Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная политика ЕС

Финансы и бюджет ЕС

ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального Развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергическая и т.д. Европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в сортирующей стране и на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислении от налога на добавленную стоимость и прочих средств. Во-вторых, в доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

Расходы ЕС распределяются в последние годы примерно следующим образом (%):

административно-хозяйственные 4,5

на проведение политики:

единой сельскохозяйственной 66,5

региональной 7,5

социальной.... 6,6

энергетической 0,3

промышленной 0,1

научно-технической 3,5

в области информации и охраны окружающей среды 0,08

помощи развивающимся странам 2,1

на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС 8,4

 

Важной составляющей механизма западно-европейской интеграции является совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной. Причем наднациональное регулирование применимо в отношении наименее конкурентоспособных отраслей и отсталых регионов.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратилась во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточными ресурсами.

Эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики. В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости.

Совместная научно-техническая политика

На начальных этапах развития ЕС совместные действия в области НИОКР были преимущественно направлены на развитие угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетики. В начале 80-х годов усилилась координация научно-технической деятельности. Первым шагом было принятие «рамочной» комплексной программы (1984-1987), которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности ЕС. Однако основополагающим в разработке единой научно-технической стратегии стало принятие в 1989 г. второй, а затем и действовавшей с 1995 по 2000 г. третьей комплексных программ. Они были нацелены на поддержку и усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейшей технологии перед лицом конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны США и Японии.

Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся:

♦ сотрудничество между странами, координация и взаимодействие между наукой и промышленностью;

♦ поддержка исследований по ключевым направлениям научно-технического прогресса, для проведения которых у большинства компаний среднего масштаба отсутствуют необходимые кадровые и финансовые возможности.

Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы – «Эврика», открытая и для фирм других стран.

ЕАСТ и формирование европейского экономического пространства

Кроме ЕС в Европе существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960 г. на основе подписанной в Стокгольме соответствующей конвенции.

В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария. Договор ЕАСТ распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной унии со Швейцарией.

ЕАСТ представляет собой зону свободной торговли. Причем режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

В отличие от ЕС здесь за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Совет, куда входят представители всех стран-членов ЕАСТ, не является наднациональным органом и может принимать решения лишь на основе единогласия.

Существование двух интеграционных группировок в Европе не исключает процесса сближения и развития отношений между ними. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству наметилась уже в 70-х годах. К 1977 г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЕАСТ, в рамках которой ликвидировались таможенные пошлины и уменьшались нетарифные ограничения взаимной торговли.

В 1992 г. было подписано соглашение между странами двух группировок о создании единого европейского экономического пространства. В соответствии с этим соглашением страны-члены ЕАСТ начиная с 1993 г. включают в свои законодательства сотни правовых актов ЕС, касающихся свободного движения товаров, капиталов, услуг, а также политики в области конкуренции.

Особенности интеграции в Североамериканском регионе

Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Так, в январе 1989 г. вступило в силу американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывающая двустороннюю торговлю почти в 200 млрд. долл. в год. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами.

В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившие в силу с 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения:

♦ ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле до 2001 г.;

♦ поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

♦ смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;

♦ либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;

♦ создание американо-канадской арбитражной комиссии.

В отличие от западноевропейской интеграционной модели НАФТА не имеет инструментов согласования экономической политики и действующих наднациональных институтов; значительные различия сохраняются в уровнях экономического развития государств. По своему экономическому потенциалу Канада и Мексика многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% отВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижения уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, к началу XXI в. Мексика заняла первое место среди стран Латинской Америки.

С другой стороны, деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды, обусловленные значительным расширением американского экспорта и связанным с этим увеличением числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволяет снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают расширить свое экономическое участие в Латинской Америке, а Канада – расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и др.). Кроме того, формирование либерализированного рыночного пространства континентальных масштабов стимулирует приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из Японии и стран-членов ЕС.

Анализ статистических данных конца XX в., характеризующих эффективность функционирования НАФТА, позволяет сделать вывод о том, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, к концу 90-х годов XX в. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос более чем на 40%. В то же время ряд латиноамериканских стран выражает Недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как согласно условиям НАФТА 62,5% комплектующих изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики обязаны закупать у фирм НАФТА. Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению южноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. Именно по этой причине страны Центральной и Южной Америки, в первую очередь Чили и такие группировки, как МЕРКОСУР (общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая), уже выражают стремление присоединиться к этой экономической структуре.

Доля стран НАФТА во внешнеторговом обороте России незначительна и составляет только 5,5%, из которых 5,2% приходится на США. В последние годы роль региона, и прежде всего США, в российской внешней торговле возрастает. Российский экспорт в США за последние годы увеличится за счет черных и цветных металлов, в том числе титана, минеральных удобрений и других товаров. Из США в Россию ввозится широкий спектр товаров, главным образом обрабатывающей промышленности; существенный удельный вес в импорте из США составляют продовольственные товары. Следует отметить, что США активно используют различные меры, ограничивающие экспорт из России, например антидемпинговые пошлины и количественные ограничения. В свою очередь, и Россия стала применять ограничительные меры по отношению к импорту из США (в частности, технические барьеры на ввоз куриного мяса). Тем не менее несмотря на имеющиеся проблемы во внешнеэкономических взаимоотношениях России со странами НАФТА, и особенно с США, в стратегическом плане расширение внешнеторговых связей России с данной интеграционной группировкой занимает одно из приоритетных мест во внешнеэкономической политике страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовая основа ЕС | Азиатско-Тихоокеанский регион
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.