КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отчетность
Объект управления Информационная система бухгалтерского учета Структура управления бухгалтерским учетом
Рис. 1. Подсистема бухгалтерского учета в системе управления организацией
Рис. 2. Бухгалтерский учет в системе управления организацией
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой, общей структурой управления организацией. Организация бухгалтерского дела предполагает: · разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); · составление графика документооборота; ·
· формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора кадров и повышения квалификации); · создание системы обработки информации (применяемая форма ведения учетного процесса). Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Однако ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель. Руководитель в зависимости от объема работы может: - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляемое главным бухгалтером; - ввести в штат должность бухгалтера; - передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или специалисту; - вести учет лично. При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с Положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса. Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий, определения прав и обязанностей составляются должностные инструкции. Структура инструкции соответствует положению бухгалтерии и отражает следующие разделы: - Общие положения; - Функции работника; -
- Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации; - Организация работы; - Правила оценки результатов работы. Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условия организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Различают три основных типа организации структуры бухгалтерии: - линейная (иерархическая); - вертикальная (линейно-штабная); - комбинированная (функциональная). В линейной структуре все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Характерна для небольших организаций (с численностью бухгалтерии 7 ¸ 10 чел.). В вертикальной структуре создаются отделы, сектора, бюро, группы, возглавляемые старшими бухгалтерами. Применяется в большинстве средних и некоторых крупных организаций. Комбинированная структура бухгалтерии выделяет структурные подразделения, выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителем подразделений бухгалтерской службы. Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: - финансовой бухгалтерии; - управленческой. Финансовая бухгалтерия обеспечивает взаимоотношения организации с Государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и др.
Управленческая бухгалтерия решает внутренние вопросы, направленные на повышение эффективности в разрезе сегментов деятельности. Задача управленческой бухгалтерии: подготовка и анализ информации по центрам ответственности, обеспечение учета доходов и расходов и др. Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов (в соответствии с графиком документооборота). Организация документооборота включает составление графика прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерия не только принимает и обрабатывает документы, но и обеспечивает их хранение. Для хранения документов формируется номенклатура дел.
Функции бухгалтерского учета
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: - контрольная; - обеспечения сохранности собственности; - информационная; - обратной связи; - аналитическая.
Контрольная функция. Различают виды контроля: предварительный (до совершения хозяйственной операции), текущий (во время осуществления операции), последующий (после ее совершения). Посредством бухгалтерского учета осуществляется контроль: -
продукции; - за сохранностью собственности предприятия; - за рациональным использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; - формирования затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); - выполнения смет расходов (в т.ч. представительских расходов, расходов на рекламу и пр.); - операций с ценными бумагами; - формирования финансовых результатов деятельности организации); - формирования прибыли; - пр.
Обеспечение сохранности собственности. Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества организации. В процессе инвентаризации проверяется документальное оформление хозяйственных операций, их отражение в учетных регистрах, соотношение показателей текущего учета и фактических данных.
Информационная функция. Бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении предприятия; финансовых результатах его деятельности для заинтересованных пользователей, среди которых могут быть акционеры; банки; поставщики и подрядчики; покупатели и заказчики; заимодавцы и другие (внешние пользователи).
свыше 70 % общего объема экономической информации. Бухгалтерская информация используется в оперативно-техническом, статистическом учете, при планировании, прогнозировании и т.д. К бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность.
Функция оборотной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическим данными о деятельности организации за определенный период, о состоянии имущества, обязательств, о состоянии расчетов с поставщиками и, покупателями, налоговыми органами, банками, собственниками, о формировании финансовых результатов и т.д. Наличие бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, позволяет, используя обратную связь, осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, норм, нормативов, смет.
Аналитическая функция: заключается в обеспечении полной и достоверной информацией с целью проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Методологическая основа организации бухгалтерского учета Методологическая основа организации бухгалтерского учета – это система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы систематических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций посредством документов в момент и в местах их совершения. Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в количественном выражении данным бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источниках их образования в денежной оценке на определенную дату (на отчетную дату). Система счетов и двойная запись – прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется посредством системы счетов с применением метода двойной записи. Оценка – способ выражения в денежных измерителях имущества предприятия и его источников образования. Калькуляция – способ группировки затрат и определения собственности. Отчетность предприятия - система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени (на определенную отчетную дату).
Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Международное сотрудничество в сфере бухгалтерского учета
В 1972 г. на Конгрессе в Сиднее создан Международный координационный комитет по развитию бухгалтерской профессии (МККРБП). На конгрессе в Мюнхене в 1977 г. Комитет преобразован в Международную федерацию бухгалтеров (МФБ), в которой в настоящее время представлены более 80 стран. Ее деятельность осуществляется через комитеты по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике и др. В 1973 г. создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (ММСФО). В настоящее время стандартизацией учета помимо КМСФО занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и Рабочая группа по учетным стандартам организации экономического сотрудничества и развития. Однако ведущая роль принадлежит КМСФО. Деятельность КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями и другими организациями. Кроме того, КМСФО получает доходы от продаж собственных разработок и публикаций. Еще одной международной организацией специалистов в области бухгалтерского учета является Международная Федерация бухгалтеров (IFAC), которая объединяет в своем составе национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации. В настоящее время IFAC объединяет 155 членов и 113 стран, представляющих 2,4 млн. бухгалтеров.
В ноябре 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России первым из российских организаций стал действительным членом IFAC. Для оказания помощи странам СНГ в реформировании профессии бухгалтера на основе мирового опыта Агенством по международному развитию (США) было поддержано создание Международного совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА). (Основан в 2001 г. с целью объединения бухгалтерских и аудиторских ассоциаций стран СНГ, сертификации профессиональных бухгалтеров, разработки и установлении стандартов, принципов и этики. В настоящее время МССБА насчитывает 12 членов – организаций, представляющих объединения из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. ИПБ является действительным членом МССБА. В связи с интеграцией России в мировую этику и переходом к международным стандартам финансовой отчетности и аудита участие в международных профессиональных организациях, конгрессах особенно значимо для российских представителей финансовых профессий.
Хозяйственные ситуации и их юридический анализ
Учетной единицей в бухгалтерском учете является хозяйственная операция, характеризующая факт хозяйственной деятельности, приводящий к изменению в составе, размещении имущества и источниках его образования. Хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия (активы) или только источники его образования (пассивы), или и то и другое (и актив, и пассив баланса).
Хозяйственные операции, совершаемые предприятием, по признаку их влияния на величину актива и пассива баланса бывают четырех видов (типов): Операции первого типа – изменяют состав имущества, т.е. затрагивают исключительно актив баланса. Валюта баланса при этом не изменяется.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |