Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложные вопросы

1. Трудный вопрос – вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и с восприятием печатного текста. Чем профессиональнее составлена анкета, тем меньше таких вопросов. Трудный вопрос ведет к пропускам и тд. Основная трудность восприятия текста вопроса – количество содержащихся в нем слов Длина высказывания, превышающего 10 слов вызывает затруднения при восприятии и понимании. Н-р., Обсуждаете ли вы, и как часто, вопросы охраны окружающей среды с членами семьи, друзьями, знакомыми, товарищами и коллегами по работе?. Помимо чрезмерного количества слов препятствием к понимаю м.б. злоупотребление специальной терминологией, сленгом непонятной лексикой.

2. Сложный вопрос заставляет респондентов решать сразу несколько задач для того, чтобы дать один ответ: вспомнить и подсчитать:

3. Наводящий вопрос – вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом дополнительная информация необходимые пояснения.

Технические наводящие вопросы. Задача – ввести респондента в курс дела. Исследователь указаывает, каких тематических рамок надо держать при ответе на вопрос.

Идеологическая сторона -При помощи ловко сформулированных вопросов автор старается не просто направить, но и подсказать нужный ответ Н-р, «Хотели бы вы проголосовать за такую партию, которая подобно коммунистической, защищает права простых людей?»

4. Деликатный вопрос – затрагивает щекотливые темы, касается личных сторон жизни респондента, вопросов, которые не принято обсуждать в широком кругу. (н-р, вы относите себя к числу бедных? Или вопрос о евреях, почему вы развелись,…)

Следовательно, каждый из названных видов вопросов имеет свою специфику при соблюдении логических и психологических требований к их конструкции и использованию, к интерпретации полученных данных.

Особенностью исследований является количественное выражение их результатов. К ним относятся признаки, имеющие общепринятые числовые единицы измерения – возраст, заработная плата, размер семьи. Количественные признаки измеряются с помощью измерительных шкал т.е перечнем возможных вариантов ответа на заданный вопрос. В зависимости от характера измеряемых социальных признаков используются различные шкалы. Социологическая шкала должна отвечать требованиям:

Валидность – реализуется в свойстве шкалы измерять то качество, которое необходимо изучить в данном конкретном случае

Полнота – максимальное использование всех значений индикатора

Чувствительность – способность шкалы выявлять отношение респондентов к изучаемому явлению с разной степенью дифференциации.

Для измерения количественных признаков применяются так называемые идеальные метрические (числовые интервальные) шкалы Сколько детей в вашей семье? – Я один, два три, больше трех.

Упорядоченная шкала наименований (шкала порядка) выявляет, какую оценку дали респонденты событиям. Измеряет степень их удовлетворенности или согласия. Значение признака изменяется на шкале от максимального через среднеенго к минимальному.

Простейшая шкала порядка имеет позиции (удовлетворен-неудовлетворен) производя крайне грубое измерение Обычно используются шкалы с большим числом позиций, определяющие различные смысловые оттенки или границы данного признака.

Важнейший момент при построении шкалы – ее сбалансированность, т.е положительные и отрицательные позиции шкалы д.б.равномерно симметрично представлены относительно среднего значения признака, давая респонденту равный шанс выбора как положительных, так и отрицательных значений признака.

Н-р, на вопрос «В какой степени вы согласны или не согласны с каждым из нижеприведенных суждений?», сбалансированная шкала будет следующей: полностью согласен, больше согласен, чем не согласен, столько же согласен, сколько и не согласен, больше не согласен, чем согласен совсем не согласен, затрудняюсь ответить.

Выделяют также неупорядоченные (простые) шкалы наименований, которые дают обычную классификацию обследуемых объектов по таким признакам: образование, профессия, место жительства. Варианты ответов м.б.расположены в любой последовательности.

К этой категории относятся дихотомические вопросы( с ответами да – нет)., альтернативные вопросы, в которых предполагается возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, вопросы – «меню» с ограниченным либо неограниченным выбором ответов.

Часто используются комбинированные шкалы, составленные из простой шкалы наименований с добавлением шкалы порядка или идеальной метрической шкалы. Чаще всего она выражается в табличной форме.

Важная задача анкеты – компановка и упорядоченность вопросов, в результате которой опросный лист должен представлять собой логически единое целое.

Каждый вопрос или группа вопросов должны сопровождаться четкой инструкцией, как на него отвечать: выбрать один вариант или несколько. Неправильно понятая техника заполнения анкеты может привести к искажению получаемой информации. Серьезное внимание обращается на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции анкетного опроса | Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.