КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Систематизация законодательства. Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства
Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. Источники права. В абсолютистском государстве каждое слово монарха с формальной точки зрения являлось законом. В XVIII в. уже различались: 1) законы как акты верховной власти, устанавливающие нормы права; 2) административные на основе закона распоряжения государя или органов управления по частному случаю; 3) судебные решения, т.е. применение закона к конкретному случаю. Законы издавались в виде: 1)указов императора;2)уставов; 3) регламентов; 4) манифестов и жалованных грамот. Уставы-сборники норм, изданные для конкретных ведомств и определявшие порядок их функционирования, но содержащие и нормы материального и процессуального права. Регламенты регулировали организацию и порядок деятельности новых учреждений. Манифесты издавались тогда, когда власть хотела подчеркнуть торжественность и важность принимавшегося ею нормативного акта. Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации законодательства. С начала XVIII в. неоднократно создавались комиссии для разработки нового Уложения - свода законов (напомним, что на тот момент продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г.). В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в качестве источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс. Сенату было указано окончить кодификационную работу к концу 1720 г.
В 1730 г. создается кодификационная комиссия Сената, считавшая основной своей задачей нормализацию судопроизводства и вотчинных отношений. Однако комиссия прекратила свою деятельность в 1744 г.
Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали: 1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы - свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области «материального, а не процессуального права 2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства. 3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим предшествующее законодательство о наследовании. Наиболее масштабной была деятельность образованной в 1767 г. по распоряжению Екатерины II (1762—1796 гг.) Уложенной комиссии. Для нее Екатерина II в 1766 г. написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. «Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства. В нем была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства 1). Законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными. 2). Временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов. 3). Указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Главная задача «Наказа» - указать на необходимость стабильности правовой системы, выделить в ней определяющие принципы и систему основных норм. В 1766 г. после подготовки «Наказа» в Москве создается новая комиссия по подготовке проекта нового уложения. В 1768 г. в уложенную комиссию было направлено «Начертание о приведении к окончанию комиссии проекта нового Уложения», в котором были сформулированы теоретические принципы будущего уложения. Все нормы подразделялись на «право общее» и «право особенное». К первому относились нормы о полномочиях верховной власти, правомочиях органов государственного управления, права и положения православной церкви, порядок судопроизводства, основы уголовного права, регулирование государственного хозяйства, здравоохранения, образования и др. К праву «особенному» относились нормы, регулирующие лица, вещи, обязательства, область брачно-семейных отношений, опеку, отношения по распоряжению имуществом и др Комиссия не выполнила главной задачи: уложение не было составлено. Но деятельность комиссии укрепило положение Екатерины II на троне. Однако, подготовленные материалы позволили провести успешную кодификацию законодательства по отдельным проблемам.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |