Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 11 страница

Учитывая огромную роль потребностей в деятельности людей как наиболее фундаментальных ее побудителей, общество не может не оказывать воздействия на процессы возникновения и изменения потребностей. Всякое воздействие общества на потребности индивидов, малых и больших социальных групп имеет конкретно-исторический характер.

В истории человечества существует две формы воздействия на потребности людей: стихийная и сознательная. Стихийное воздействие, которое опирается на обычаи, традиции, примеры предков и использует преимущественно мистические формы (мифологические и религиозные), может быть определено как формирование потребностей. Сознательное воздействие, которое опирается на рациональные формы (правовые законы, теории, научные данные) и специальные методы называется управлением потребностями. Управление всегда имеет целенаправленный характер воздействия на потребности.

Не всякое управление обществом связано с управлением потребностями. Первоначально в истории человечества управление обществом было связано со стихийным формированием потребностей. Оно характерно для первобытного общества, в котором регулирование деятельности людей и общественных отношений осуществлялось обычаями, традициями и правилами, вытекавшими из мифологического мировоззрения. Мифологическим и религиозным мировоззрением определялись отношения между свободными гражданами, их деятельность в рабовладельческом обществе. Что же касается рабов, то их потребности, да и они сами как бы выносились за скобки общественной жизни, ибо вообще не считались людьми, а лишь говорящими орудиями. Религиозным мировоззрением определялись действия людей и соответственно их потребности в эпоху средневековья. Общим для всех этих исторических периодов развития человечества является то, что потребности людей объясняются в мистических формах, которые и выступают важнейшим фактором их формирования в обществе. И только когда возникла политически зрелая социальная группа, которая рационально-теоретически и, следовательно, адекватно осознала свои потребности и интересы, тогда сложилось в обществе сознательное управление потребностями и интересами.

С возникновением буржуазии и созданием теории общественного договора, учений о естественных правах человека, о разделении властей и других, обосновывавших демократизм политического управления обществом, формирование потребностей превращается в управление ими. Если раньше воздействие общества на потребности осуществлялось стихийно, то с ХVIII века европейское общество перешло к сознательному воздействию на потребности посредством рациональных форм. Отсюда и понимание потребностей стало иным, в нем на первый план выдвинулось осознание их человеком. Например, французский мыслитель XIX века Летурно определял потребность как осознанное стремление организма, как «физиологический крик, сознаваемый организмом».

Эти изменения в отношении к потребностям, к управлению ими произошли, конечно же, благодаря качественному скачку в материальном развитии общества, который начался в связи с изобретением машинных орудий труда и имел многообразные следствия этого явления: качественное изменение производительных сил в целом, рост общественного богатства, овладение новыми рынками сбыта, появление новых больших социальных групп (пролетариата и буржуазии), политические притязания буржуазии на власть в обществе и управление им, совершение с этой целью социальных революций, возникновение естественных наук и т.д. Но среди них огромную роль в управлении потребностями индивидов, социальных групп и общества в целом играл такой материальный фактор, как характер политической системы. Он непосредственно определял специфику управления, его формы и методы.

В XIX веке, когда капитализм в Европе стал господствующей экономической системой, политическая власть буржуазии имела классово-эгоистический характер, поэтому управление потребностями осуществлялось исключительно в интересах буржуазии. Это означало максимальное ущемление потребностей и интересов угнетаемых классов и других социальных групп (пролетариата, женщин, сельских тружеников). Классово-эгоистическое управление общественными потребностями в первой половине ХХ века было доведено до крайних форм и выразилось в капиталистическом обществе в виде фашистских диктатур (Гитлера, Франко, Муссолини), а в социалистическом обществе в виде диктатуры Сталина, стоявшей на страже потребностей и интересов нового класса – номенклатуры.

В то же время в демократических европейских обществах (Великобритании, Франции) и американских (США, Канаде) с 20-х годов начался переход политического управления с классово-эгоистических на классово-альтруистические, компромиссные позиции. Это означало обращение серьезного внимания господствующего класса и его власти на потребности и интересы эксплуатируемых, всех иных слоев и групп общества. Именно с этого времени начался в демократических западных странах процесс резкого сокращения рабочего дня, улучшения условий труда, переход от системы потовыжимания Тейлора к доктрине «человеческих отношений» на производстве, развитие систем социального обеспечения, медицинского обслуживания, социального страхования и т.д.

Логика исторического развития человечества в ХХ веке закономерно привела к краху сначала фашистских политических диктатур, а затем и социалистических тоталитарных режимов (за исключением Китая, Кубы и Северной Кореи). Человечество в лице передовых стран мира развивается в направлении все большей демократизации общественной жизни. В управлении потребностями это означает переход от манипулирования к регулированию и его совершенствованию.

Манипулирование потребностями, присущее в основном диктаторским и тоталитарным обществам, означает такое управление, которое осуществляется в интересах одного господствующего класса и не учитывает потребности и интересы других социальных слоев и групп. Манипулирование потребностями какой-то социальной группы, народа в целом исходит не из материальных потребностей и интересов, а из стремления воздействовать на сознание (а часто и на подсознание) данной группы, народа. Цель манипулирования заключается в том, чтобы духовными средствами заставить ту или иную группу, народ в целом поступать вопреки своим потребностям и интересам. Ярчайшими примерами манипулирования потребностями широких масс населения могут служить геббельсовская и коммунистическая пропаганда. С иезуитской изощренностью они добивались оболванивания подавляющего большинства населения своих стран. В результате основная масса народа поддерживала диктатора и действовала вопреки своим потребностям и интересам: верила в тысячелетний рейх и коммунистическое будущее, действовала в направлении расширения жизненного пространства рейха и совершения мировой социалистической революции, одобряла все авантюры диктаторов (захватнические войны, процессы над «врагами народа» и т.п.), терпела нужду и лишения в связи с авантюрами диктаторов.

Манипулированию потребностями противоположно регулирование. Регулирование потребностей – это такое управление ими, которое осуществляется в интересах не одной, господствующей, а всех групп в обществе, их компромиссное согласование в целях максимально возможного удовлетворения. Потребности и интересы разных социальных групп всегда входят в те или иные противоречивые отношения. Регулирование их означает такое управленческое воздействие на группы, которое в конкретных пространственно-временных условиях, с учетом всех имеющихся возможностей приводит к соглашениям между ними, не доводя противоречия до крайней степени обострения. В каждом демократически развитом обществе разработаны законы, которые определяют порядок, формы и методы разрешения противоречий между потребностями и интересами разных социальных групп, индивидами и группами, между индивидами.

В манипулировании потребностями людей основной упор делается на идеологическую обработку сознания человека в интересах господствующей социальной группы. И это закономерно, поскольку материальные потребности и интересы тех, на кого распространяется манипулирование, игнорируются. Поэтому столь важное место всегда отводится идеологической работе в тоталитарном обществе. Основная функция идеологии состоит в том, чтобы, воздействуя на сознание, направлять общественное поведение и деятельность классов, различных больших и малых социальных групп, индивидов в определенное русло, выгодное господствующей группе. Идеология в тоталитарном обществе пронизывает все области духовной жизни.

И напротив, регулирование означает разъяснение каждой социальной группе ее потребностей и интересов, т.е. потребительское просвещение индивидов, малых и больших социальных групп, народа в целом. Регулирование включает обязательно компромиссное согласование потребностей разных групп и максимально возможное их удовлетворение. Регулирование не исключает выработку новых потребностей у людей на основе новейших открытий в науке, технике и технологии, которые позволяют разрабатывать новые объекты потребления. И разумеется, регулирование обеспечивает наиболее полное как в количественном, так и в качественном отношении удовлетворение потребностей. При этом цель регулирования принципиально отличается от целей манипулирования. Если манипулирование нацелено на удовлетворение потребностей властвующей группы, то регулирование – собственных потребностей каждой группы и индивида с конечной целью улучшения их материальной жизни, обеспечения духового развития.

При регулировании тоже осуществляется прежде всего воздействие на сознание человека, но оно не имеет идеологического характера, т.е. навязывания чужих взглядов, идей, идеалов, потребностей, интересов социальным группам и индивидам. Воздействие на сознание имеет совершенно иной характер – рекламно-просветительский.

Огромную роль в регулировании потребностей и интересов играет реклама. Она широко используется в продвижении не только товаров, но и услуг. Наиболее общая сущность рекламы заключается в оказании помощи потребителю. Она призвана раскрывать потребителю свойства предметов, явлений, процессов, выступающих объектом потребления. Чем большее количество материальных и духовных благ, всевозможных услуг производится в обществе, тем острее необходимость в рекламе у потребителей, ведь им все труднее ориентироваться в растущем море товаров и услуг.

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий. С другой стороны, сочетая свою информативность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека сильное чуственно-эмоциональное воздействие. Отсюда многие считают, что реклама – это не просто информирование, а особого рода искусство.

В законе Российской Федерации «О рекламе» дано следующее ее определение: «Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ненадлежащая реклама – недобросовестная, недостоверная, неэтическая, заведомо ложная или иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации».

Основные принципы, лежащие в основе создания рекламных материалов за рубежом, отражены в Международном кодексе рекламы. Они сводятся к следующему:

любое рекламное послание обязано быть безупречным, благопристойным, честным и правдивым;

любое рекламное послание обязано создаваться с чувством ответственности перед обществом и отвечать принципам добросовестной конкуренции;

никакое рекламное послание не должно подрывать общественное доверие к рекламе.

Недобросовестная реклама по сути своей представляет попытку отдельного манипулирования потребностями и интересами индивидов. Однако в развитом демократическом обществе в целом господствующим выступает управление потребностями через регулирование. Это господство не исключает вместе с тем не только отдельное манипулирование, но и стихийное формирование потребностей, которое тоже касается чаще всего не больших социальных групп, а индивидов. И не всех их потребностей, а лишь некоторого круга, который формируется преимущественно их повседневной жизнью.

Стихийное формирование потребностей не исчезает с возникновением сознательного регулирования уже хотя бы потому, что не исчезла религия, ее влияние на умы и чувства людей в современном мире еще очень велико. Кроме того, стихийно складываются у людей многие потребности под влиянием условий их повседневной жизни, конкретно-исторических обстоятельств, особенностей социальной сферы. Наконец, нельзя отрицать стихийность складывания и изменения потребностей под влиянием множества вероятностно действующих факторов (например, желаний, прихотей, капризов индивидов; поведения окружающих индивида людей и совокупный результат их взаимодействия; действия тех или иных тенденций развития таких социальных явлений, как экономика, инфляция, политика, международные отношения и т.д.)

Однако наиболее общее воздействие в целом на потребности в современном обществе осуществляется не стихийно, а сознательно посредством регулирования потребностей.

 

11.2. Формы и методы воздействия на потребности

Формы и методы воздействия на потребности тесно связаны, ибо те и другие определяются в конечном счете содержанием потребностей. Поэтому различие между ними весьма относительно. Иначе говоря, один и тот же способ, прием воздействия на потребности в одном отношении может выступать формой, а в другом – методом. Вместе с тем это не исключает проведение строгого различия между формами и методами. Основанием для этого является то, что они имеют различные цели, отвечают на разные вопросы. Формы характеризуют направление, в каком идет процесс воздействия на потребности; а методы – конкретные способы, приемы, процедуры, используемые для воздействия на потребности.

Наиболее общими формами, обусловленными предельно общим содержанием потребностей, являются материальные и духовные.

Материальные формы связаны с преобразованием не только материальных потребностей (что вполне понятно), но и духовных потребностей, когда воздействие осуществляется в направлении их материальных носителей (выразителей духовных ценностей, материальных возможностей как основы удовлетворения духовных потребностей – финансовых, технических, организационных и т.д.). Наиболее общая материальная форма конкретизируется в общих формах, которые зависят от сфер общественной жизнедеятельности и соответствующих им материальных общественных потребностей: в экономической форме воздействия на потребности, политической, правовой, медицинской, бытовой, спортивно-физкультурной.

Духовные формы воздействия на потребности также не ограничиваются духовными потребностями и оказывают влияние на материальные потребности через психику человека. При этом возможно воздействие по двум направлениям: на бессознательную часть психики и на сознание. Помимо этого наиболее общая духовная форма конкретизируется в общих формах, обусловленных содержанием духовных общественных потребностей: в нравственной форме воздействия на потребности, эстетической, научной, философской, религиозной.

Формы воздействия на потребности многообразно взаимодействуют друг с другом. Разными формами можно воздействовать на одну и ту же потребность. И наоборот, одной и той же формой – на разные потребности. Кроме того, одни формы воздействия на потребности могут превращаться в методы других форм. Например, быт выступает формой удовлетворения физиологических потребностей; вместе с тем удовлетворение бытовых потребностей выступает средством, способом, методом для появления таких форм, которые используются в свободное время для удовлетворения эстетических, образовательных, религиозных и других потребностей. Повышать свой культурный уровень, удовлетворять эстетические потребности, к примеру, можно только тогда, когда индивид удовлетворен своим бытом.

Методы воздействия на потребности можно классифицировать по разным основаниям. Наиболее общим основанием, которое порождает и наиболее общую классификацию методов, является деление потребностей на материальные и духовные. Материальные методы воздействия влияют на состояние и динамику потребностей посредством воздействия на объекты материальных потребностей и на материальные носители духовных ценностей. Материальные методы отличаются от материальных форм тем, что они характеризуют процесс преобразования потребностей в материальном направлении. Методы предполагают материальные преобразование соответствующих предметов (объектов или носителей). Материальными методами осуществляется предметное, чувственно воспринимаемое преобразование, пространственное перемещение, уничтожение, изменение количества объектов (или носителей) потребностей, улучшение или ухудшение их качества и т.п. При этом методами могут выступать самые различные практические действия людей. Например, уничтожение какого-либо объекта материальной потребности может быть осуществлено поеданием (если это съедобный объект),разрушением, намеренной порчей (за счет плохого хранения), выбрасыванием на помойку, разрывом несъедобной вещи, ее поломкой и т.д.

Материальные методы воздействия на потребность конкретизируются далее в зависимости от того, на какие предметы осуществляется воздействие. В этом плане следует различать предметы в зависимости от сфер общественной жизни, человеческой деятельности: экономические, политические, правовые, бытовые, эстетические, религиозные и т.д.

Духовные методы в отличие от материальных методов воздействуют не на объект, а на субъекта, на его потребности (причем как материальные, так и духовные). И воздействие это осуществляется через психику человека. Наиболее общая классификация духовных методов связана с воздействием на сознательную или бессознательную часть индивидуальной психики. На сознание воздействуют прежде всего абстрактно-логическими методами (суждениями, умозаключениями, логическими доказательствами, объяснениями, ссылками на научные данные, убеждениями и т.д.) и методами, воздействующими через сознание на чувства и эмоции (например, методы внушения, заражения, подражания и т.п.). На подсознание (бессознательное) воздействуют такими специальными методами, как гипнотический, кинематографический метод 25-го кадра и другие.

Духовные методы делятся и в зависимости от сфер общественной жизни. В каждой из них вырабатываются свои специфические методы воздействия на разум и чувства человека, а через них и на его потребности. Так, в экономической сфере широко распространены методы целенаправленного формирования спроса. Спрос – эта платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная деньгами. Спрос выражает желание и возможность потребителя купить имеющиеся на рынке товары и услуги определенного ассортимента и качества. Поскольку спрос представляет собой конкретизацию потребности, постольку он подвержен существенным изменениям в рамках данной потребности, что и позволяет воздействовать на него. Более того, воздействие это заключается не только в изменении, модификации имеющегося спроса, но и в формировании нового. Созидание спроса и управление им есть путь к возникновению новых потребностей. Социологические методы исследования (анализ документов, включенное и не включенное наблюдение, опрос, экспертная оценка и другие) позволяют осуществлять прогнозирование спроса населения.

Огромную роль не только в складывании спроса, но и в существенном воздействии на потребности играют разнообразные методы рекламы. Они зависят от предмета рекламирования, объекта воздействия рекламы, пространственной и временной ориентации, используемых типов носителей рекламы, задач рекламного воздействия и т.д. Современное развитие рекламных процессов характеризуется не прямым, лобовым воздействием на потребителей, а созданием и продвижением образа (имиджа) производящей компании, марки, конкретной услуги, участием в социальных проектах и др. При этом широко используются информационные технологии, средства массовой информации, электронная почта, сеть Интернета и т.д.

Наиболее общей системой разнообразных методов воздействия на потребности является социально-культурное программирование – «научно-обоснованный процесс создания новой или перестройки имеющейся социокультурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией» (Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. – СПб., 2000.- С.84). Социально-культурное программирование нацелено на поиск комплексных рациональных и наиболее эффективных форм и методов по созданию новых или преобразованию имеющихся социальных институтов, систем, технологий воздействия на потребности как индивидов, так и социальных групп, общества в целом.


Лекция 12. Проблема разумных потребностей

 

12.1. Что такое разумные потребности?

12.2. Критерий разумности потребностей.

 

12.1. Что такое разумные потребности?

 

Воздействие на потребности с целью управления ими закономерно ставит вопрос о том, какие потребности следует воспитывать, вырабатывать у человека? Учитывая то, что люди часто предаются пагубным страстям и удовольствиям, которые могут привести к деградации личности, а в конечном счете обернуться нанесением вреда здоровью и даже угрозой жизни, вопрос о разумных и неразумных потребностях приобретает особую остроту.

Данный вопрос имеет проблемный характер, который обусловлен его внутренней противоречивостью. Действительно, человек предается какой-то пагубной страсти потому, что это доставляет ему удовольствие, которое вступает в противоречие с его разрушительными результатами. Противоречия существуют не только между противоположностями приятное – вредное, неприятное – полезное, но и между потребностями и возможностями их удовлетворения, индивидуальными и общественными потребностями, между потребностями разных социальных групп и многие другие.

Для решения проблемы разумных потребностей основополагающее значение имеет то, что в жизнедеятельности человека берется в качестве главного, первичного, определяющего фактора. Как было показано выше, исходным принципом в современном понимании человека следует брать материальные потребности и интересы индивида. Принцип первичности материальных потребностей и интересов индивида выступает не только основной для определения разумных потребностей, но и конкретизируется в них.

Проблема разумных потребностей и интересов приобрела особую актуальность в современном российском обществе. Отказываясь от коммунистического идеала и перспективы строительства коммунистического общества, современная Россия столкнулась с рядом теоретически и практически важных вопросов. В частности таких, как: чем заменить коммунистический идеал; какая идея в состоянии объединить российское общество, чтобы вывести его из тотального кризиса; нужен ли вообще какой-то идеал современному обществу; какое место должны занять материальные потребности и интересы индивида в системе потребностей общества, в объединяющей идее; на какой теоретической основе следует определять минимальную потребительскую корзину и т.д. Для решения этих как сиюминутных, так и перспективных вопросов важное значение имеет проблема разумных потребностей, интересов и их критериев.

Актуальность проблемы разумных потребностей и интересов существенно возросла во второй половине ХХ века и для всего человечества в связи с обострением проблемы исчерпаемости природных ресурсов и их распределения, с ростом народонаселения и нехваткой продовольствия, с возникновением глобального экологического кризиса, угрожающего в конечном счете существованию всего человечества, и других глобальных проблем. Решение этих проблем современности невозможно без определения для данного конкретно-исторического этапа потребностей индивида в качестве разумных и внедрения новых стандартов потребления в жизнь.

В советской философской литературе проблема разумных потребностей рассматривалась сквозь призму коммунистической перспективы развития человечества и коммунистического идеала общественного устройства. Этим были обусловлены существенные особенности решения данной проблемы:

С позиции марксизма и его философии формирование системы разумных потребностей относится к будущему коммунистическому обществу, в котором только и возможно достижение подлинной свободы личности и ее всестороннее гармоническое развитие, без чего невозможно системное существование разумных потребностей. Отсюда проблема разумных потребностей ориентируется на будущее, переносится в плоскость долженствования и тесно связывается с проблемами коммунистического воспитания личности. Эту партийную установку провозглашает, например, в предисловии к своей книге Н.Н.Михайлов: «Возможно более полное удовлетворение потребностей человека рассматривается коммунистическими партиями как необходимое условие воспитания всесторонней, гармонически развитой личности. А это значит, что перед социалистическим обществом стоит двуединая в своей основе задача – не только удовлетворять, но и активно формировать, воспитывать разумные потребности людей» (Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. – М.: Политиздат, 1982.-С.5).

Руководствуясь классовым подходом к обществу и вытекающим из него принципом коллективизма, марксистская философия утверждает коллективистскую природу разумных потребностей даже тогда, когда речь идет об индивиде. Советские авторы, отстаивавшие эту позицию, исходили из того, что в будущем коммунистическом обществе наступит гармония личных и общественных потребностей и интересов. Но для формирования этой гармонии необходимо соответствующее воспитание личности, которое в настоящее время из-за неразвитости индивида требует делать акцент на общественной мерке разумных потребностей. И тем самым совершалось преувеличение принципа коллективизма по сравнению с принципом индивидуализма. Вместе с тем некоторые авторы пытались преодолеть ее односторонность. Так, Б.Н.Воронцов пишет: «Разумные потребности личности имеют, очевидно, индивидуально-общественную мерку: их удовлетворение обязательно должно обеспечивать развитие личности и общества… Признание индивидуально-общественной мерки разумных потребностей имеет принципиальное значение. Но тут важно правильно расставить акценты. Будущая гармония личных и общественных потребностей снимает необходимость такой акцентировки. Но пока ее нет, это приходится делать. Надо сказать, что большинство авторов непременно делает ударение на общественном измерении разумных потребностей. Мы же, напротив, сознательно подчеркиваем их индивидуальную мерку». (Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. -–Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.- С.64).

Важным социально-философским основанием марксистского понимания разумных потребностей и интересов является идея всестороннего гармонического развития личности. Именно с нею связывается системное качество разумных потребностей и их критерий. К примеру, Н.Н. Михайлов пишет, что «критерий разумных потребностей в социалистическом обществе – это комплексный критерий, отражающий единство классового и общечеловеческого. В его аспекте разумными являются те потребности, удовлетворение которых: а) обеспечивает условия жизнедеятельности человека; б) способствует всестороннему и гармоническому развитию личности; в) не противоречит потребностям общества и способствует его прогрессу» (Цит.соч.С.67). Идея всестороннего и гармонического развития личности выступает в марксизме в качестве конечной цели развития каждого человека, общечеловеческой сущностью будущего коммунистического общества, критерием развитости общества в тот или иной конкретно-исторический момент.

Думается, однако, что идея всестороннего гармонического развития личности утопична по своей глубинной сути. Она не реализуема в принципе, т.е. ни в каком обществе и в том числе коммунистическом, ежели таковое когда-либо возникнет на Земле. Доказательством этого может быть следующее.

Философское понимание развития человека предполагает поступательное, качественное, необратимое изменение его наиболее общих, существенных свойств. Их системная совокупность, образующая сущность человека, не может быть сведена к двум-трем, а тем более к одной какой-то черте. Как это сделал, например, К.Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе», утверждая, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. И тем самым свел все многообразие человеческой сущности к одной единственной черте – социальности. Между тем очевидно, что человек не только общественное, но и природное существо, обладающее специфическими признаками. Кроме того, многие существенные человеческие черты так или иначе меняются в зависимости от конкретно-исторического уровня развития общественных отношений, но отнюдь не сводятся к ним. Например, разум человека, его душа как комплекс чувственно-эмоциональных свойств и качеств, его духовность и другие. Наконец, сущность человека развивается в том плане, что в ней одни черты отмирают, исчезают, а другие возникают. История развития человечества показывает, что сущность человека постоянно обогащается, усложняется и углубляется. В ней открываются все новые и новые стороны, неизвестные либо отсутствовавшие ранее. Поэтому всякая всесторонность человеческой сущности, достигнутая в процессе развития человечества имеет конкретно-исторический характер и преодолевается, т.е. утрачивается с последующим развитием. Человечество может достичь всесторонности человеческой сущности только тогда, когда его развитие остановится. Но это в принципе невозможно, ибо развитие человечества неудержимо и бесконечно. Значит, и невозможно достижение всесторонности человеческой сущности и соответственно всестороннего развития личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций 10 страница | Курс лекций 12 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.