КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет ВТП по доходам
В первом случае туристский продукт рассчитали как поток товаров, которые купили туристы, т.е. как? денежных средств на конечное потребление. Хотя они не принимают форму дохода. А+КН+ЗП+Пр+%+R При подсчете ВТП по доходам есть и законодательные проблемы. Например туррента не попадает собственному тур. ресурсов, а превращается в прибыль тур фирм. Особое значение для туризма имеет расчет ВТП по производству или по добавленной стоимости. Поскольку турпродукт туроператора формируется за счет привлечения услуг туриндустрии, то они рассматриваются как промежуточный продукт. Труд и затраты туроператора образуют добавленную стоимость, которую и следует включать в состав ВТП, как части ВНП. Это важно не только для исключения повторного счета в туризм., но и для определения величины налогов., поскольку общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок.
Лекция 5. Общая характеристика туристического рынка 1. Сущность и специфика туристического рынка В толковом словаре туристских терминов туристский рынок определяется: 1. «Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения тур – экскурсионных услуг в деньги и наоборот». 2. Совокупность потребителей турпродукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра. 3. Сфера проявления экономических отношений между производством и потреблением. туристского продукта. Следовательно: Туристический рынок можно рассматривать в качестве: 1. Совокупность покупателей и продавцов турпродукта. 2. Инструмента согласования интересов покупателей и продавцов тур. продукта. 3. Сферы реализации турпродукта 4. Сферы экономических отношений субъектов тур. рынка.
Сущность туррынка проявляется в его функциях: 1. Функция реализации стоимости и потребителей стоимости, заключенных в турпродукте. 2. Функция процесса доведения турпродукта до потребителя 3. Экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. 1. В 1 случае происходит обмен турпродукта на деньги. и общественное признание его потребительной стоимости. Появление и накопление денежных средств обеспечивает развитие туриндустрии. 2. Вторая функция проявляется через создание сети туроператоров и турагентов по реализации турпродукции. 3. Работники турбизнеса получая вознаграждение за труд, заинтересованы в повышении количества и качества тур. услуг в соответствии с запросами туристов. Субъектами туррынка являются: 1. Турист – лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства при сроке не менее 24 часов (менее суток – экскурсант) 2. Туроператор – это туристская организация, деятельность которой выражается в подготовке и проведении групповых или индивидуальных путешествий (турпоездок) с заранее сформированным комплексом тур. услуг, предоставляемых за общую цену и с состоящего как минимум из 2-х частей: 1 часть: а) Услуги по перевозке б) Услуги по временному проживанию в) Услуги питания, гидов-переводчиков, экскурсионные, услуги трансфера и т.д. 2 часть – иные услуги, в зависимости от цели путешествия. Данное положение в общей форме отражено в статье 1.212 ГК РФ. Основой туропер. деятельности является договор на туробслуживание с туристом. Для реализации этого договора туроператор вступает в сделки с третьими лицами (с туриндустрией) – гостиницами, перевозчиками, предприятий питания и др., возлагая на них исполнение своих обязательств по договору. Туроператор, независимо от его вины отвечает перед туристом за исполнение всех услуг, входящих в тур., т.е. комплекс услуг по туробслуживанию осуществляется от его имени.
Туроператор – оптовый продавец на рынке туруслуг. 3. Турагент – розничный продавец (отличие опта от розницы) Согласно закону «Об основах турдеятельности в РФ – это фирма – посредник, действующая в интересах туроператора. Он осуществляет: 1. Юридические действия по заключению с туристами договоров на туристическое обслуживание 2. Осуществляет продвижение туруслуг 3. Оказывает иные услуги, связанные с туробслуживанием. Юридические основы турагентского договора обозначены в ст. 1005 ГК РФ. Правоотношения между туроператорами и турагентами строятся по модели агентского договора и договора поручения. В отношениях с туристом турагент использует путевки туроператора. Есть и более сложные варианты экономических и правовых взаимоотношений участников рынка. 4. Контрагент – исполнитель тур. услуг в месте прибытия. Совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических хозяйств и др. отношений между основными субъектами образуют инфраструктуру рынка. Это, прежде всего: 1) средства размещения, питания транспорта 2) объекты познавательного, оздоровительного, спортивного, развлекательного и другие, используемые при предоставлении тур услуг. 3) Средства массовой информации, связь, ЖКХ, службы, занимающие таможенными, санитарными, полицейскими и др. формальностями, учебные заведения и т.д. Эти организации обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Туристский рынок характеризуется: - емкостью (объем реализации) - соотношением спроса и предложения - условиями реализации турпродукта. Функционирование туррынка – это кругооборот тур. потоков: турпродукта, инвестиций, денежных поступлений и т.д. 2. Спрос и предложение на рынке туруслуг. Спрос – это количество турпродукта, которые туристы готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода. Иначе говоря, между рыночной ценой туристского продукта и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого туристского продукта называется графиком спроса или кривой спроса. Высокая цена туристского продукта ограничивает спрос на него. Уменьшение цены на этот туристский продукт, как правило, обусловливает возрастание спроса.
Проще говоря, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Хотя, конечно, необходимо помнить, что кривая спроса на отдельные виды туристских продуктов может заметно отличаться (и отличается) от рассматриваемой на нашем графике. Так, например, еще в 1991 г. А. Булл (Тhе Есоnоmiсs оf Тrаvel аnd Тоurism) приводил вариант кривой спроса на путешествия с целью развлечений и отдыха, более напоминающий логарифмическую зависимость. Далее следует заметить, что спрос не остается неизменным. Причем необходимо различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера спроса). Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее считались постоянными. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного туристского продукта. Изменения объема спроса графически выражаются в движении по кривой спроса. Изменения же спроса (характера спроса) выражаются в движении самой кривой спроса, в ее смещении Сдвиг кривой спроса определяется целым рядом детерминантов (факторов изменения спроса). Во-первых, к их числу следует отнести потребительские вкусы туристов. Благоприятное изменение потребительских вкусов (предпочтений), вызванное модой или рекламой, ведет к росту спроса по каждой цене. Неблагоприятные — уменьшают спрос и смещают кривую спроса влево. Во-вторых, число туристов. Чем больше туристов (покупателей туристских продуктов), тем больше спрос. В-третьих, доход. Как правило, повышение доходов туристов ведет к увеличению спроса на туристские продукты. В-четвертых, цены туристских продуктов, замещающих или дополняющих данный туристский продукт. Если цена на данный туристический продукт растет, то туристы больше покупают заменяющие его туристские продукты. В-пятых, ожидания. Изменения ожидании относительно будущих цен на данный туристский продукт ведет к тому, что этот туристский продукт будет покупаться в большей или меньшей степени.
«Спрос – это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения. Факторами склонности к путешествию являются потребности, мотивы. Социально-экономический статус, эффект маркетинга и т.д. Сопротивление порождается экономической и культурной дистанцией, время года между начальным пунктом и т.д. и местом назначения. Спрос на различные туристские продукты отличается друг от друга по степени чувствительности к изменению детерминантов, его определяющих. Своеобразной мерой такого изменения является коэффициент эластичности спроса. Известно из экономической теории, что коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого туристского продукта (в %) к снижению цены (в %). Процент роста коэффициент эластичности Эластичный спрос (Е>1), неэластичный спрос (Е<1), единичная эластичность спроса (Е=1) выступают показателями относительной зависимости реализации туристского продукта от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что туристы чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены. Важно заметить, что знание эластичности спроса по цене имеет большое значение для поведения туроператоров, турагентов, исполнителей туристских услуг, а также иных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, связанных с туризмом, с точки зрения выбора цены. Дело в том, что если спрос на турпродукт эластичен, то производителям туристских услуг выгоднее понижение цены, так как в этом случае их выручка будет возрастать. Если же спрос на турпродукт неэластичен, то производителям туристских услуг выгодно повышать на него цену, так как только в данном случае выручка может увеличиться. В общетеоретическом плане эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. В связи с этим некоторые специалисты в области экономики туризма утверждают: «Особенностью спроса на туристском рынке является его крайняя эластичность, то есть возможность быстрого изменения структуры потребления при изменении различных факторов…» Вместе с тем необходимо отметить, что спрос но туристе ком рынке на отдельные разновидности туристских продуктов весьма разнообразен, в том числе и по ценовой эластичности. Так, например, туроператоры и турагенты, специализирующиеся сегодня на так называемом VIP-обслуживании, событийном, экзотическом или экстремальном туризме, неплохо чувствуют себя на туристском рынке именно благодаря низкой ценовой эластичности спроса в отмеченных сегментах потребителей туристских услуг, даже несмотря на достаточно известную ограниченность соответствующего клиентского контингента. Эластичный спрос по доходу – самостоятельно. Предложение - это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. В отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. Существующая взаимосвязь между предложением и ценойнаходит свое выражение в законе предложения, смысл которого состоит в том, что объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. Изменение объема предложения графически выражается в «движении по кривой предложения». Изменение самого предложения отражается сдвигом влево или вправо самой кривой предложения, в зависимости от детерминантов предложения, к которым можно отнести: изменение цен на туристские ресурсы; изменение налогов, акцизов и дотаций; изменение цен на другие туристские