Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Администрирование базы данных

С базой данных, как правило, взаимодействуют несколько пользователей. Эти пользователи в организации могут выполнять совершенно различные функции, иметь различные представления об используемых данных, но пользоваться ими одновременно. Поэтому при эксплуатации БД крайне необходим учет различных требований и наличие алгоритма разрешения конфликтов.

Иными словами, нужно ввести долгосрочную функцию администрирования, направленную на координацию и выполнение всех этапов проектирования, реализации и ведения интегрированной базы данных. В соответствии с этой функцией на определенных лиц возлагается ответственность за сохранность такого важного ресурса, как данные.

В этом параграфе мы познакомимся с задачами и функциями администрирования БД, которое необходимо обеспечить на самых ранних стадиях разработки.

Характерное для многопользовательской среды использование хранящихся в компьютере данных заключается в "захватывании" файла данных. Каждый пользователь блокирует свои данные, не допуская остальных к их использованию. Это вынуждает других пользователей накапливать те же самые данные. С появлением баз данных необходимость в индивидуальном хранении и использовании информации отпала. Но появилась потребность в управлении коллективным использованием данных.

Администратором базы данных (АБД) называется лицо, ответственное за выполнение функции администрирования базы данных.

АБД - не "обладатель" базы данных, а ее "хранитель". С усложнением предметной области неизбежно усложняется процесс формирования информации и принятия решений. В результате расширяется спектр функций администрирования. Так как в случае использования базы данных прикладной программист "устраняется" от непосредственного управления данными, он утрачивает с ними контакт, а следовательно, и чувство ответственности за них. Это требует разработки процедур обеспечения непротиворечивости данных, которые должны быть скоординированы с функцией администрирования базы данных.

Администрирование базы данных предполагает обслуживание пользователей базы данных. Можно провести аналогию между АБД и ревизором предприятия. Ревизор защищает ресурсы предприятия, которые называются деньгами, а АБД - ресурсы, которые называются данными. Во многих организациях по странной традиции АБД рассматривают только как квалифицированного технического специалиста, часто совмещающего функции программиста. Это не соответствует целям администрирования. Уровень АБД в иерархии организации должен быть достаточно высоким, чтобы он мог определять структуру данных и право доступа к ним и нести за это ответственность. АБД обязан хорошо представлять себе, как работает предприятие и как оно использует данные. Хотя от АБД и требуется техническая компетентность, не менее важным является понимание им предметной области, а также умение общаться с людьми и подчинять альтернативы стандартным процедурам. В противном случае АБД не сможет эффективно выполнять свои функции.

Весьма заманчиво наделить АБД широкими полномочиями, однако его положение на предприятии может быть различным. Оно зависит прежде всего от степени значимости базы данных для жизнедеятельности данного предприятия. Вторым фактором является уровень сложности обработки данных и организации коммерческой деятельности. Как мы уже отмечали, АБД чаще всего назначается из числа прикладных программистов отдела обработки данных, что не всегда оправдано.

АБД должен координировать действия по сбору сведений, проектированию и эксплуатации базы данных, а также по обеспечению защиты данных. АБД обязан учитывать как перспективные, так и текущие информационные требования предметной области. Это одна из его главных задач. Следовательно, при проектировании базы данных необходимо добиваться ее максимальной гибкости или максимальной независимости данных.

Переход при обработке информации на технологию баз данных и расширение существующей базы данных связаны со значительными финансовыми затратами, что предопределяет необходимость тщательного планирования и управления этим процессом. Кроме того, количество данных, помещаемых в базу, растет день ото дня, и параллельно с этим усложняются обрабатывающие эти данные прикладные программы. Все это требует наличия централизованного управления на каждом этапе жизненного цикла системы с базой данных.

