела-сюрпризы, например, концерт-молнию; концерт- сюрприз для малышей; сюрпризы-благодарности дежурным по столовой, сюрпризы соседнему отряду; утренние «минутки общей радости» для своего отряда, сюрпризы вожатым, сотрудникам лагеря, шоферу, который везет отряд в поездку. Спортивная группа берет на себя организацию и проведение зарядки; помогает физрукам в проведении спартакиады, мини-спартакиады внутри отряда, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья»; помогает инструктору по туризму в организации и проведении туристической тропы, похода, может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами. В обязанности дежурной группы входит подготовка отрядного места к сбору отряда, она отвечает за чистоту и порядок в комнатах, выполнение режима и проведение дел этого дня, уборку отрядного места и территории, за организацию дежурства по терри-ории, по столовой. У опытных вожатых есть традиция начала дня для дежурных за 10-15 минут до общего подъема. Во-первых, с самого утра ребята получают зарядку в совместной работе; во вторых, они успевают к участию в утренних режимных моментах, уже убрав отрядное место и территорию. Важно также в день перед де журством напомнить командиру, что нужно собраться и распределить поручения. Чтобы все дети во всех группах были включены во все виды деятельности, группы меняются поручениями через 3-5 дней по «вертушке» (чтобы распределить время всей смены, с одной стороны, и дать всем ребятам возможность проявиться в каждом деле, с другой). Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям. С детьми предварительно проводятся занятия, помогающие им выполнятьть обязанности, которые возлагаются на группу. Для наглядности и четкой смены поручений в отрядный уголок можно поместить специальную рубрику (например, крутящуюся стрелку, указывающую па очередное поручение микрогруппы). 2. Микрогруппы по-интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и т. д.) можно создать в среднем и старшем отряде. Деятельность таких микрогрупп планируется советом командиров примерно на неделю вперед, при этом определяются не только специфические дела каждой группы, но и формы участия ребят в других видах деятельности, решаются вопросы подготовки отряда к общелагерным делам. Ежедневно происходит конкретное планирование завтрашнего дня советом командиров и каждой микрогруппой. При необходимости состав таких групп может немного измениться после оргпериода, когда ребята лучше смогут соотнести свои интересы и возможности лагеря. 3. Группы, сформированные «под дела» или «под лидера», работают как творческие группы, участие ребят в других делах отряда определяется аналогично группам по интересам. Для вожатого этот вариант сложнее, так как организационную деятельность отряда приходится планировать и реализовывать вне рамок этой структуры, но для детей это хорошая возможность реализовать свои желания, способности, добиться успеха и признания. 4. Группы, сформированные по симпатиям, референтные, или комфортные, группы не всегда бывают эффективными в деятельности. Иногда их создают как временные на 4-5 последних дней смены: это помогает эмоционально «удерживать» ребят в предотъездный период, кроме того, этими же группами готовятся итоговые дела отряда.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 23407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |