Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций. Способы исправлений в учетных регистрах. Инвентаризация имущества и обязательств




 

Бухгалтерские записи осуществляются на основании документов, в которых зафиксировано содержание хозяйственной операции. Отражение хозяйственных операций в хронологической последовательности носит название хронологической записи.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, например, товарно-транспортной накладной, счетом-фактурой.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, например, в журналах-ордерах. Формы регистров также утверждает руководитель организации.

Все счета в бухгалтерском учете делятся на две группы: синтетические и аналитические.

Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета используются для подробной их характеристики.

Отражение имущества и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а отражение их на аналитических счетах - аналитическим учетом.

Пример синтетического учета:

Дт 10 «Материалы»  
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»  
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  

Пример аналитического учета:

Дт 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы» аналитический счет «Мука»  
Дт 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы» аналитический счет «Сахар»  
Дт 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы» аналитический счет «Маргарин»  
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»  
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «ООО «Дельфи»  
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» аналитический счет «ООО «Эдем»  

 

Синтетический учет ведется в денежном выражении; аналитическом - используются три группы измерителей.

Синтетические и аналитические счета тесно взаимосвязаны:

-аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

-операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открытых к данному синтетическому счету;

-на синтетическом счете операция записывается общей суммой, а на его аналитических счетах - частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму.

Поэтому начальный и конечный остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов его аналитических счетов, открытых в его развитие.

Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета.

Субсчет - способ группировки данных аналитических счетов.

Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потребностями составления отчетности, а количество аналитических счетов - потребностями управления хозяйственным органом.

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информации.

Одним из способов обобщения данных текущего бухгалтерского учета является составление оборотно-сальдовой ведомости, которая представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за учетный период времени.

Она является одним из важнейших средств проверки и контроля полноты и правильности записей по счетам. Контроль осуществляется на основе наличия в данном регистре трех пар равных итогов:

- первая пара равных итогов - общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов.

- вторая пара равных итогов - общий итог оборотов всех счетов по дебету равен общему итогу оборотов всех счетов по кредиту. Это равенство обеспечивается двойной записью. Оно также должно соответствовать обороту в регистре хронологического учета (регистрационному журналу), что свидетельствует о полноте и правильности отражения хозяйственных операций в системе счетов.

- третья пара итогов - общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов.

В зависимости от сочетания учетных регистров, порядка их заполнения и способа обращения учетной информации различают несколько форм бухгалтерского учета:

1) мемориально-ордерную форму, когда учет построен на использовании мемориальных ордеров;

2) журнально-ордерную форму, построенную на использовании журналов-ордеров.

3) таблично-автоматизированной форме бухгалтерского учета, которая базируется на широком использовании в учете ЭВМ.

При большом количестве записей в учетных регистрах для обнаружения ошибок в них используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок () для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие - нет.

После того, как ошибки найдены, производят их исправление. Существует несколько способов внесения исправлений в бухгалтерские документы.

Корректурный способ применяется для исправления ошибок в документах (кроме кассовых и банковских) до подведения итогов в них. Исправление производится путем зачеркивания неправильных и надписывания правильных записей, заверенных подписью исправляющего с оговоркой «Исправлено».

Ошибки, допущенные в корреспонденции счетов и повторенные в разных учетных регистрах, исправляются способом дополнительных проводок. Этот способ применяется при правильной корреспонденции счетов, если запись сделана в меньшей сумме. В этом случае на разницу составляется дополнительная проводка на сумму, недостающую до правильной.

Способ «Красное сторно» применяется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом составляются две проводки. Неправильная запись повторяется красными чернилами, что означает вычитание и тем самым ее сторнирование, уничтожение. Затем делается дополнительная проводка с правильной корреспонденцией счетов.

Способ обратных проводок используется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом неправильная запись исправляется обратной проводкой, а затем делается правильная запись. Данный способ можно использовать, если не искажается экономическое содержание операции.

С целью контроля, а также обеспечения достоверности данных бух.учета и бухгалтерской отчетности, а также уточнения фактического количества имущества и обязательств организации, на предприятии проводится инвентаризация.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно, за исключением случаев обязательного ее проведения.

Обязательное проведение инвентаризации осуществляется:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится не менее 1 раза в год, денежных средств в кассе - один раз в месяц, основных средств - один раз в 2-3 года.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации:

Дт 08, 10, 41, 43, 50Кредит 91/1.

б) недостача имущества и его порча относится на счет 94:

Дт 94 Кт 01, 04, 10, 41.

НДС по недостающим ценностям, который ранее был правомерно принят к вычету, подлежит восстановлению:

Дт 94 Кт 68.

На сумму недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дт 44 Кт 94

Если установлены виновные лица:

Дт 73/2 Кт 94

Недостача может быть внесена в кассу или удержана из заработной платы работника:

Дт 50 или70 Кт 73/2

Если по решению суда виновные не установлены, то недостача списывается на прочие расходы:

Дт 91/2 Кт94

Недостача сверх норм естественной убыли, если материально ответственное лицо не признало себя виновным, а организация не обращалась в суд, списывается за счет собственных средств предприятия:

Дт 91/2 Кт 94

В соответствии с Трудовым кодексом РФ сумма недостачи товарно-материальных ценностей, взыскиваемая с виновных лиц, определяется на основании рыночных цен, действующих в данном регионе. Полученная разница между рыночной и фактической ценой в учете отражается записью:

Дт 73 /2 Кт 98/4

При погашении задолженности виновным лицом делается запись:

Дт 50 Кт 73/2

и одновременно:

Дт 98/4 Кт 91/1

При недостаче остаточная стоимость основных средств списывается записью:

Дт 94 Кт01

Восстанавливается ранее принятый к вычету НДС от их остаточной стоимости:

Дт94 Кт 68

Списана сумма амортизации по выбывшему объекту основных средств:

Дт 02 Кт 01

Отражена задолженность работников по возмещению ущерба:

Дт 73/2 Кт 94

Разница между рыночной и остаточной стоимостью отнесена на виновных лиц:

Дт 73/2 Кт 98/4

При погашении задолженности виновными лицами разница в стоимости списывается:

Дт 98/4 Кт 91/1

Аналогичные записи делаются в учете и при недостачи нематериальных активов.

Инвентаризация обязательств заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах. Кредиторская задолженность по истечению срока исковой давности (3 года) списывается:

Дт 60, 76 Кт 91/1

Дебиторская задолженность по истечении 3 лет списывается:

- за счет созданного резерва:

Дт 63 Кт 62.

- за счет финансового результата (при отсутствии резерва):

Дт 91/2 Кт 62, 76.

Сумму долга отражают на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», на котором она числится 5 лет. Это необходимо для предприятия, чтобы отслеживать, не восстановится ли платежеспособность должника.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.


Тема 2 – Учетная политика организации (2,0)

Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика», учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая в организации.

При формировании учетной политики должен быть выбран один из нескольких допустимых законодательством способов ведения бухгалтерского учета. Если по какому-либо вопросу способ ведения бухгалтерского учета не установлен, то при формировании учетной политики нужно разработать собственный способ учета, руководствуясь при этом требованиями действующих ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом её утверждения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается приказом руководителя организации. В приказе об учетной политике выделяется 3 раздела:

1. Организационно-технический.

2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

3. Учетная политика для целей налогообложения.

В организационно-техническом разделе утверждаюся:

Ø рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Ø применяемые формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, включая утвержденные типовые бланки. В этих документах должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Ø формы регистров бухгалтерского и налогового учета с указанием необходимых реквизитов согласно ст. 313 НК РФ;

Ø формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;

Ø график и правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Ø порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов и запасов;

Ø иные решения по организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета утверждают:

Ø методы учета доходов и расходов;

Ø способы амортизации основных средств(линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему реализованной продукции);

Ø порядок списания объектов основных средств стоимостью менее 40 тыс. руб.;

Ø способ амортизации нематериальных активов (линейным, способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции, уменьшаемого остатка);

Ø порядок учета и списания в производство сырья и материалов (способы: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждому виду, ФИФО);

Ø оценку незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости или по плановой себестоимости);

Ø порядок списания расходов будущих периодов (равномерно в течение периода, к которому они относятся или пропорционально объему продукции);

Ø перечень резервов, которые будет создавать организация;

Ø порядок списания общехозяйственных расходов;

Ø оценка товаров (по покупным ценам, по продажным ценам).

Учетной политикой в целях налогообложения предусматриваются:

Ø метод признания доходов и расходов (по начислению или кассовым) Кассовый метод могут применять организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превысила 1 млн. руб. за квартал;

Ø амортизацию основных средств (линейный и нелинейный способы, применять амортизационную премию);

Ø амортизацию нематериальных активов (линейным и нелинейным способом);

Ø учет недвижимости, на которую не зарегистрировано право собственности (амортизацию начисляют после подачи документов на регистрацию);

Ø стоимость товаров для предприятий, торгующих в розницу (по покупной стоимости);

Ø оценку незавершенного производства (по прямым расходам);

Ø состав прямых расходов.

Принятая учетная политика может изменяться в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий хозяйствования. Это может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться приказом руководителя.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года.


Тема 3 – Учет основных средств организации (3,0)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.