Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерская служба, её структура и функции




Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Различают две формы организации бухгалтерского учета – децентрализованную и централизованную. Первая форма наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусматривает существование самостоятельных бухгалтерий и в его подразделениях. В этом случае в бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчетность, на основании которой составляются сводный баланс и сводная отчетность в целом по организации. При такой форме организации основные функции учета и внутрихозяйственного контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации.

При централизации учета все учетные работы сосредоточены в едином учетном органе организации – центральной бухгалтерии.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложилась два основных типа организационной структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая) и по вертикали (линейно-штабная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые начальниками отделов (старшими бухгалтерами и т. д.). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях.

Такими отделами являются:

- расчетный – осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с фондом социальной защиты населения и др.;

- материальный – ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

- производства и калькулирования себестоимости – ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции (работ, услуг), составляет отчетность о затратах на производство;

- учета готовой продукции и ее реализации – осуществляет учет поступления готовой продукции и ее реализации;

- финансовый отдел – ведет учет денежных средств, расчетов с поставщиками, покупателями, составляет расчеты налогов (налоговые декларации) и ведет учет расчетов по налогам и неналоговым платежам.

Общий отдел – ведет все остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность.

В крупных организациях, кроме перечисленных могут создаваться и другие отделы: учета основных средств и нематериальных активов, сводно-аналитический отдел и др.

 

12.5 Главный бухгалтер, его права и обязанности

 

Руководство бухгалтерским учетом в организации осу­ществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бух­галтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее - главный бухгалтер).

Главный бухгалтер назначается на должность и осво­бождается от должности руководителем организации в со­ответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключи­тельных случаях - лицо, не имеющее высшего специаль­ного образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалте­ра не менее пяти лет.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерс­кую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бух­галтерским учетом в организации, подчиняется непосред­ственно руководителю организации.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

формирование учетной политики организации;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пре­делах его компетенции обязательны для всех структур­ных подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кре­дитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительны­ми и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движени­ем активов имущества и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и ос­вобождении от должности главного бухгалтера оформля­ются актом.

В случае возникновения разногласий между руководи­телем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций докумен­ты по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответствен­ности за последствия совершения таких операций.

12.6 Учетная политика организации, содержание и принципы формирования

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации учетной политики.

Под учетной политикой понимается совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.

Учетная политика организации включает в себя:

- описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета организации;

- применяемые организацией формы первичных докумен­тов и регистров бухгалтерского учета, если они отличают­ся от типовых;

- регламентацию движения первичных документов и ре­гистров в бухгалтерском учете организации (график до­кументооборота).

При формировании учетной политики организации не­обходимо исходить из:

обособленности учета имущества и обязательств орга­низации от имущества и обязательств других юридичес­ких и физических лиц;

непрерывности деятельности организации; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной дея­тельности.

Учетная политика организации должна соответство­вать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обосно­ванными и оформленными соответствующим решением ру­ководителя организации.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

изменения законодательства Республики Беларусь;

изменения условий деятельности.

 

12.7 Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности

Развитие рыночных отношений, международных хозяйственных и финансовых связей выдвинули в число наиболее актуальных вопросов о совершенствовании бухгалтерского учета в Республике Беларусь, вопрос о приближении его содержания (принципов, методов) к принятым в международной практике нормам.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это правила устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета и отчетности занимается специальная организация – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), который был создан 29 июня 1973 года с целью гармонизации и унификации принципов бухгалтерского учета во всем мире. В 2001 г. КМСФО был реорганизован в совет по Международным стандартам финансовой отчётности.

МСФО внесли большой вклад, как в совершенствование, так и в гармонизацию финансовой отчетности в мировом масштабе. Эти стандарты используются:

- как основа национальных систем бухгалтерского учета и отчетности во многих странах;

- как международный норматив для стран, которые разрабатывают свои собственные требования к учету и отчетности;

- фондовыми биржами и различными регулирующими органами, разрешающим иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с МСФО.

- над национальными органами (например, Европейской Комиссией) для выработки требований при составлении документов, отражающих потребности рынков капитала;

- растущим числом коммерческих организаций.

Международные стандарты финансовой отчетности неофициально переведены более чем на 30 языков. Официальные переводы имеются на немецком, французском, польском, испанском, русском, румынском и китайском языках. В настоящее время действует более 40 стандартов финансовой отчётности, которые применяются более чем в сотне стран мира.

МСФО не являются нормативными правовыми актами, жестко регламентирующими все сферы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Они представляют собой свод требований и правил, соблюдения которых позволяет сформулировать финансовую отчетность высокого качества и степени надежности.

МСФО носят рекомендательный характер. Вместе с тем, посредством заложенных в них положений и требований относительно содержания финансовой отчетности, порядка признания ее элементов, способов оценки и процедуры представления составленных отчетов, они оказывают значительное воздействие на систему бухгалтерского учета использующих их организаций.

Таким образом, они устанавливают основополагающие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, оставляя при этом организациям свободу выбора способов и приемов технического воплощения процедуры оценки и отражения отдельных его объектов.

При внедрении МСФО в нашу Национальную систему регулирования бухгалтерского учета принимаются во внимание уже сложившиеся традиции учетной теории и практики. Важность адаптации бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь к международным стандартам объясняются, прежде всего, необходимостью обеспечить отечественным организациям доступ на зарубежные фондовые рынки, привлечь иностранные инвестиции в экономику страны.

В соответствии с Государственной программой перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь первоочередными задачами реформирования системы бухгалтерского учета были определены:

 

· Формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

 

· Обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

 

· Оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета.

 

Основным элементом работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

 

12.8 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета

Основными направлениями совершенствования бухгалтерского учета являются:

- перевод его на международные стандарты финансовой отчетности;

- выделение в бухгалтерии двух самостоятельных подразделений – управленческой и финансовой бухгалтерии;

- сокращение и упрощение документов, разработка из рациональных форм, унификация и стандартизация документов и следовательно, упрощение на этой основе документооборота;

- широкое использование ПЭВМ для автоматизированной обработки учетно-аналитической информации.

Достоинствами автоматизированных форм учета ориентированных на возможности различных ЭВМ, автоматизированных систем являются: экономичность, быстрота и точность обработки информации. Кроме того, повышается контрольно-аналитические функции учетной информации, а труд бухгалтеров становится более производительным и приобретает творческий характер.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.