КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По месту проведения – полевые (естественные), лабораторные
По объему охвата объекта исследования – сплошные и выборочные По цели исследования – изучается статистика или динамика явления – точечное и повторное По методу сбора данных – опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий – пробное, описательное, аналитическое ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Эмпирическое исследование – система логически последовательных методологических методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике. Виды эмпирических исследований: Пробное исследование в литературе употребляется как: 2. синоним пилотажного исследования 3. собирательное понятие включающее поисковое и пилотажное исследования Считается, что поисковое и пилотажное исследования – два основных подвида пробного исследования. Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Это концептуальное исследование. Проведение его актуально если литература по данной тематике отсутствует или ее недостаточно. Наиболее простой вид социологического анализа. Круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий упрощены. Ученый получает лишь прикидочные сведения для общей ориентации в проблеме Лозунг – приблизительно, дешево, быстро. Методы исследования: - интервью - наблюдение - фокус-группа по центральной проблеме - опрос экспертов - изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам, гипотезам. Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы (оперативные опросы). Ими пользуются опросные фирмы – ЦИОМ.. Решаются сиюминутные, но очень нужные ведомству или частному заказчику задачи: как народ относится к президенту, войне в Чечне, запрещению абортов,…. Разведывательное исследование часто называют пилотажным исследованием. Хотя правильнее его считать самостоятельным видом исследования. Разведывательное и пилотажное исследования похожи в двух аспектах: - цель – получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям - объект – для проведения того или др. исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки. Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов чаще всего – для апробации опросника. Предварительная проверка опросного инструментария очень важна для проведения исследования и получения достоверной информации. При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила: - объем выборки не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования - в пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демограические признаки (пол, возраст, образование, стаж работы) Пилотаж полезен для: а)тестирования инструментария; в) для усовершенствования инструментария, когда предмет исследования хуже известен исследователю В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором – исследователь может захотеть поэкспериментировать в разными вариантами инструмента, чтобы выяснить, какой из них наиболее удобен в работе. Предварительное тестирование может включать: - тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов - опробирование анкеты - употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте - тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, тел.интервью) с целью определения годности каждого из них. Пилотаж – генеральная репетиция к главному исследованию. Он позволяет сделать выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему какими м.б.ожидаемые результаты. В ходе такого опроса собирается методическая информация – информация о качестве разработанного инструментария. Пилотаж проводится в 2 вариантах. 1. Всю группу респондентов приглашают в отдельную комнату где на столах разложены анкеты. Респондентов вводят в ситуацию пилотажа - объясняют его цели и задачи, инструктируют по технике заполнения анкеты, просят высказать после заполнения замечания, поговорить о неясностях и о вопросах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в урны, после чего начинается групповое обсуждение содержания опроса в целом. 2. Приглашение группы 3-4 респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопросов Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя что опрос преследует методические цели Такая процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного опроса. По сути дела пилотажное исследование – это страховка.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |