Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод бухгалтерского учета. 1.1.1. Предмет бухгалтерского учета, его объекты

 

1.1.1. Предмет бухгалтерского учета, его объекты

Определение предмета имеет важное значение для обоснования самостоятельности той или иной отрасли знаний. Предметом любой науки считается то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.
В Законе о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерский учет – это система накопления, обработки и анализа финансовой информации о деятельности предприятия или физического лица. Отсюда видно, что в широком смысле, предметом бухгалтерского учета является предпринимательская деятельность предприятия или физического лица.
Для осуществления этой деятельности коммерческая организация должна располагать определенным имущественным комплексом. Следовательно, объектом учета является это имущество, состав и движение которого отражает бухгалтерский учет.
Хозяйственные средства, имущественный комплекс которым располагает коммерческая организация приобретаются за счет различных источников. Бухгалтерский учет отражает состав и движение имущества по источникам образования, т.е. другим объектом являются источники средств коммерческой организации.
Предпринимательская деятельность складывается из различных хозяйственных процессов, а именно:
- заготовления /приобретения материальных ценностей/;
- производства /изготовление продукции, товаров/;
- реализации /продажа продукции, товаров/.
Бухгалтерский учет отражает ход отдельных хозяйственных процессов, производимые при этом затраты и получаемые результаты. Следовательно, третьим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы.
Итак, в более конкретном толковании предметом бухгалтерского учета являются имеющие денежную оценку имущества, их источники и хозяйственные процессы.
Объекты, входящие в состав имущественного комплекса не одинаковы по своему функциональному назначению. Поэтому для правильной организации учета используется их классификация по двум признакам:

  • по функциональной роли в процессе кругооборота;
  • по источникам их образования.

Классификация имущества. Имущественный комплекс представляет собой совокупность материальных и денежных средств, создаваемый, распределяемый и используемый в процессе производства.
В основу группировки имущества кладется его экономическое содержание и экономические функции, которые оно выполняет. Он подразделяется, как видно из схемы 1, на средства в сфере производства и средства в сфере обращения.
Средства в сфере производства включают в себя средства труда и предметы труда.
С р е д с т в а т р у д а: нематериальные активы, основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: право на пользование земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, “ноу - хау”, программные продукты, товарные знаки и некоторые другие (монопольные права и привилегии, организационные расходы). Нематериальные активы переносят свою стоимость на вновь создаваемые продукты не сразу, а постепенно, частями.
Основные средства – это средства производства стоимостью за единицу более 100 минимальных оплат труда и сроком службы более 1 года. Это здания, сооружения(мосты, дороги, водохранилище), передаточные устройства (линии электропередач, трубопровод, теплосети), машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь, тара, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и прочие основные средства.
МБП - это орудия, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости. Или стоимостью менее 100 минимальных оплат труда за единицу, независимо от срока их службы.
П р е д м е т ы т р у д а: сырье, топливо, материалы, комплектующие, запчасти, полуфабрикаты, незавершенное производство.
Свою стоимость на готовый продукт предметы труда переносят в течении одного производственного цикла.
Средства в сфере обращения включают в себяготовую продукцию, товары, денежные средства и средства в расчетах.
Готовая продукция – продукты труда, законченные обработкой на данном предприятии и подлежащие реализации.
Денежные средства – это наличные деньги в кассе и в безналичной форме на счетах в банках (расчетных, текущих, валютных и прочих).
Средства в расчетах – это средства принадлежащие коммерческой организации, но временно находящиеся у других предприятий или физических лиц данной организации. Такой вид средств в расчетах называется – дебиторская задолженность.
Все рассмотренные в схеме 1 хозяйственные средства приобретаются за счет разных источников.
Классификация источников. По источникам образования имущество подразделяют на собственное и привлеченное.
Собственное – это то, которое формируется за счет Уставного капитала, прибыли и фондов, образованных из прибыли.
Привлеченное – это то, которое приобретается за счет ссуды банков, займов юридических и физических лиц, прочих обязательств.
Уставный капитал – это совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Добавочный капитал– это увеличение стоимости источников собственных средств. Он образуется благодаря эмиссионному доходу акционерного общества (т.е. продаже акций сверх номинальной стоимости), приросту стоимости имущества по переоценке в случаях, предусмотренных законодательством России, а также при безвозмездном получении ценностей.
Прибыль – это превышение доходов предприятия над расходами. Она может быть получена в результате реализации продукции (работ, услуг), основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в результате проведения внереализационных операций (сдача помещений или оборудования в аренду; курсовые разницы от операций с ценными бумагами и валютой; суммы полученные безвозмездно и т.д.).
В состав собственных средств входят также фонды: накопления, потребления и социальной сферы. Под фондами накопления понимают средства, направленные на производственное развитие коммерческой организации, т.е. увеличение производственного потенциала.
Фонды потребления: предназначаются на материальное поощрение коллектива.
Фонды социальной сферы: формируются для прироста имущества социально-культурного назначения.
Все три фонда создаются за счет прибыли в порядке, регулируемым учредительными документами.
Ссуды – это банковский кредит, который предоставлен за определенный процент, зависящий от характера ссуды, ее срочности и коммерческой надежности заемщика. Они бывают краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные получаются на срок до года, а долгосрочные – от года и выше.
Займы – это средства получаемые от других организаций под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Они также бывают краткосрочными и долгосрочными.
Обязательства по расчетам – это долги другим организациям и отдельным лицам, возникающие в связи с тем, что момент возникновения долга предприятия не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны. Данные обязательства называются – кредиторской задолженностью. Например, задолженность по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам. Так же к кредиторской задолженности относят задолженность поставщикам. Поставщиками являются юридические организации у которых предприятия приобретают материальные ценности. В соответствии с действующей системой расчетов за материальные ценности между временем получения ценностей и моментом их оплаты обычно проходит небольшой срок, в течении которого данное предприятие оказывается должником своих поставщиков. В результате задолженность поставщикам ставится временным источником средств данной коммерческой организации.
Таким образом, предметом бухгалтерского учета является имущество, источники его формирования, обязательства и полученные результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта.

