КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура экспериментирования
В начале планируется разбивка объекта на две группы, в одну вводят несколько новых факторов, др.оставляют без изменения. Затем организуется сравнение двух групп. Логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора экспериментальной группы проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих характеристик, которые называются контрольными.
Эксперимент проходит 5 стадий:
1. Создаются 2 группы - экспериментальная (в нее исследователь вмешивается), ее еще называют интервенционной или стимульной, и контрольная группа, в которую никто не вмешивается. Существует ряд критериев отбора в экспериментальную группу – характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями или условиями эксперимента. 2. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки. 3. предварительно группы проходят так называемый претест – т.е. у них измеряют несколько переменных, н-р, доход, которые вы пытались изменять в ходе эксперимента 4. вводятся независимые переменные – планируемые изменения 5. измеряются зависимые переменные – последствия нововведений.
Инструментарий эксперимента аналогичен инструментарию метода наблюдения.
Один из основных способов получения информации при проведении исследования является анализ документов. Documentum по латыни – «доказательство». В документе содержатся свидетельства об объективной действительности. Терминология, связанная с понятиями документ, документация, является объектом изучения таких дисциплин: документоведение, документалистика архивоведение, право социология. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. В сущности документом может являться любая знаковая или образная информация, зафиксированная на каком-либо материальном носителе. Классификация документов может осуществляться по разным основаниям. Понятие формы документа включает набор постоянных элементов содержания, их последовательность, расположение в тексте В большинстве жанров деловых бумаг можно выделить элементы: протокольные или этикетные формулы, смысловое ядро,. Аргументационная часть, изложение факта или фактов. Элементами содержания документов выступают реквизиты. Они содержат данные: об адресате (кому направляется документ), об адресанте (кто автор документа – заявитель, проситель,…), наименование жанра документа, опись документальных приложнеий 9если есть). Дата, подпись автора документа,… Каждый вид документа имеет свою модальность – назначение – область регулирования отношений людей и действий. Для каждого документа разрабатывается его словесно-графическое построение – формуляр, который состоит из трех частей: - самоназвание (приказ отчет) - оформляющая часть – словесное обозначение того, кто выпустил документ, кому он адресован, срок выпуска и часть, удостоверяющая подлинность – подписи печати (скрепы – указание ответственности за содержаие документа и действий по нему конкретных лиц) - текстовая часть – конкретные действия и ответственные за их исполнение По форме фиксации содержания документы делятся на: 1. Письменные. Включают вербальные и статистические. Пример письменных вербальных документов – книги, переписка организаций, пресса; пример статистических – данные переписи населения, данные соц.опросов сборники статистических материалов, содержащих показатели экономического и социального развития страны или региона. 2. Вербальные документы описывают социальные явления и процессы в форме текста. В отличие от них статистические документы содержат данные в числовой форме чаще всего систематизированные и сведенные в таблицы. 3. Фонетические документы рассчитаны на слуховое восприятия (магнитофонные записи, лазерные диски, радиоэфир) 4. Иконографические документы фиксируют обратную информацию, воспринимаемую визуально – картины, фотографии, документальное и художественное кино. Часто реальные документы сочетают в себе разные формы фиксации содержания: вербальную и статистическую (научная статья, отчет), фонетическую и иконографическую (кинофильм, видеозапись). По статусу источника все документы подразделяются на: 1. Личные – письма, дневники – все что создано частными лицами по собственной инициативе. 2. Официальные – те, что исходят от какой-либо организации и отражают общественные связи коллективную точку зрения. Правительственные материалы, постановления, заявления деловая корреспонденция фин.отчетность Офиц.документы создаются организациями или должностными лицами по опред.правилам (стандартам). Выделяют несколько групп официальных документов: 1. Текущая документация (входящая, исходящая) – договоры, соглашения, директивы, распоряжения, приказы и офиц.переписка. 2. Документы периодического характера – квартальные и годовые отчеты организаций и подразделений. 3. Документы непериодического характера – доклады, рапорты, акты различных комиссии. 4. Архивная документация – документы гос.архивов, архивов предприятий и организаций. В зависимости от ценности архивные документы бывают постоянного и временного хранения. По спонтанности появления документы: самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя (ответы на вопросы интервью, автобиографии, запись наблюдений и самонаблюдений). С точки зрения опосредованности выделяют первичные и вторичные - одни созданы на основе непосредственного опыта авторов, др – на базе обобщения первичных документов. По содержанию выделяют: - научно-технические (патенты. Чертежи) - правовые (постановления, указы, договоры) - управленческие (приказы, директивы) По критерию авторства – индивидуальные – созданные одним автором, и коллективные – несколькими авторами. Документы можно классифицировать и по др.