Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Нормативное регулирование бух.учета в России




Вопрос 1. Система нормативного регулирования бух.учета в России.

По юридическому статусу принято делить все нормативные документы бух.учета на 4 группы:

1) ЗАКОНЫ, указы Президента, постановления Правительства определяют основы бух.учета, его принципы, задачи, общие положения.

2) СТАНДАРТЫ (ПБУ) регламентируют правила учета конкретных объектов.

3) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПИСЬМА РАЗЪЯСНЕНИЯ – конкретизируют правила учета отдельных объектов, раскрывают особенности учета по отраслям.

4) ДОКУМЕНТЫ организации определяют особенности учета объектов, отражения хозяйственных операций каждого предприятия.

В соответствие с ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Вопрос 2. Основные положения Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.1996г.

Методическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство России. Ответственность за организацию бух.учета на предприятии, за соблюдение законодательства при выполнении хоз.операций несет руководитель организации.

Руководитель может в зависимости от обьема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;

- ввести в штат бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бух.учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или специалисту.

- вести бух.учет лично.

Глав.бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики и своевременное представление полной и достоверной бух.отчетности. Требования глав.бухгалтера обязательны для всех работников организации по оформлению документов.

В законе определены основные требования к ведению бух.учета:

- учет ведется в рублях путем двойной записи;

- все операции подлежат регистрации на счетах бух.учета без пропуска. Текущие затраты на производство и кап.вложения учитываются раздельно;

- все операции оформляются первичными документами по формам унифицированных альбомов. Документы, не предусмотренные альбомами, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.

В законе определен порядок внесения исправлений в документы. Не допускаются исправления кассовых и банковских документов. В другие первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками хоз.операции, они подтверждаются подписями лиц с указаниями даты.

Для систематизации и накопления информации о данных первичных документов составляются регистры бухучета: журналы, книги, листы, карточки. Их содержание является коммерческой тайной.

В законе определен порядок оценки имущества и обязательств:

- при приобретении имущества за плату – сумма фактических расходов;

- полученное безвозмездно – по рыночной стоимости на дату принятия к учету;

- изготовленное в организации – по стоимости изготовления.

Изложен порядок инвентаризации имущества и обязательств.

Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухучета и бух.отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств (фактическое наличие с данными бухучета).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель, за исключением проведения обязательной инвентаризации:

1. передача объекта в аренду, на продажу, при выкупе;

2. перед составлением годовой отчетности;

3. при смене мат.ответственных лиц;

4. при фактах хищения, стихийных бедствиях, реорганизации и др.

По результатам инвентаризации могут быть выявлены недостачи или излишки.

ИЗЛИШКИ приходуются по рыночной стоимости с зачислением на финансовый результат: Дт 01,10,41,43,50 и т.д. – Кт 91 по рыночной стоимости.

НЕДОСТАЧА: в пределах норм естественной убыли списывается на счета затрат, сверх норм – за счет виновных лиц или на финансовый результат:

Дт 94 Кт 01,04,10,41,43,50 - списана балансовая стоимость

Дт 73 Кт 94 – задолженность материально ответственного лица или суд признал вину работника;

Дт 73 Кт 98 – разница между рыночной и балансовой стоимостью

Дт 50,70 Кт 73 – возмещение ущерба

Дт 98 Кт 91 – формирование прочего дохода

Дт 91 Кт 94 – при отсутствии виновных лиц или отказе суда.

(Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. По годовой инвентаризации – в годовом бух.отчете - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств – приказ Минфина от 13.06.1995 №49).

В Федеральном законе определен состав бух.отчетности, основные требования, которые к ней предъявляются и порядок представления отчетности:

- отчетность включает: баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение, пояснительную записку;

- месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года;

- отчетный год – календарный год с 1 января по 31 декабря включительно;

- первый отчетный год для вновь созданных организаций – с даты госрегистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года;

- бухотчетность подписывается руководителем и гл.бухгалтером или руководителем специализированной организации или специалистом, ведущим учет;

- квартальная отчетность предоставляется в течение 30 дней после окончания квартала, годовая – в течение 90 дней после окончания года;

- днем представления отчетности считается дата почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам или дата фактической передачи

Организация обязана хранить первичные учетные документы и регистры бух.учета в течение сроков, установленных правилами государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за организацию хранения несет руководитель.

 

Вопрос 3. Основные положения «Положение по ведению бух.учета и бух.отчетности в РФ (Приказ МинФина от 29.07.1998 №34н).

Это Положение разработано на основании закона «О бух.учете» № 129-ФЗ, дополняет и конкретизирует его отдельные положения.

Филиалы и представительства иностранных организаций, которые находятся на территории РФ, могут вести бухучет по правилам страны нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО.

Учет имущества, обязательств, хозопераций ведется в валюте РФ- рублях. Одним из требований по ведению бухучета является документирование фактов хоз.деятельности, объектов учета на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Учет операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Суммовые разницы в этом случае относятся на финансовый результат.

В первичные документы форм унифицированных альбомов могут вноситься дополнительные реквизиты. В то же время, перечень обязательных реквизитов изменению не подлежит.

Положение уточняет основные правила составления бух.отчетности, ее состав и сроки предоставления:

- бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности;

- отчетность включает показатели деятельности филиалов и др. подразделений:

- содержание и формы отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому;

- числовые показатели приводятся минимум за два года;

- в отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами.

В этом документе дано определение сомнительного долга и приведен порядок формирования резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг – дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки по договору и не обеспечена гарантиями. Резерв формируется на основе инвентаризации, величина резерва определяется по каждому долгу отдельно. Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, нереальные долги списываются по каждому обязательству на основании инвентаризации и письменного обоснования и приказа руководителя с отнесением за счет резерва по сомнительным долгам или финансового результата.

Кредиторская и депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя на финансовый результат.

В Положении определены основные правила составления сводной бух.отчетности, которая формируется при наличии у организации дочерних и зависимых обществ.

 

Вопрос 4. План счетов бух.учета

Приказ МинФина от 31.10.2000г. №94н.

ПЛАН СЧЕТОВ – это схема регистрации и группировки фактов хоз.деятельности в бух.учете.В нем приведены синтетические счета (счета 1-го порядка) и субсчета (счета 2-го порядка).

Для учета специфических операций по согласованию с МинФином огранизация может вводить дополнительные синтетические счета на свободные места. Структура субсчетов определяется требованиями управленческого учета. Организация может уточнять их содержание, исключать, объединять, вводить дополнительные.

Действующий план счетов в своей основе имеет кругооборот средств на предприятии. Исходя из этого расположены разделы плана счетов: сначала разделы счетов хозяйственных средств, затем разделы счетов, источников этих средств. В завершении приведен раздел с информацией о финансовых результатах. План счетов включает 8 разделов, 99 синтетических и 11 забалансовых счетов.

План счетов относится к 3-му уровню нормативных документов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.