продукты; изменение ожидания; изменение числа поставщиков туристских продуктов. Компоненты предложения: 1) Природные ресурсы 2) Инфраструктура 3) Материально-техническая база туризма 4) Культурные ресурсы гостеприимства Соответствие цены и объема спроса цене и объему предложения образуем рыночное равновесие. Формирование рыночной цены зависим от временного периода, где параметры предложения имеют различную динамику: это 1) мгновенное 2) кратковременное и 3) длительное равновесие В 1 случае предложение турпродуктов фиксировано. Цена полностью определяется спросом. Во 2 – для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение турпродуктов растет без увеличения оборудования. В 3 — долгий период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства этих факторов производства и т. д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. 3. Сезонность функционирования туррынка Турпродукт подвержен резким сезонным колебаниям спроса на него. Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками: 1. Период максимальной интенсивности турпотока называется высоким (главным) тур. сезоном. 2. Туррегион (дестинация) или турфирма может иметь один или несколько турсезонов. 3. Значительные сезонные колебания свойственны неразвитым тур. регионам (центрам) 4. Сезонные колебания зависят от разных видов туризма по времени. Факторы, влияющие на сезонность в туризме: 1. Природно-климатические 2. Экономические – платежеспособ. спрос 3. Социальные (наличие свободного времени) 4. Демографические 5. Психологические (мода, традиции) 6. Технологические (комплексность услуг) и др. Эти факторы можно подразделить на первичные и вторичные. Сезонная неравномерность спроса в туризме имеет + и -. – - неравномерность распределения рабочего времени; - текучесть кадров и широкое использование временных работников; - низкий удельный вес квалифицированного персонала; - значит. удельный вес женского труда + - сезонность стимулирует многопрофильный характер рабочих мест; - стимулирует предприимчивость; Для выражения сезонности применяют коэффициенты сезонности.
К с – коэффициент сезонности в % У1 – средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца (руб.) Ў – среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период (руб.) В практике анализа используются различные методики расчета коэффициент сезонности: метод простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, метод Персоны и д.р. Пример самого простого. Среднемесячный объем реализации услуг 20 тыс. $. Средний уровень за январь 9,8 тыс. $
т.е. отключение от среднего уровня в январе составило 49%.
Заключение Изучение дисциплины «Экономика и предпринимательство в СКСиТ» позволяет сделать вывод о том, что социально-культурная сфера и туризм занимает важное место в экономике страны, выполняет задачу расширенного воспроизводства рабочей силы, обеспечивая гармоническое развитие личности и формируя в здоровом теле здоровый дух. Комплексное исследование аспектов современного туризма позволяет понять общие принципы его существования, эффективности и тенденций развития. Полученные знания по этим проблемам позволят студентам освоить материал курса «Экономику туристских предприятий».
Список литературы Бабич А., Егоров Е., Жильцов Е. Экономика социального страхования. М. Телс, 1998 Бабич А.М., Егород Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1995 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М. Финансы и статистика, 2001 Быстров С. А., Воронцова М. Г. Туризм: Макроэкономика и микроэкономика, М., С-П, Изд-во Герда, 2008. Грачева У. Ю., Маркова Ю. А. Организация туристского бизнеса. М., 2008. Дурович А.П. Копанев А.С. Маркетинг в туризме Минск, Экономпресс, 1998 Замедлена Е. А., Козырева О. Н. Экономика отралси: туризм, М. АльфаМ, 2007. КучеренкоВ.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. Учебное пособие, М, 1996 Лебедев К.А Рыночная экономика: маркетинговые основы управления и финансирования национальной системы охраны здоровья. Самарский дом печати, 1996 Микульская Е.Е. Право социального обеспечения. М, Международный центр финансово-экономического развития”, 1997 г Михеева Н.А., Галенкая Л.Н., Михайлова В.А. Менеджмент в СКС. С-П, 2000, 171 с Московский А.А., Рожков А.Г Экономика здравоохранения. Омск. ИПК “Омич”, 1995 Панкрухин А.П Маркетинг образовательных услуг. М, Интерпресс, 1995 Под ред В.Э. Гордина Управление социальной сферой. С-П Госуниверситета экономики и финансов, 1999, 288 с Под ред. Загорулько М.М. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России. М. Изд. “логос”, 1997 г Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблема планирования. М. Экономика, 1991 Селингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М, 1996 г. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры С-П, 2001 Хостова Е.И. Социальная политика. М. ИНФРА-М. 2001, 201 стр Экономика современного туризма. Под ред. Карпова Г.А., М., С-П, торг. дом “Герда”, 1998 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М. Прогресс, 1999. Якобсон Л.И.Экономические методы управления в СКС. М. Экономика, 1992
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |