Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Притча о двух деревьях




Они оба выросли в одном лесу: одни дожди купали их, одни ветры сушили зеленые кроны. А вот деревья получились разные. Когда капли дождя падали на одно дерево, оно выпивало совсем немного влаги, потому что боялось, что другим деревьям воды не хватит. Другое об этом не думало и выпивало всю воду, которую природа давала ему.

Выглядели деревья по-разному поэтому. Ветви первого дерева малы и корявы, а листья его по-осеннему желтели уже в начале лета. Плоды, произраставшие на нем, были мелкими и кислыми. Многие из них засыхали прямо на ветке, по-настоящему не успев созреть.

- Странно, - говорило дерево себе, - я всю жизнь отдаю другим больше, чем оставляю себе, а взамен не получаю ничего.

Совсем по-другому выглядело второе дерево, роскошные ветви которого были обильно украшены плодами.

- Я благодарю Мир за все те дары, которыми жизнь одарила меня. Благодарю и за Свет, и за Дождь, и за зимние Метели. В моей жизни не было ничего лишнего. Вначале я получало, теперь готово отдавать во много раз больше, чем получило. В моей тени укроются путники, моими плодами будут кормиться и люди, и звери, и птицы. И все они будут благодарить меня и радоваться жизни вместе со мною.

Таким образом, адаптивные концепции позволяют условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

1. Экологический аспект – здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека.

2. Нормативный аспект – здоровье как соответствие состояний и поведения человека социальным и культурным нормам.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект – здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением.

Рассмотрим личность как целостную и самоорганизующуюся систему:

1. Уровень телесных ощущений и реакций.

2. Уровень образов и представлений.

3. Уровень самосознания и рефлексии.

4. Уровень межличностных отношений и социальных ролей.

5. Уровень социокультурной детерминации личности.

6. Уровень экзистенциальных (сущностных) и трансперсональных переживаний.

7. Уровень самоактуализации (Самости).

К первому уровню относятся все телесные состояния, формирующие физическое самочувствие, а также: влечения, рефлексы, стереотипы и т.п. На данном уровне оздоровление выражается в различных физических упражнениях и мероприятиях, укрепляющих тело.

Базовые телесные проблемы:

1. Сверхконтроль. Контроль и стереотипы – они были когда-то эффективны. Защитные механизмы – форма существования сверхконтроля, а защитные механизмы – нет излишних защит.

2. Контакты (руки, плечи, грудь)

3. Опоры. Ноги – это соматические проблемы, когда зависимость, независимость (интимофобия), переедание, созависимость. Походка: негативный шаг (шаркающий и т.д.) Это страх связан с опорой.

4. Секс.

Второй уровень (уровень образов и представлений).

включает продукцию двух разнонаправленных процессов: восприятие внешних событий и формирования образов внутреннего плана в ходе воображения или сновидения. Позитивные (ресурсные) образы и представления способствуют формированию здоровых установок личности¸ тогда как негативные подкрепляют болезненные состояния. Поэтому оздоровление не будет полным Блез преобразований в системе представлений человека. Необходимо определить, какие представления поддерживают болезненные состояния, ослабляя волю к здоровью и в каких образах – позитивная жизненная энергия, которая может стать ресурсом.

Попробуем практически создать образы, которые несут ресурсные состояния нашего Я.

Релаксация (внушение)

Представьте, что в самом центре Вашего существа есть маленькая частица, которая очень, очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полном мире, в силе, счастье и спокойствии. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Ее можно представить в виде образа язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и силой, она находится в полной безопасности. Представьте теперь, что это озеро, находящееся глубоко, в самом центе, в самом ядре Вас - Вы сами.

Представьте, что это потаенное озеро всегда пребывает в Вас, оставаясь таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства Вам не пришлось бы пройти, и, если Вы захотите, Вы можете в любой момент вспоминать, что эта частичка, Ваше внутреннее Я – там. И много раз за день Вы можете вспомнить об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, что оно всегда может прийти Вам на помощь, и если Вы доверитесь ему, то будете ощущать больше твердости и силы в решении Ваших проблем.

Таким образом, на основе этих двух уровней формируется образ – Я и Эго – сознание, образующее третий уровень в системе личности (самосознания и рефлексии), который включает все аспекты самоидентификации, самооценки и рефлексии. Это возникает как образ среди образов, находящийся в самом центре индивидуальной системы координат и опирающийся на паттерны телесного самоощущения и реагирования (так называемое «телесное сознание»). Вполне понятно, что сильное, дифференцированное Эго и целостный позитивный образ Я обеспечивают здоровье личности, тогда как нарушения самосознания приводят к психопатологии.

 

Четвертый уровень ( межличностных отношений и социальных ролей) охватывает всю совокупность межличностных отношений (социальные роли, личностные сценарии). Огромное значение¸ как оказалось имеют конструктивные взаимоотношения с другими людьми и очень часто нарушения коммуникации приводят к утрате психологического здоровья.

Под социокультурной (социокультурная детерминация личности).

обоснованностью личности (пятый уровень) понимают усвоенные индивидом коллективные представления, знания, верования, нормы, ценности, культура. Именно на этом уровне личность воспринимает рассмотренные эталоны здоровья, ориентируясь на них в процессе оздоровления.

Экзистенциональные (сущностные) переживания относящиеся к шестому уровню, затрагивают самое основание индивидуального бытия-в-мире, связаны с проблемами конечности и смысла существования, характерны для «пограничных» и кризисных ситуаций (осознание неизбежности смерти, утраты... приводят к постижению глубинных оснований индивидуального существования.). Способность интегрировать свой опыт, сохранив основные навыки социальной адаптации, является важным параметром здоровья в пределах данного уровня.