1.1.2. Метод бухгалтерского учета, его приемы

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляют приемы, которые вытекают из содержания этапов учетного процесса, а именно наблюдения, измерения, группировки и обобщения. В каждом из перечисленных этапов используются свои приемы:

  • наблюдение- документация и инвентаризация;
  • измерения - оценка и калькуляция;
  • группировка - счета и двойная запись;
  • обобщение- баланс и отчетность.

Схема 3. Этапы формирования бухгалтерской информации и слагаемые

метода ее познания


Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Порядок оформления (основные правила) документов определены Законом о бухгалтерском учете (статья 9 “Первичные учетные документы).
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета (статья 12 “Инвентаризация имущества и обязательств”). Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупа, продажи, перед составлением годовой отчетности. Смене материально ответственных лиц, хищениях и т.д.
Оценка – это способ выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном измерении. При этом оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой.
Денежный измеритель позволяет отразить в учете казалось бы несоизмеримые объекты: здания, оборудование, топливо, незавершенное производство, готовую продукцию, денежные средства. Однако, используя денежный измеритель, необходимо знать количество и цену учитываемого объекта. А вот по какой цене отражать тот или иной вид имущества, как быть с расходами по доставке, хранению, установке конкретного вида имущества, как поступить и износившейся частью учитываемого объекта? Эти вопросы решаются в бухгалтерском учете с использованием специального приема – оценки. Использование этого приема в Российской федерации регламентировано Законом “О бухгалтерском учете” (статья 11 “Оценка имущества и обязательств”) и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
Объектами оценки в части имущества являются основные средства, МБП, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, а в части обязательств – дебиторская и кредиторская задолженность, займы выданные, займы полученные.
Так, основные средства (здания, машины, оборудование и др.) в текущем учете отражаются по первоначальной стоимости, которая складывается из покупной стоимости и расходов по доставке и установке. При составлении баланса необходимо отразить реальную стоимость основных средств, поскольку за отчетный период в результате эксплуатации они изнашиваются, и первоначальная стоимость меняется. Поэтому при составлении баланса основные средства оцениваются по другой стоимости – остаточной.
При оценке материалов так же используются разные варианты. Можно вести учет материалов в размере фактической себестоимости их приобретения. Однако фактическую себестоимость можно определить только в конце отчетного периода, в то время как текущий учет материалов ведется ежедневно. При наличии большого количества хозяйственных операций отразить в сумме фактических затрат практически невозможно. Поэтому данное противоречие устраняется применением в текущем учете твердых учетных цен которыми могут быть: планово – расчетные цены, договорные цены поставщика и др. В конце отчетного периода эти цены доводятся до фактической себестоимости расчетным путем. В основу расчета уточнения оценки положено исчисление среднего процента отклонений учетных цен от исчисленной фактической себестоимости этих материалов.
При использовании материалов в производстве их оценивают с помощью одного из методов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
- по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Из выше сказанного видно что, оценка объектов бухгалтерского учета зависит не только от их видов, но и цели с которой она производится, а именно:
- постановка объектов на бухгалтерский учет;
- отражения объектов учета в отчетности;
- использование объектов учета в производстве;
- продажа и прочее выбытие.
Следует отметить что, независимо от цели оценки она при всех условиях должна быть реальной и базироваться на фактических затратах. Кроме того, в целях сопоставимости оценка имущества и обязательств должна производиться единообразно во всех хозяйствующих субъектах, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.
При этом под единством оценки понимается не только ее единообразие, но и неизменность. Таким образом, для осуществления оценки учитываемых объектов существуют четкие правила и рекомендации, в основе которых лежат следующие принципы:


Правила и порядок оценки объектов учета, которые регламентируются прежде всего Законом о бухгалтерском учете и соответствующими Положениями о бухгалтерском учете и отчетности, требуют оценивать их по фактической себестоимости. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях.
Фактическая стоимость имущества и затрат исчисляется с помощью элемента метода бухгалтерского учета - калькуляции.
Калькуляция - это способ группировки затрат, их обобщения для исчисления себестоимости объектов учета.
По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают плановые и отчетные калькуляции. Плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. С их помощью устанавливается размер материальных и трудовых затрат для производства планового количества продукции, объема работ или услуг.
Плановые калькуляции составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период.
Калькуляции, составляемые после совершения хозяйственных процессов, называются фактическими, или отчетными. Цель их - определение фактической себестоимости продукции, выполненных работ, оказанных услуг. При этом используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции, работ и услуг.
По объему затрат, включаемых в калькуляцию, российском учете, различают калькуляции производственной себестоимости и полной себестоимости. В калькуляциях производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства.
Калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с реализацией продукции.
Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества и процессов на всех стадиях его кругооборота.
На первой стадии кругооборота (процесс снабжения) определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда.
На второй стадии кругооборота (процесс производства) рассчитывается производственная себестоимость продукции (работ, услуг), представляющая собой сумму всех затрат на производство в стоимостном выражении. При этом исходя из отраслевых особенностей отдельных производств в расчет себестоимости вносятся коррективы.
На третьей стадии кругооборота (процесс реализации) исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Счета – это экономическая группировка в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций.
Баланс – это способ экономической группировки и обобщение информации об имуществе и обязательствах в денежной оценке на определенную дату.
Отчетность – это система показателей об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенный период.
Из перечисленных приемов основополагающими являются бухгалтерский баланс, счета и двойная запись.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и метод бухгалтерского учета в банках. Предмет бухгалтерского учета в банках.Под предметом изучения бухгалтерского учета в банках понимаются объекты в виде активов и пассивов | Бухгалтерский баланс. 1.2.1. Понятие бухгалтерского баланса, его строение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.