КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История СП
Лекции по СП СП как наука – совокупность научных знаний о правовых системах современности и методах их исследования СП как метод – совокупность способов и приемов познания сравнительно-правовой действительности СП как учебная дисциплина: методология, основные правовые системы современности, сравнительное отраслевое право Функции СП: 1) информационная: обобщить иностранное законодательство 2) аналитическая, направления: А) сравнение регулирования конкретного правового вопроса конкретными нормативно-правовыми актами Б) решить вопрос о том, как и каким образом в ЗС регламентирована проблема, которая возникла, возникает или может возникнуть В) проанализировать возможность рецепции зарубежного права, полностью, частично или в измененном состоянии 3) познавательная: выявить новинки правового регулирования в ЗС 4) критическая (новое направление СП): в России появилась при социализме, когда критиковали буржуазное капиталистическое право СП и религиоведение: какие религиозные источники права сохранили этот статус? СП и антропология: [ничего не записано] · Аристотель: при анализе конституций городов-государств он не нашел идеального государства и придумал его сам. · Фома Аквинский и Августин: решили, что надо искать идеал не в светских государствах, а брать за него Град Божий и сравнивать его с неидеальными светскими государствами · Монтескье «О духе законов»: исследование сходств и различий в законодательном регулировании одинаковых институтов, предложил функциональное правоведение · Историческая школа права: - Право из народного духа - Цель СП – не сравнение, а противопоставление - Право настолько связано с народным духом, что не может быть использовано другим народом - Любое правовое заимствование вступает в противоречие с народным духом · Миттермайер: необходимость перейти к либеральной школе СП: - Иностранное право – инструмент улучшения национального права - СП – это не академическая дисциплина, а практическая · Французская школа СП: французское общество СП 1869, ежегодник СП 1875 (См. http://all-books.biz/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/frantsuzskaya-shkola-sravnitelnogo.html) - Салейль – французский компаративист: прогрессивное развитие права не возможно без СП, основная цель СП – не умозрительные конструкции. Иностранное право – фактор, которым можно пользоваться в процессе толкования отечественного права. СП позволяет обнаружить общие и особенные правовые системы. · Американцы: их компаративистика носит партикулярный характер. Юридический империализм. Учет особенностей зарубежного права Китая и ЕС для интересов торговли · Россия: - СССР: критика - Современный подход: СП как энциклопедическая дисциплина. - Решетников: «Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник». Использование СП: 1. Теоретическое · Изучить правовые системы стран мира · Знать эволюцию развития права · СП разрабатывает метод анализа 2. Практическое: · Возможность использовать зарубежный опыт в правотворчестве и правоприменении Методика сравнительно-правового исследования. Объекты: доктрина, судебная практика, законодательство. 1. Точность текстов нормативно-правовых актов и их актуальность 2. Изучить бланкетные нормы, указанные в законодательстве 3. Изучить международно-правовые нормы, регламентирующие исследуемый вопрос 4. Оценка сравниваемых нормативно-правовых актов Основные критерии оценки законодательства: 1. Правовые институты и нормы считаются сравнимыми, если они решают один и тот же вопрос. Решение данного вопроса может быть различным, даже противоположным. 2. Решение одинаковых вопросов в одной правовой системе может достигаться в рамках одного акта, в другой – совокупностью правовых средств. 3. При оценке законодательства необходимо учитывать разное соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах. 4. