Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Принципы производственного учета

В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно, на Западе это понятие используется более полувека.

В настоящее время учет на Западе традиционно подразделяется на две подсистемы - финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т.д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

Представим обобщенную характеристику финансового и управленческого учета и раскроем их отличия с помощью табл.

Таблица

Различия финансового и управленческого учета

 

Классификационные признаки Финансовый учет Управленческий учет
Главные потребители Главным образом внешние пользователи Менеджеры предприятия
Цели ведения учета Составление финансовой отчетности для внешних пользователей Обеспечение процессов управления внутри предприятия
Свобода выбора методов ведения учета Ограничена общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета Никаких ограничений, кроме стоимости, сопоставляемой с доходами от принятия более эффективных управленческих решений
Учетная система Двойная запись Любая полезная система
Временной аспект Нацеленность в прошлое Нацеленность на будущее
Временной интервал Обычно год или квартал Любой
Измерители Денежные Любые
Набор показателей Определен точно. Относительные показатели используются незначительно Набор до конца не определен
Степень открытости информации Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами Является коммерческой тайной, не полежит публикации и носит конфиденциальный характер
Основные требования к информации В большей степени точность В большей степени скорость предоставления
Связь с другими дисциплинами Основан главным образом на собственном методе Тесно связан с другими дисциплинами - микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

 

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Таким образом, "понятие управленческий учет" мы рассматриваем в широком смысле как систему управления предприятием, которая интегрирует в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняет их достижению единой цели.

Следует отметить, что официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Российской Федерации, нет. На наш взгляд, это правильно, поскольку организация управленческого учета - внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Так, сложившаяся западная практика управленческого учета свидетельствует о невмешательстве государства в эту сферу. Однако определение управленческого учета как отдельного направления, имеющего теоретическую и практическую значимость, требующего изучения соответствующими специалистами, очень важно. Существенным шагом в этом направлении можно рассматривать появление термина "управленческий учет" в официальной Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет и аудит".

Создан Экспертно - консультационный совет по вопросам управленческого учета при Министерстве экономического развития и торговле Российской Федерации.

Основными объектами управленческого учета являются расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как "центры ответственности" и система внутренней отчетности.

Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:

1) формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;

2) планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

3) исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;

5) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

6) формирование информационной базы для принятия решений;

7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Методы, используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д.

Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.

Как правило, к функциям специалиста по управленческому учету относят следующие обязанности:

- координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;

- содействие руководству в достижении поставленных целей;

- организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;

- бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;

- обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;

- создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;

- разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;

- консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.

Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.

Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:

- доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;

- право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;

- право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.

Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.

Итак, управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Основным объектом управленческого учета являются расходы (затраты). Для эффективной реализации управленческих задач принято также выделять такие категории объектов, как места возникновения затрат (МВЗ) и носители затрат.

Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Здесь мы сталкиваемся с понятием расходов, которому также необходимо дать определение.

Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:

- расходы данного (текущего) отчетного периода;

- отложенные расходы.

Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.

Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов организации делятся на:

- инвестиции (капитальные вложения);

- расходы будущих периодов.

Расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:

- расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;

- расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).

Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход.

Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примером расходов периода в отдельных случаях могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений.

Итак, обобщим классификацию расходов в виде схемы (рис.).

 

┌────────────────────────────────────┐

┌─>│Расходы данного (текущего) отчетного│

│ │периода, обусловленные полученными в│

│ │ данном отчетном периоде доходами │

┌──────────┐ │ └────────────────────────────────────┘

│ Расходы ├─┤ ┌────────────────────────────────────┐

│ данного │ │ │Расходы данного (текущего) отчетного│

┌>│(текущего)│ │ │ периода, не связанные с получением │

│ │отчетного │ └─>│ текущих доходов (расходы периода) │

┌───────┐ │ │ периода │ └────────────────────────────────────┘

│Расходы├─┤ └──────────┘ ┌────────────────────────────────────┐

└───────┘ │ ┌──────────┐ ┌─>│ Инвестиции (капитальные вложения) │

│ │Отложенные│ │ └────────────────────────────────────┘

└>│ расходы ├─┤ ┌────────────────────────────────────┐

└──────────┘ └─>│ Расходы будущих периодов │

└────────────────────────────────────┘

В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

 

Классификация затрат в отечественном учете

 

┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

│ Признаки классификации │ Подразделение затрат │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│По экономическим элементам │Экономические элементы затрат │

