Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как предмет изучения




Лекция 1. Управление коммуникационными потоками

Для того чтобы управлять поведением людей необходимо также управлять и коммуникационными процессами, поскольку это неотъемлемый феномен общественной жизни. И какую бы сферу жизни мы бы не сделали объектом изучения – в каждой из них определяющим условием жизнедеятельности является процесс обмена информацией – коммуникация.

Управление коммуникацией – это целенаправленная деятельность по обеспечению надежного функционирования коммуникационных процессов в пространстве и времени, системообразующий механизм (по отношению объекта и предмета) коммуникационного функционирования социальных структур, регионов, государств, планетарного сообщества.

В экономике управление коммуникацией способствует созданию паблицитного капитала (дополнительной стоимости), является фактором конкурентного преимущества и повышает эффективность экономического управления а в социальном управлении управление коммуникационными процессами выступает как наиболее инновационный механизм формирования и развитие всего спектра общественных связей и отношений.

В конечном счете управление коммуникативными процессами направлено на достижение трех стратегических целей:

- обеспечение жизнедеятельности всех форм социального общежития

- создание условий прогрессивного развития экономики и культуры

- стимулирование приращения инновационного потенциала общества.

Итак, коммуникация - это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов А и Б, так и социальным окружением.

Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью информирования, инструктирования либо убеждения тех лиц, объектов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информирования содержит следующие четыре стадии:

1. привлечение внимания к коммуникации;

2. достижение восприятия сообщения;

3. интерпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде;

4. сохранение информации для дальнейшего использования.

Инструктирование как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию:

5. стимулирование активного обучения и практических действий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую стадию:

6. восприятие изменения (готовность к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появлением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.

Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели коммуникации особое значение имеют два элемента:

а. стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, должно быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение -коммуникатору Б);

б. стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процесса коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом.

Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:

1. общение - диалог равноправных партнеров;

2. управление - целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;

3. подражание - заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.

Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую.

Синхроническая(горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

В диахронической(вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информацииможет осуществляться в трех коммуникативных формах:

1. монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации;

2. диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений;

3. полилогической - организации многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются:

- обмен и передача информации;

- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;

- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу к целом;

- обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

- изменение ценностных установок и мотивации поведения;

- обмен эмоциями.

Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции:

- информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией);

- интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения);

- гносеологическую (познавательную);

- аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями);

- нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании);

- социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).

К вербальным средствам коммуникацииотносятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение - в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:

- коммуникативная (функция обмена информацией);

- конструктивная (формулирование мыслей);

- апеллятивная (воздействие на адресата);

- эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

- фатическая (обмен ритуальными, этикетными формулами);

- метаязыковая (функция толкования используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог - вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога:

- информативный (процесс передачи информации);

- манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации;

- полемический;

- фатический (поддержание контакта).

Визуальная (невербальная) коммуникация - передача информации посредством невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды. Визуальный облик задается временем и господствующими в этот период тенденциями. Спортивные тенденции нашего века диктуют образ делового человека. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом. По невербальному поведению партнера по коммуникации мы можем определить его установку на общение. Различают следующие установки:

- доминирование - равенство - подчинение;

- заинтересованность - незаинтересованность;

- официальность - доверительность;

- закрытость - открытость.

Наиболее ярко эти установки проявляются в стиле приветствия: установка на превосходство - человек с такой установкой подает руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение - ладонь вверх; установка на равенство - ладонь перпендикулярно полу. Если вам протянули руку ладонью вниз, пожимая ее, шагните вперед - ладони выровняются.

Э. Сэмпсон предлагает таблицу положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при невербальной коммуникации.

 

Таблица. Сигналы, встречающиеся при




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.