КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции конфликтов
Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность как оппонентов, так и социального окружения разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен. Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне. Общие конструктивные функции конфликта: o Устранение противоречия в функционировании коллектива; o Создание и поддержание баланса сил (в том числе власти); o Социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; o Создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; o Установление неформальной иерархии в группе или обществе; o Более глубокое познание участниками конфликта друг друга; o Снятие синдрома покорности у подчиненных; o Диагностика возможных оппонентов: парадокс Зиммеля: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта; o Улучшение качества деятельности; o Повышение авторитета участника в случае его победы; o Активизация социальной жизни; o Обозначение нерешенных проблем; o Актуализация гуманистических ценностей; o Способствование сплочению группы перед внешней опасностью; o В каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок). Конструктивная функция конфликта на личностном уровне: o Познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; o Сапопознание и коррекция самооценки; o Ослабление психической напряженности; o Способствование развитию личности; o Адаптация и социализация индивидов в группе; o Способ самоутверждения и самореализации; o Возможность избавиться от проблем, развитие личности. Деструктивные функции конфликта на общем уровне: o Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; o Значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни; o Насилие и гибель людей; o Разрушение межличностных отношений; o Нарушение системы отношений; o Увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата; o Ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины; o Представление о побежденных группах и людях как о врагах; o Снижение сплоченности группы. Деструктивные функции на личностном уровне: o Ухудшение качества индивидуальной деятельности; o Разочарование в своих способностях, снижение самооценки; o Способствование социальной пассивности личности; o Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д. o Разрушение целостности личности. Кроме формы влияния конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. В целом в литературе выделяют по содержанию влияния на систему сигнальную, интегрирующе-дифференцирующую, информационную, активизирую-щую, инновационную, профилактическую функции конфликта:
Классификации конфликтов. Трудности типологии связаны с рядом обстоятельств: 1. конфликты относятся к категории социальных явлений, границы которых явно не прослеживаются; 2. любой конфликт имеет множество сторон, аспектов и возможных граней, что не дает возможности создать единую классификацию и однозначно отличить один тип конфликта от другого; 3. сущность конфликта зачастую невозможно определить даже по прошествии времени: закамуфлированность подлинных источников, причин и мотивов участников; 4. субъективность исследователя. Существует огромное количество типологий конфликтов, каждая по-своему хороша, но при этом каждая по-своему ограничена. Пример подобной типологии с указанными ограничениями представим вашему вниманию: o Тип причины (противоречия), вызвавшей конфликт: внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, главные и второстепенные, основные и не основные (различие в том, что основные на всем временном промежутке или во всех сферах, а главные на конкретном промежутке или в одной сфере); o Сферы проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально трудовые), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность)), финансовые, торговые, бытовые, семейные; o Степень длительности и напряженности: бурные и быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие; o Субъекты конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликты личность группа, межгрупповые (от микрогруппы до межнациональных взаимодействий); o Социальные последствия: конструктивные, деструктивные; o По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные); o Ранг участников: горизонтальные, вертикальные, диагональные (отношения косвенная подчиненность), смешанные; o Количество и характер факторов: однофакторные, многофакторные и кумулятивные (много факторов, усиливающих друг друга); конфликты амбиций; конфликты достижения наименьшего зла; o Характер протекания: канализируемые (предполагающие ограниченную сферу соперничества) и эскалирующие (расширяющаяся сфера взаимодействия); o Временные параметры: единичные, периодические, частые или скоротечные, длительные, затяжные; o Форма проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные; o По способу разрешения: компромиссные, антагонистические; o Масштабы проявления: локальные, общие; o Начало конфликта: спонтанные, инициированные, спровоцированные; o Характер причины: объективные, субъективные; o Последствия конфликта: непосредственные (касающиеся только участников) и опосредованные (касающиеся иных членов общества), целесообразные и нецелесообразные в зависимости от достигнутых целей; o Психическая форма проявления: эмоциональные (Чечня), рациональные (Афганистан), иррациональные (сверхразумные) (Югославия); o Форма борьбы: мирная и немирная; o Нормативная регуляция: институционализированные (дуэль), неинституционализированные (ссора в метро); o Потребности субъектов взаимодействия: ресурсные (материальные потребности), статусно ролевые (социальные потребности), конфликты ценностей, норм, принципов (духовные потребности); o Особые конфликты: пустые (ложные) у которых нет предмета (просто из-за плохого самочувствия или непонимания ситуации) и смещенные в которых разными сторонами дается разная интерепретация сути конфликта (для одной стороны профессиональный, для другой административный конфликт: S1 O1 и S2 O2 или S1 O1 (O2) S2 (S субъект; O объект).
Раздел 5.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |