Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отчетность




Объект управления

Информационная система бухгалтерского учета

Структура управления бухгалтерским учетом

 

 

           
 
Финансовый учет
 
Управленческий учет
 
Налоговый учет
 

 


           
 
Первичный учет
 
Текущий учет
 
Сводный учет


           
 
Текущая деятельность
 
Финансовая деятельность
 
Инвестиционная деятельность
 


Внутренняя Статистическая Финансовая (сегментарная) (налоговая)

 

 


Рис. 1. Подсистема бухгалтерского учета в системе управления организацией

 
 

 


Финансовый учет   Налоговый учет Управленческий учет
Отражает состояние имущества, обязательств, капитала, финансовых результатов деятельности в денежном выражении на основе двойной записи с целью формирования показателей отчетности Формирует информацию по объектам налогообложения: - стоимости имущества – налог на имущество; - прибыли – налог на прибыль; - фонду оплаты труда – ЕСН; - реализации товаров (работ, услуг), выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и др. – НДС, акцизы; - доходу, полученному физическими лицами – налог на доходы физических лиц Использует доступные способы получения информации по хозяйственным операциям с целью управления или контроля за результатами, анализом отклонений от норм и смет, созданием базы данных для корректировки бизнес плана и т. д.

Рис. 2. Бухгалтерский учет в системе управления организацией

 

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой, общей структурой управления организацией.

Организация бухгалтерского дела предполагает:

· разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

· составление графика документооборота;

·

-8-
обеспечение сохранности документов;

· формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора кадров и повышения квалификации);

· создание системы обработки информации (применяемая форма ведения учетного процесса).

Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Однако ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель.

Руководитель в зависимости от объема работы может:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или специалисту;

- вести учет лично.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с Положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ.

В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса. Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий, определения прав и обязанностей составляются должностные инструкции.

Структура инструкции соответствует положению бухгалтерии и отражает следующие разделы:

- Общие положения;

- Функции работника;

-

-9-
Права и обязанности;

- Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации;

- Организация работы;

- Правила оценки результатов работы.

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условия организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

Различают три основных типа организации структуры бухгалтерии:

- линейная (иерархическая);

- вертикальная (линейно-штабная);

- комбинированная (функциональная).

В линейной структуре все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Характерна для небольших организаций (с численностью бухгалтерии 7 ¸ 10 чел.).

В вертикальной структуре создаются отделы, сектора, бюро, группы, возглавляемые старшими бухгалтерами. Применяется в большинстве средних и некоторых крупных организаций.

Комбинированная структура бухгалтерии выделяет структурные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителем подразделений бухгалтерской службы.

Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий:

- финансовой бухгалтерии;

- управленческой.

Финансовая бухгалтерия обеспечивает взаимоотношения организации с Государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и др.

-10-
Финансовая бухгалтерия формирует информацию об активах и пассивах (в т.ч. для опубликования в печати).

Управленческая бухгалтерия решает внутренние вопросы, направленные на повышение эффективности в разрезе сегментов деятельности.

Задача управленческой бухгалтерии: подготовка и анализ информации по центрам ответственности, обеспечение учета доходов и расходов и др.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов (в соответствии с графиком документооборота).

Организация документооборота включает составление графика прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерия не только принимает и обрабатывает документы, но и обеспечивает их хранение. Для хранения документов формируется номенклатура дел.

 

Функции бухгалтерского учета

 

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются:

- контрольная;

- обеспечения сохранности собственности;

- информационная;

- обратной связи;

- аналитическая.

 

Контрольная функция.

Различают виды контроля: предварительный (до совершения хозяйственной операции), текущий (во время осуществления операции), последующий (после ее совершения).

Посредством бухгалтерского учета осуществляется контроль:

-

-11-
объемов выработанной, отгруженной, реализованной

продукции;

- за сохранностью собственности предприятия;

- за рациональным использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

- формирования затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

- выполнения смет расходов (в т.ч. представительских расходов, расходов на рекламу и пр.);

- операций с ценными бумагами;

- формирования финансовых результатов деятельности организации);

- формирования прибыли;

- пр.

 

Обеспечение сохранности собственности.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества организации.

В процессе инвентаризации проверяется документальное оформление хозяйственных операций, их отражение в учетных регистрах, соотношение показателей текущего учета и фактических данных.

 

Информационная функция.

Бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении предприятия; финансовых результатах его деятельности для заинтересованных пользователей, среди которых могут быть акционеры; банки; поставщики и подрядчики; покупатели и заказчики; заимодавцы и другие (внешние пользователи).

-12-
В отношении информации для внутренних пользователей в бухгалтерском учете формируется информация, полезная исполнительному органу для принятия управленческих решений. На долю бухгалтерской информации приходится

свыше 70 % общего объема экономической информации.

Бухгалтерская информация используется в оперативно-техническом, статистическом учете, при планировании, прогнозировании и т.д.

К бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность.

 

Функция оборотной связи.

Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическим данными о деятельности организации за определенный период, о состоянии имущества, обязательств, о состоянии расчетов с поставщиками и, покупателями, налоговыми органами, банками, собственниками, о формировании финансовых результатов и т.д.

Наличие бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, позволяет, используя обратную связь, осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, норм, нормативов, смет.

 

Аналитическая функция: заключается в обеспечении полной и достоверной информацией с целью проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Методологическая основа организации бухгалтерского учета

Методологическая основа организации бухгалтерского учета – это система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы систематических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

-13-

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций посредством документов в момент и в местах их совершения.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в количественном выражении данным бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источниках их образования в денежной оценке на определенную дату (на отчетную дату).

Система счетов и двойная запись – прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется посредством системы счетов с применением метода двойной записи.

Оценка – способ выражения в денежных измерителях имущества предприятия и его источников образования.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения собственности.

Отчетность предприятия - система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени (на определенную отчетную дату).

 

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Международное сотрудничество в сфере бухгалтерского учета

 

-14-
Международная координация учета ведется уже 100 лет. В 1904 г. в Сент-Луисе (США) прошел первый международный конгресс бухгалтеров. (До второй мировой войны прошло еще 4 конгресса). Начиная с первого послевоенного Конгресса, 1951 г., Конгрессы проводят каждые 5 лет.

В 1972 г. на Конгрессе в Сиднее создан Международный координационный комитет по развитию бухгалтерской профессии (МККРБП). На конгрессе в Мюнхене в 1977 г. Комитет преобразован в Международную федерацию бухгалтеров (МФБ), в которой в настоящее время представлены более 80 стран. Ее деятельность осуществляется через комитеты по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике и др.

В 1973 г. создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (ММСФО).

В настоящее время стандартизацией учета помимо КМСФО занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и Рабочая группа по учетным стандартам организации экономического сотрудничества и развития. Однако ведущая роль принадлежит КМСФО.

Деятельность КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями и другими организациями. Кроме того, КМСФО получает доходы от продаж собственных разработок и публикаций.

Еще одной международной организацией специалистов в области бухгалтерского учета является Международная Федерация бухгалтеров (IFAC), которая объединяет в своем составе национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации. В настоящее время IFAC объединяет 155 членов и 113 стран, представляющих 2,4 млн. бухгалтеров.

-15-
В составе IFAC работают Совет по международным стандартам аудита и контролю качества, Комитет по согласованиям, Комитет по образованию, Комитет по этике, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по общественному сектору, Межнациональный Комитет аудиторов.

В ноябре 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России первым из российских организаций стал действительным членом IFAC.

Для оказания помощи странам СНГ в реформировании профессии бухгалтера на основе мирового опыта Агенством по международному развитию (США) было поддержано создание Международного совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА). (Основан в 2001 г. с целью объединения бухгалтерских и аудиторских ассоциаций стран СНГ, сертификации профессиональных бухгалтеров, разработки и установлении стандартов, принципов и этики.

В настоящее время МССБА насчитывает 12 членов – организаций, представляющих объединения из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. ИПБ является действительным членом МССБА.

В связи с интеграцией России в мировую этику и переходом к международным стандартам финансовой отчетности и аудита участие в международных профессиональных организациях, конгрессах особенно значимо для российских представителей финансовых профессий.

 

 

Хозяйственные ситуации и их юридический анализ

 

Учетной единицей в бухгалтерском учете является хозяйственная операция, характеризующая факт хозяйственной деятельности, приводящий к изменению в составе, размещении имущества и источниках его образования. Хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия (активы) или только источники его образования (пассивы), или и то и другое (и актив, и пассив баланса).

-17-
Хозяйственные операции заключаются в приобретении и использовании внеоборотных активов, материальных ценностей, в формировании затрат на производство продукции и т. п.

Хозяйственные операции, совершаемые предприятием, по признаку их влияния на величину актива и пассива баланса бывают четырех видов (типов):

Операции первого типа – изменяют состав имущества, т.е. затрагивают исключительно актив баланса. Валюта баланса при этом не изменяется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.