Правильная реализация функций администрирования БД существенно улучшает контроль и управление ресурсами данных предметной области. С этой точки зрения функции АБД являются скорее управляющими, чем техническими. Принципы работы АБД и его функции определяются подходом к данным как к ресурсам организации. Поэтому решение проблем, связанных с администрированием БД, часто начинается с установления общих принципов эксплуатации СУБД, хотя между СУБД и администрированием БД имеется различие. В большинстве случаев СУБД покупается в виде программного пакета, а администрирование БД является прерогативой предприятия. АБД обеспечивает обобщенное представление о предметной области в виде концептуальной модели, которая представляет модель данных предприятия. Одной из целей создания базы данных является обеспечение информацией пользователей, работающих в различных функциональных областях предприятия. Однако это часто означает, что ни один из этих пользователей не испытывает чувства ответственности и об общих интересах заботится в

последнюю очередь. Неизбежным результатом такого отношения является превращение АБД в координатора. Во многих случаях, организуя базу данных, АБД идет по пути решения технических проблем, то есть прежде всего вопросов, связанных с использованием СУБД.

Первая важная задача АБД состоит в устранении противоречий между различными направлениями деятельности организации при создании концептуальной, а затем и логической модели базы данных предметной области. Выступая в роли посредника между отделами, он должен добиваться не только того, чтобы различные специалисты пришли к соглашению относительно объектов предметной области, но и того, чтобы это соглашение было "правильным". Кроме определения данных и прав доступа к ним от АБД может потребоваться разработка процедур и руководств по ведению данных. Для выполнения функций АБД необходимо хорошо представлять себе состояние дел предприятия и перспективы его развития, а также знать позицию руководства. На начальной стадии разработки базы данных АБД следует сконцентрировать внимание на следующих проблемах:

• определение элементов данных и объектов предметной области;

• присвоение различных имен, которые будут использоваться для обращения к элементам одного и того же типа;

• установление взаимосвязей между элементами данных; выпуск текстового описания элементов данных;

• выделение отделов или пользователей, ответственных за обеспечение точности данных (например, контролирующих обновление данных, их непротиворечивость);

• определение путей применения элементов данных в целях управления и планирования, то есть распределении функций между персоналом.

Сбор всей этой информации из различных источников и необходимость ликвидации возникающих между отделами трений требуют, чтобы АБД обладал еще и дипломатическими способностями.

Как уже отмечалось, понятие "единоличного владения" данными неприменимо к базе данных. Однако оно существует, и это иногда существенно усложняет работу АБД. АБД приходится убеждать некоторые отделы, чтобы они "передали" свою собственность в общее пользование, либо контролировать доступ к легко искажаемой информации.

Идея "разделения" может не только вызвать противодействие со стороны некоторых отделов, но и настроить их враждебно против всего проекта разработки базы данных в целом. АБД должен одних убедить, других уговорить, третьих ободрить, а кого-то, если необходимо, и принудить. Это означает, что АБД должен уметь пользоваться своей властью и влиянием, обладать определенным стажем работы и хорошо разбираться в обстановке на данном предприятии. Очевидно, функции АБД не может исполнять человек, восстановивший за время работы против себя многих сотрудников.

Таким образом, к вопросу выбора АБД администрация предприятия должна подходить чрезвычайно серьезно. При выдвижении кандидатуры на пост АБД следует руководствоваться теми же критериями, что и при назначении на посты других управляющих, поскольку рассмотрению долговременных потребностей предприятия АБД обязан уделять не меньшее (если не большее) внимание, чем текущим проблемам. Выполнение этой обязанности осложняется еще и тем, что база данных предусматривает объединение данных без учета функциональных границ.

Реализация руководящих материалов может быть успешной только в том случае, когда все сотрудники, имеющие отношение к базе данных, ознакомлены с ними и несут ответственность за выполнение стандартов, устанавливаемых АБД. Прикладные программисты, сотрудники служб эксплуатации и сопровождения системы должны понимать процедуры, требуемые для решения стоящих перед ними задач. Это означает, что АБД необходимо установить эффективную взаимосвязь со всеми группами сотрудников, которым приходится обращаться к базе данных.

Возвращаясь к рассмотренной в конце предыдущего параграфа программе Auto_Store, заметим, что она позволяет: добавлять, удалять пользователей, назначать существующим пользователям имена, пароли, уровни доступа, назначать привилегии доступа относительно каждого уровня доступа. На рис. 2.24 и 2.25 изображены формы, соответствующие описанным функциям.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смешанные критерии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.