признакам: 1. уровень иерархии нормативно-методического обеспечения – международное сообщество, страна регион (республика край, облать), город, село, фирма 2. правовой статус документа – обязательные к исполнению (законы, стандарты. Указы, постановления, планы) и рекомендательные (инструкции методики, рекомендации) Документы, служащие объектом исследования, подразделяются на три категории: - по научной функции – целевые и наличные - по степени персонификации – личные и безличные - по источнику информации – первичные и вторичные Целевые – документы подготовленные точно в соответствии с программой, задачами исследования: ответы на вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений отражающих мнения и поведение респондентов справки, выполненные по заказу исследователей, статистическая информация. Но исслелователь имеет дело и с материалами составленными и не ради решения научных задач, а для каких-то др.целей. Это наличные документы. К ним относят документы, созданные независимо от исследователя. Их существование ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения исследования: официальные документы, статистические сведения материалы прессы, личная переписка,… К личным относят карточки индивидуального учета (анкеты, бланки), характеристики, дневники, мемуарные записи. Безличные – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса на основе непосредственной регистрации совершающихся событий Вторичные – обработка обобщение, описание, сделанное на основе данных первичных источников. Считается, что первичные данные надежнее вторичных. Возможна классификация документов и по др.основаниям. Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, публикациях газет, журналов. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях непосредственное наблюдение или опрос участников которых уже невозможен. Приступая к исследованию, важно обозначить круг документов, которые можно и нужно использовать В ходе исследования среди многообразия документов в первую очередь отбираются те, которые имеют непосредственное отношение к проблеме. Это прежде всего официальные документы, различные по своей структуре (протоколы собраний, приказы, постановления,…). Если в данных документах имеют место ссылки на др.документы и, по мнению исследователя, для полноты информации не хватает фактического материала, то для анализа можно привлекать и те, на которые были сделаны ссылки в уже проанализированных Отбор документов для исследования осуществляется с помощью спец.исследовательской группы, каждый из членов которой отвечает на вопрос: «В каких документах, на Ваш взгляд, можно найти материалы по изучаемой нами проблеме?» Высказанные мнения экспертов суммируются К работе привлекаются в первую очередь те документы, которые получили более 50% выборов экспертов. Для анализа документов м.б.использованы как формализованные (качественно-количественные методы), так и неформализованные (качественные). Выбор метода зависит от целей и задач исследования, от специфики документов, в которыми работает исследователь. Качественный анализ (традиционный) сводится к чтению документов, пониманию и интепретации его содержания Он основан на общих, логических операциях – анализ, синтез, сравнение, определение, оценивание. Качественный анализ включает внешний и внутренний аспекты. Включает операции, связанные с отбором и оценкой качества документов, восприятием их. Он основан на интуитивном понимании, анализе и обощении содержания документов, на логическом обосновании выводов. Пример – чтение литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Количественный анализ именуют контент-анализом. При внешнем анализе выясняются обстоятельства создания документа: время, место, авторство, причина и цель его появления. Внутренний анализ сосредоточен на самом тексте Выявляет, как организован текст и почему он так организован; каковы его жанр, действующие лица, в каких взаимоотношениях находятся персонажи и в связи с какими событиями они действуют, что в тексте описывается на первом плане, что – на втором,… Качественный анализ тем не менее несет в себе потенциальную возможность субъективных смещений, т.к. неотделим от личности исследователя. Субъективизм – основной недостаток качественного анализа документов. Исследователь начинает анализ документов с предварительной консультацией с экспертами (метод свободного интервью), далее переходит к анализу литературы, ведомственной документации, далее к опросу работников. При этом исследователь должен представлять познавательные возможности каждого метода. Так, анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии. С целью преодоления субъективизма стали разрабатываться приемы формализованного анализа – контент-анализ. В переводе с англ - анализ содержания. Впервые начал применяться в американской журналистике, конец 19-начало 20 в. Важная предпосылка его развития и распространения – массовизация информационных процессов и как следствие необходимость анализа больших объемов информации Наиболее наглядный эффект контент-анализ давал в сфере журналистики. Первоначально использовался для исследования СМИ. То. Контент-анализ используется уже более 100 лет С его помощью изучается религиозная символика, устанавливается мера эффективности политических слоганов (лозунгов используемых в выборных компаниях), рекламы, особенности суицидального поведения. К-а – перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей статистической ее обработкой.. Суть: надо сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы н-р, в газетном материале, и определить, что за этим кроется. Под текстами в к-а понимают книги, главы, эссе, дискуссии, статьи исторические документы рекламные тексты,… К-а также как и др.