Седьмой уровень вбирает в себя целостный потенциал личности, который реализуется на протяжении всей жизни, т.е. полноту жизненных возможностей конкретного человека. Самость неисчерпаема, человек может только стремиться приблизиться к ней, как линия горизонта, она всегда отдалена. Поэтому индивидуальное существование – это только стремление к полноте самореализации. Можно сказать, что на высшем уровне личностной иерархии все проблемы здоровья сводятся к проблемам целостности и интеграции, поэтому оздоровление в его пределах понимается как полное «исцеление» - восстановление утраченной целостности.

 

Задание: Рисуночный тест «Здоровье и болезнь» («Здоровый и больной»)

Существует точка зрения, согласно которой на протяжении жизни человека наблюдается накопление факторов риска. При достижении критической, «пороговой» суммы факторов развивается болезнь. Стресс Учительство как профессиональная группа отличается низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15 - 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д). Развитию эмоциональной устойчивости необходимо уделять особое внимание К напряженным ситуациям педагогической относят:

- ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);

- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);

- ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).

Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляется не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход из конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т.д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защиты применяются «регрессивные меры» по отношению к ученикам - злоупотребление двойками, запись в дневник, нотации, наложение различных санкций через родителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерскому диалогу с учащимися. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными негативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т.д.) форме.

Симптомы эмоционального выгорания.

1.физические:

*усталость

*чувство истощения

*восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

*бессонница

*избыток или недостаток веса

*частые головные боли и т.д.

2.псхологические и поведенческие

*работа для человека становится всё тяжелее, а способность выполнять её всё меньше

*профессионал рано приходит на работу и остаётся надолго

*поздно появляется на работе и рано уходит

*берёт работу на дом

*чувство неосознанного беспокойства

*чувство скуки

*снижение энтузиазма

*чувство обиды

*чувство разочарования

*неуверенность

*чувство вины

*чувство невостребованности

*чувство гнева

*раздражительность

*человек обращает внимание на детали

*подозрительность

*чувство всемогущества

*неспособность принимать решения

*выдержка дистанции от коллег

*общая негативная установка на жизненные перспективы

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным обращением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель - подчиненный», «коллега - коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость.

К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения. Результатом такой деятельности является развитие следующим симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к детям; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). Каждый человек стремится к устойчивой положительной Я-концепции (Я-доволен, Я-удовлетворен, Я-счастлив). Если что-либо разрушает целостное положительное представление о себе, понижает самоценность, у человека возникают тревожность, ощущение вины, угрызения совести, внутренний дискомфорт. Таких неприятных психических состояний человек пытается избежать, защищается от них. Чаще всего это происходит само собой, на уровне непроизвольной саморегуляции.

Механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие «образ Я», называются психологическими защитными механизмами. Они обеспечивают устойчивость психики к сильным внешним воздействиям (например, в стрессовой ситуации).

Часто их действия мешают сознательным и целенаправленным решениям. Представление об окружающих условиях, даже картину мира человек бессознательно приспосабливает к своему «Я» вместо того, чтобы самому приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям.

Бегство. Простейшая автоматическая защита - бегство, уход от проблемы. В тех случаях, когда мы не в состоянии реально защитить себя от страданий, переживаний, внутреннего дискомфорта, мы склонны отвести их от себя, отказаться от восприятия внешних факторов, вести себя так, словно проблемы не существует. Пример. Ребенок прячет голову под одеялом - реальность для него перестает существовать. Так и мы: проходим мимо нищего калеки - и стараемся не думать о его несчастье.

Вытеснение (подавление) Стремление уйти из неприятной ситуации часто выражается в неосознанном, но направленном забывании, которое принято называть вытеснением. Можно забыть имена, события, обидные высказывания, воспоминания о которых причиняет страдание. В результате вытеснения страдание (тревога) устраняется из поля сознания в сферу бессознательного.

Проекция. Если механизмы вытеснения не срабатывают, могут включаться механизмы проекции. Человек переносит (бессознательно) свои сознательно неодобряемые, нежелательные мысли и чувства на другого человека. Приписывание другим (внешним объектам) собственных свойств и является проекцией.

Пример. Решив, что другие тоже лживы и ленивы, мы перестаем страдать, и несоответствие переживается менее мучительно.

Проявление (вымещение). Иногда незначительная причина (ирония, намек, просто случайное слово, действие со стороны окружающих) вызывает неожиданно бурные эмоции (слезы, гнев, активные вербальные и физические поступки). Это и есть проявления - неадекватная реакция на почве когда-то подавленных потребностей, неразрешенных проблем, неприемлемых качеств или черт характера личности. Пример. Вы возмущаетесь до глубины души, когда кто-то получает незаслуженную (а иногда - и заслуженную) похвалу, награду. Это происходит из-за недооценки другими вашей потребности в признании ваших заслуг, что и проявляется в вашем возмущении.

Рационализация. Этот способ защиты представляет «удобное» объяснение своих неудач, поступков. Курильщик занижает вред от курения, чтобы оправдать свое самоотравление и отравление окружающих; лентяй обязательно находит оправдание своей лени.

Вот как описал И.А. Крылов действие механизма рационализации в басне «Лиса и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош.

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь». Вы тоже иногда, чтобы успокоить себя, если невозможно достичь желаемого, говорите: «Не очень-то и хотелось!»

Психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, закрепляет наши недостатки.

Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т.е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые эмоции - аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

Стресс, дистресс. Эмоциональная жизнь человека может быть порой так насыщена, что наступает перегрузка нервной системы - стресс. Он выражается в потере управления своим поведением, неадекватной оценке окружающего, болезненных реакциях. Для стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой вы столкнулись.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.