│ │ │

│По статьям │Статьи затрат │

│ │ │

│По способу отнесения на │Прямые, косвенные │

│себестоимость │ │

│ │ │

│По отношению к уровню деловой │Переменные, постоянные │

│активности │ │

│ │ │

│По методу признания в качестве │Затраты на продукт, затраты │

│расхода │периода │

│ │ │

│По отношению │Основные, накладные │

│к технологическому процессу │ │

│ │ │

│По составу │Одноэлементные, комплексные │

│ │ │

│По целесообразности │Производительные, │

│расходования │непроизводительные │

│ │ │

│По возможности охвата планом │Планируемые, непланируемые │

│ │ │

│По периодичности возникновения │Текущие, единовременные │

│ │ │

│По отношению к готовому │Затраты на незавершенное │

│продукту │производство, затраты на готовый│

│ │продукт │

│ │ │

│По возможности регулирования │Регулируемые, нерегулируемые │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

 

Обобщим изученные классификации затрат в виде схемы.

 

┌───────┐

│Затраты│

└┬──────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤ По экономическим ├──>│ Экономические элементы затрат │

│ │ элементам │ └─────────────────────────────────┘

│ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤ По статьям ├──>│ Статьи затрат │

│ └───────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤ По способу отнесения ├──>│ Прямые и косвенные │

│ │ на себестоимость │ └─────────────────────────────────┘

│ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤ По методу признания ├──>│ Затраты на продукт │

│ │ в качестве расхода │ │ и затраты периода │

│ └───────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤ По отношению к уровню ├──>│ Постоянные и переменные │

│ │ деловой активности │ └─────────────────────────────────┘

│ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

├─┤По возможности влияния ├──>│ Подконтрольные │

│ │ на величину затрат │ │ и неподконтрольные │

│ └───────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ │ По значимости ├──>│ Релевантные и нерелевантные │

└─┤ для принятия │ └─────────────────────────────────┘

│управленческого решения│

└───────────────────────┘

Рис. Классификация затрат

 

Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри их хозяйственные процессы.

Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:

необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;

необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.

Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:

- организационный - в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, участок, бригада, управление, отдел и т.д.);

- направления бизнеса - в соответствии с категорией производимых продуктов;

- региональный - в соответствии с территориальной обособленностью;

- функциональный - в соответствии с участием в бизнес - процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбыта, научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок и т.д.);

- технологический - в соответствии с технологическими особенностями производства.

На практике перечисленные принципы могут встречаться в комбинированном виде.

Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов, фаз), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.

Выбор носителей затрат в качестве объектов учета объясняется:

необходимостью оперативного управления производством - величина затрат, вызываемых носителями, используется для планирования и контроля;

необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов.

К общим для всех объектов учета принципам группировки в отношении носителей затрат следует добавить еще один специфический: поскольку выделение носителей затрат в качестве объектов учета связано также с необходимостью калькулирования себестоимости, следует согласовать группировку носителей затрат с объектами калькулирования. Под объектом калькулирования понимается продукт в широком смысле, себестоимость которого следует исчислить.

Носители затрат могут соответствовать объектам калькулирования, быть уже (то есть с несколькими другими носителями входить в состав объекта калькулирования) или шире (включать в себя несколько объектов калькулирования). Если носитель затрат включает в себя несколько объектов калькулирования, это неизбежно ведет к косвенному распределению затрат, результаты которого всегда спорны. Поэтому в группировке носителей затрат следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали или входили в объекты калькулирования.

Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:

- экономическую (материальную) сущность - продукция, работы, услуги;

- тип (категория) производства - основное, вспомогательное;

- иерархическую взаимосвязь продуктов - тип продуктов, вид продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;

- степень готовности - продукт после последовательного прохождения технологических операций;

- наличие связи с покупателем - номер заказа.

Методы организации учета затрат и перечень используемой для ведения учета первичной документации определяются рядом факторов. К важнейшим из них можно отнести особенности технологического процесса и вид используемого в процессе производства ресурса.

Себестоимость отвечает на вопрос, во сколько же обошлось предприятию производство товара и продвижение его до потребителя. Важнейшей особенностью себестоимости является то, что она носит объективный характер, то есть не зависит от такого рода обстоятельств, как наличие или отсутствие нормативных документов по ее регулированию, желание или возможность ее исчисления бухгалтерскими службами бизнеса и т.п.

Исчисление себестоимости варьируется под воздействием многих факторов, например:

- в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

- в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

- в зависимости от полноты включения текущих затрат - полная и ограниченная себестоимость;

- в зависимости от оперативности формирования - фактическая и нормативная (плановая) себестоимость. Фактическая себестоимость отражает реальное, фактически случившееся потребление ресурсов. Нормативная себестоимость отражает нормальное (номинальное) потребление ресурсов в условиях предполагаемой нормальной деятельности.

В зависимости от характера формируемой себестоимости классифицируют и системы учета затрат.

По степени оперативности учета затрат можно выделить учет фактических затрат и учет нормативных (плановых) затрат. В данных системах формируется информация, соответственно, о фактической и нормативной себестоимости.

Нормативный метод учета предполагает наличие показателей норм потребления ресурсов и учетных цен ресурсов и ведение учета с отражением отклонений фактических значений от данных показателей.

В соответствии с признаком полноты включения затрат в себестоимость различают систему учета полных затрат и систему "директ - костинг".

Система "директ - костинг"

Главный принцип, заложенный в основу системы "директ - костинг", - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.

К основным характеристикам системы "директ - костинг", раскрывающим данный принцип, следует отнести использование деления затрат на постоянные и переменные для калькулирования себестоимости продуктов, оценки запасов и расчета результатов деятельности.

Деление затрат на постоянные и переменные. Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.

Однако большинство затрат относится к полупеременным (смешанным), некоторые из них в большей степени, другие - в меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо.

Калькулирование себестоимости по переменным затратам можно изобразить схематично (см. рис.). При этом более четко выявляется рентабельность изделий, так как разница между продажными ценами и ограниченной себестоимостью не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость изделий и обеспечивается возможность переориентации производства на более рентабельные изделия.

 

Себестоимость

┌─────────────────────────────────────────┐

/ /

Затраты на производство Управленческие расходы

┌────────┼──────────────────┐ │

/ │ / │

Материалы │ Накладные │

│ / расходы │

│ Трудозатраты ┌─────────────────────┐ │

│ │ │ │ │

│ │ / / │

│ │ Переменные Постоянные │

│ │ накладные накладные ──────────┐ │

│ │ расходы расходы │ │

└────────┼───────┘ │ │

│ │ │

/ / /

Запасы Запасы Реализованная Счет

незавершенного ---> готовой ----> продукция ---> прибылей

производства продукции и убытков

 

Рис. Калькулирование себестоимости

по переменным затратам

Особая схема отчета о доходах (см. табл. 3.2) обязательно содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (маржинальную прибыль, брутто - прибыль) и прибыль (нетто - прибыль).

Маржинальная прибыль (маржинальный доход, маржинальное покрытие, сумма покрытия) - превышение выручки от реализации над величиной переменных затрат. Показывает способность предприятия генерировать достаточные доходы для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

Оценка запасов готовой продукции и незавершенного производства по переменным затратам. Такая оценка позволяет избежать капитализации постоянных расходов в запасах, что подчеркивает "рыночную" сущность системы "директ - костинг", ее нацеленность на производство ради реализации.

К преимуществам системы "директ - костинг" относятся:

- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;

- возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий;

- возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск;

- информация, получаемая в системе "директ - костинг", позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;

- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;

- принципы системы "директ - костинг" могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.

Общие недостатки системы "директ - костинг":

- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах;

- необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;

- наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.

Итак, "директ - костинг" - система управленческого учета, базирующаяся на категории переменных (либо частичных) затрат. Эта система не лишена недостатков, но имеет и некоторые преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы.

Калькулирование есть процесс исчисления себестоимости продуктов (единицы продукта, части продукта, группы продуктов) разной степени готовности.

Достоверные калькуляционные расчеты необходимы для:

- планирования деятельности предприятия в целом и отдельных центров ответственности, поскольку формирование планов производственной себестоимости является неотъемлемой частью процедуры планирования;

- контроля выполнения планов предприятием в целом и отдельных центров ответственности;

- принятия управленческих решений, поскольку на основе данных о себестоимости может формироваться, например, ассортиментная и ценовая политика.

Общие принципы калькулирования себестоимости продукции:

1. Балансовое обобщение затрат в их количественном и стоимостном выражении (на основе балансового уравнения). То есть для исчисления себестоимости товарной продукции необходимо определить затраты в незавершенном производстве (НЗП), на брак, побочную продукцию и отходы.

2. Полное отражение понесенных затрат в полной сумме в их первичной группировке.

Данный принцип означает, например, что при наличии возвратных отходов следует сначала выделить их в виде отдельной статьи и уже потом относить на уменьшение затрат, собранных по статье "Основные материалы".

3. Оценка побочной и бракованной продукции по сумме затрат на их производство.

4. Определение затрат на незавершенное производство в соответствии с характером формирования себестоимости и стабильности запасов незавершенного производства.

5. Согласованность показателей калькулирования себестоимости продуктов с организацией учета затрат на производство (в первую очередь - согласованность объектов калькулирования и объектов учета затрат).

6. Сравнимость показателей плановых и отчетных калькуляций. Применение (преемственность) единых методов калькулирования.

7. Наибольшая точность калькулирования достигается при применении принципа "причинности", то есть в себестоимость продукта включаются те затраты, причиной возникновения которых стал данный продукт.

8. При включении в себестоимость продукта косвенных затрат относительно "справедливая" калькуляция получается при использовании принципа пропорциональности. Данный принцип означает, что распределяемые косвенные затраты и выбранная для их распределения база распределения должны находиться в пропорциональной зависимости.

9. Калькулирование себестоимости с учетом целевого назначения калькуляции.

Данный принцип предполагает возможность наличия нескольких показателей себестоимости в зависимости от задач калькулирования. Например, для сравнения рентабельности видов продукции может использоваться показатель себестоимости, исчисленный на основе нормативных прямых затрат. Для обоснования цен реализации при выполнении государственного заказа - показатель себестоимости, исчисленный на основе фактических полных затрат.

Процесс калькулирования предполагает:

1) разграничение затрат на производство между законченной и незаконченной продукцией, оценку затрат на незавершенное производство;

2) исчисление затрат на забракованную продукцию;

3) оценку отходов производства и побочной продукции;

4) исчисление суммы затрат (по каждой статье), относящихся к готовым изделиям, по каждому носителю затрат;

5) отнесение (распределение, суммирование) затрат, собранных на носителе, на объект калькулирования;

6) исчисление себестоимости калькуляционной единицы продукции.

Разработка алгоритма калькулирования, таким образом, включает в себя методическую проработку представленных пунктов с учетом адекватной оценки особенностей хозяйственной деятельности предприятия.

Незавершенное производство - продукция, не прошедшая к концу отчетного периода всех стадий обработки и поэтому не признаваемая готовой продукцией.

Затраты на законченную и незаконченную продукцию определяются следующим балансовым уравнением:

 

НЗПнач. + Зотч. = Стов. + Бр + От + НЗПкон.,

 

где НЗПнач. - затраты в незавершенном производстве на начало периода;

Зотч. - затраты отчетного периода;

Стов. - себестоимость товарной (готовой) продукции;

Бр - затраты на забракованную продукцию;

От - стоимость отходов производства;

НЗПкон. - затраты в незавершенном производстве на конец периода.

К началу калькуляционных расчетов известны данные о затратах в начальном незавершенном производстве и затраты отчетного периода.

Необходимо обратить внимание на принципиальную важность такого показателя, как затраты отчетного периода. Достоверность данного показателя в том числе определяет и достоверность показателя незавершенного производства и в конечном итоге показателя себестоимости проданных изделий.

Собственно учет затрат на производство является первым этапом процесса калькулирования, если его рассматривать в широком смысле (хотя в научной и практической литературе по вопросам учета затрат и калькулирования себестоимости вопрос соотношения методов учета затрат и методов калькулирования и этих процессов является глубоко дискуссионным).

На этапе учета затрат на производство осуществляется первичная регистрация издержек, связанных с осуществлением процессов производства и продажи. Включение тех или иных затрат в состав текущих (в себестоимость) определяется прежде всего их экономическим смыслом, заключающимся в связи понесенных затрат с процессом получения текущих доходов коммерческой организации. На данном этапе должны выполняться требования полноты включения затрат (наличие, как правило, первичного документа и своевременной регистрации факта хозяйственной деятельности) и правильности и обоснованности так называемой квалификации (то есть определения) затрат в качестве текущих (а например, не капитальных) и учета их на соответствующих затратных счетах.

Учет затрат на производство осуществляется в системе бухгалтерского учета. Для правильной организации данного процесса организация должна обоснованно выбрать из перечня Плана счетов необходимые для нее счета и определиться со степенью аналитичности подлежащей учету информации о затратах.

Учет затрат организуется с применением счетов разд.III "Затраты на производство" Плана счетов.

Прямые затраты в момент их возникновения на основании первичного документа подлежат отражению по дебету калькуляционных счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" в корреспонденции с кредитом счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др. Аналитический учет по счетам 20, 23 организуется в разрезе объектов калькулирования, то есть в разрезе видов продукции, работ, услуг.

На этом же этапе собираются и косвенные затраты. Это, напомним, те виды затрат, которые невозможно в силу объективных причин или организации бухгалтерского учета на предприятии отнести в момент их возникновения на объект калькулирования. При выборе организацией варианта калькулирования полной фактической себестоимости эти затраты должны в конечном итоге быть включены в себестоимость объекта калькулирования, но в результате предварительного распределения, то есть косвенно.

Косвенные затраты подлежат предварительному учету на собирательно - распределительных счетах 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". Счета 25, 26 дебетуются в корреспонденции с кредитом большого количества счетов: 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", различные счета учета расчетов и т.д.

Аналитический учет затрат на счетах 25, 26 ведется в разрезе структурных подразделений и в разрезе статей сметы. Статьи сметы были предусмотрены типовыми и отраслевыми методическими указаниями по учету, планированию и калькулированию себестоимости. По завершении сложных расчетов необходимые доли затрат попадают в конечном итоге на дебет счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счетов 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы".

После завершения процедур собственно учета затрат, распределения услуг вспомогательного производства и распределения косвенных расходов в бухгалтерском учете организации выявляется величина показателя об учтенных в отчетном периоде затратах на производство.

Выбор объектов калькулирования обусловливается:

- особенностями применяемого технологического процесса производства;

- характером продукции;

- особенностями организационной структуры предприятия;

- целями калькулирования.

С учетом данных факторов объектами калькулирования могут быть продукт, часть продукта, группа однородных продуктов (продуктовое направление), группа одноименных продуктов (серия), набор продуктов (заказ), причем как по затратам производства в целом (законченные обработкой), так и по отдельным производственным операциям (переделам, стадиям, фазам).

По времени составления калькуляции можно подразделить на две группы: предварительные и последующие.

Предварительные калькуляции составляются до изготовления продукта. К ним относят:

- проектную калькуляцию. Применяется для обоснования экономической эффективности инновационных проектов: строительства, реконструкции, разработки новых продуктов, технологий и т.д.;

- нормативную калькуляцию. Расчет себестоимости продуктов ведется на основе норм, действующих на определенную дату (текущих норм). Применяется для краткосрочного планирования;

- плановую калькуляцию. Составляется на основе плановых норм - средних норм для определенного промежутка времени или будущих норм. Применяется для среднесрочного планирования;

- сметную калькуляцию. Является разновидностью нормативной (плановой) калькуляции. Составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке.

Последующие калькуляции составляются после изготовления продукта. Принято различать:

- отчетную калькуляцию - расчет фактической себестоимости произведенных продуктов;

- хозрасчетную калькуляцию - разновидность отчетной калькуляции, отражает фактические величины потребления производственных ресурсов в оценке, предусмотренной плановым заданием (по учетным ценам). Может содержать данные о полученных и предъявленных суммах хозрасчетных претензий.

Методы калькулирования

В основу деления методов калькулирования на попередельный и позаказный заложены следующие критерии:

- вид используемой технологии (химико - физическая и механическая обработка);

- тип производства по степени массовости (массовое, серийное, единичное);

- тип объекта учета и калькулирования (вид / группа продукции, заказ).

На практике выделяют несколько вариантов попередельного метода:

- простой (одноступенчатый) попередельный метод;

- метод многоступенчатого попередельного калькулирования;

- метод эквивалентных коэффициентов;

- метод исключения и метод распределения (для условий комплексного производства).

Простой (одноступенчатый) попередельный метод

Данный метод применяется, когда:

- на предприятиях (производствах, подразделениях) выпускается один вид продукта;

- отсутствуют или являются стабильными межоперационные запасы и запасы готовой продукции.

Себестоимость единицы продукта в данном случае определяется делением совокупных затрат отчетного периода на количество произведенной продукции:

 

Совокупные затраты отчетного периода

Сед.= ------------------------------------.

Количество произведенной продукции

 

Достоинством данного метода является очевидная простота. Недостатками - ограниченная область применения.

Метод многоступенчатого попередельного калькулирования используется в производстве продуктов с несколькими переделами с изменяющимися остатками незавершенной и готовой продукции.

Метод эквивалентных коэффициентов используется на предприятиях, производящих продукцию с близкими конструктивными и технологическими свойствами (так называемое сортовое производство). В основу его заложен принцип, согласно которому себестоимость отдельных видов продуктов находится в определенном, достаточно устойчивом соотношении. Таким образом, один из продуктов выбирают в качестве так называемого стандартного, себестоимость всех других продуктов определяют умножением себестоимости стандартного продукта на соответствующий коэффициент.

Метод исключения и метод распределения используются для калькулирования себестоимости продуктов в условиях комплексного производства.

Комплексным называют производство, в ходе технологического процесса которого на некоторой стадии (в так называемой точке раздела) одновременно получаются два и более продукта. Проблема калькулирования продуктов комплексного производства состоит в том, что возникшие к точке раздела затраты всегда являются косвенными по отношению к производимым продуктам. Они могут быть прямыми лишь к определенному переделу. Поэтому задача калькулирования в условиях комплексного производства всегда сводится к косвенному распределению затрат между продуктами. В связи с этим можно сформулировать следующее требование организации учета затрат в условиях комплексного производства: затраты должны быть учтены по переделам, общим для всех продуктов, по обособленным переделам для отдельных продуктов.

Метод исключения. При данном подходе один из продуктов выбирается в качестве главного, остальные признаются побочными. Производится калькулирование только главного продукта следующим образом.

Из величины затрат комплексного производства вычитается стоимость побочных продуктов. Полученная разница делится на количество полученного главного продукта. Для оценки стоимости побочных продуктов используется фактическая выручка, полученная от их реализации, или рыночная стоимость (возможная стоимость реализации). Таким образом, формула расчета себестоимости выглядит следующим образом:

 

Себестоимость Затраты комплексного производства -

единицы - Стоимость побочных продуктов

главного = ---------------------------------------. (4.4)

продукта Полученное количество главного продукта

 

 

При методе распределения продукты не делят на главные и побочные. Все получаемые продукты признаются сопутствующими (или совместными). Соответственно, калькулируется себестоимость всех получаемых продуктов. При этом производится распределение затрат комплексного производства между продуктами. Принципиально распределение можно вести на основе:

- натуральных показателей.

- стоимостных показателей.

Данный способ распределения представляется более обоснованным. В этом случае затраты комплексного производства распределяются между продуктами пропорционально стоимостной доле каждого продукта в общей стоимости всех полученных продуктов.

Формула расчета себестоимости продуктов на основе стоимостных показателей выглядит следующим образом:

 

/

│ Затраты комплексного производства х│

│ х Рыночная стоимость продукта i │

│------------------------------------│

│ Сумма стоимостей всех │

Себестоимость полученных продуктов /

единицы = ----------------------------------------.

продукта i Полученное количество продуктов i

 

Позаказный метод

 

Областью применения позаказного метода являются случаи сложных продуктов (заказов), когда наблюдается эффект суммирования, то есть в заказ (как сложный продукт) входят два и более простых продукта.

В общем виде схема данного метода представлена на рис.

 

┌─────────┐

┌──────────┬────────>│Продукт 1│ ┌─────────┐ ┌─────────┐

│ Основные │ └─────────┴───>│ │ │ │

│материалы │ ┌─────────┐ │ │ │ │

│ ├────────>│Продукт 2├───>│ Сборка ├────>│ Заказ │

│Затраты на│ └─────────┘ │ │ │ │

│обработку │ ┌─────────┐ │ │ │ │

└────┬─────┴────────>│Продукт 3├───>└─────────┘ └─────────┘

│ └─────────┘ /

└───────────────────────────────────┘

 

Рис. Схема позаказного метода

Необходимость косвенного распределения затрат при калькулировании себестоимости возникает в большинстве случаев. При формировании полной себестоимости этого невозможно избежать по определению. И даже если калькулируется ограниченная себестоимость с включением только прямых затрат, может оказаться, что часть прямых затрат должна быть распределена, поскольку прямые (по экономической сути) затраты в силу специфики технологического процесса невозможно или нецелесообразно учесть.

В общем виде схема косвенного распределения затрат выглядит следующим образом:

1) выбирается объект, на который распределяются затраты (продукт, группа продуктов, место возникновения затрат);

2) выбирается база распределения затрат - вид показателя, с использованием которого производится распределение затрат;

3) рассчитывается коэффициент (ставка) распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат на величину выбранной базы распределения;

4) определяется величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат путем умножения рассчитанной величины (ставки) распределения затрат на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 13. Международные стандарты бухгалтерского учета | Методология истории государства и права славянских народов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.454 сек.