методы используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа где четко определены цели и задачи проблема, предмет и объект выдвинуты гипотезы. Принято считать, что к-а состоит из трех этапов: 1 выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид 2. подводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявления взаимосвязей единиц анализа 3. осуществляется интерпретация полученных результатов Объект к-а – экземпляры книг, плакатов, листовок номера газет, фильмы, публичные выступления, интервью,… Они составляют выборку – ту часть текстов, которые достаточны для анализа всего массива публикаций, и обеспечивают репрезентативность данных. Это достаточно просто. Более сложный процесс – выбор единиц анализа. Это м.б. темы, проблемы, образы, метафоры, фрагменты, текста, фотографии, заголовки, города, страны Не все документы пригодны для контент-анализа. Его проведение имеет смысл если: - объект исследования представлен большим массивом однородных документов - интересующие исследователя элементы содержания встречаются в документах с достаточной частотой. Частая ошибка, что подсчитываются интересные или ключевые слова или словосочетания, н-р, названия ценностных категорий типа свобода, стабильность, доверие, целостность или значимые явления – коррупция, преступность, терроризм. Но с научно-познавательной т.зрения исследователя интересуют не отдельные слова, а стоящие за их спиной понятийные категории, объединяющие разрозненные слова-признаки в единое целое. Н-р, исследователь, интересующийся тем какое место в общественном сознании занимает проблема преступности, обязан принимать во внимание не только слова преступность но и у поминание заказных и др. убийств, крыши, авторитетов, власти криминала,… По отношению к единицам анализа сгруппированным по единому основанию, специалисты употребляют др.термин категории анализа – смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Требования к категориям анализа: они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь признаки в тексте (смысловые единицы) и обладать возможностью однозначной регистрации признаков, составляющих категорию.. Основная задача сбора информации в ходе анализа – определение индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы идеи, темы (справедливое распределение благ). С помощью категорий выделяют концептуальные связи модели, проблемы. Пример. Анализ президентских посланий стране. Послание содержит 10 тыс.слов Были сформированы категории относящиеся к экономике, образованию, преступности, семьи международные дела, социальная помощь. Категория экономика содержит слова: безработица инфляция, Категория семья – ребенок, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отд.слов позволяет судить о внимании уделенном в послании тем или иным проблемам По изменению относительности частот в посланиях разных лет делаются выводы об изменениях политики государства в разных областях. И далее делается вывод о стратегических приоритетах политика правительства. Категории анализа д.б. уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач, и исчерпывающими – полно отражать смысл основных понятий исследования; взаимоисключающими – одно и тоже содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме; надежными – такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа. Программа к-а разбивается на три этапа: 1 определение системы категорий анализа 2. единица анализа текста, соответствующая каждой категории 3. установление единиц счета – количественная мера единиц анализа (индикаторы к-а), позволяющей регистрировать частоту появления признака категории анализа в тексте. Единица счета – количественная характеристика единицы анализа. Она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. За едсчета м.б.приняты: частота появления признака категории анализа; обем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста. Для установления обема внимания м.б учтены количество печатных знаков, абзацы,, число определенных слов, количество строк, эфирное время. Процедура к-а включает применение стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблюдения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Связь между категориями устанавливают методом совместной встречаемости слов различных категорий: для каждого предложения текста выясняют, слова каких категорий в нем встречаются. К-а – метод качественно-количественного массивов с целью получения достоверной информации об объективной реальности Процедура к-а состоит в алгоритмизированном (по опред.правилам) выделении в тексте интересующих моментов содержания, классификации выделенных элементов, их подсчете и количественном представлении результатов. Контент-аналитическое исследование начинается с определения эмпирических объектов, формирования репрезентативной выборки. Генеральную совокупность подлежащую исследованию, представляет массив вербальных, фонетических или иконографических документов, объединенных общим признаком (источник, автор, тема, цель создания,…). Границы генеральной совокупности задаются достаточно произвольно: исходя из целей исследования с учетом естественно-временных циклов (год, квартал, месяц), а также периодичности издания (если речь идет об анализе содержания СМИ). Если задача провести к-а кампании по выборам президента, то границы ген.совокупности будут включены все документы, опубликованные в связи с выборами с момента начала компании до момента ее завершения. При формировании выборочной совокупности документов обычно используется многоступенчатый отбор На первой ступени отбираются источники. Если источников много, то они предварительно группируются и отбор производится из каждой группы. На второй ступени отбираются собственно тексты документов – протоколы собраний, инструкции листовки, письма, материалы газет внутри каждого из выделенных на первой ступени источника. Отбор газет – разновидность гнездовой выборки (гнездо – номер газеты).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |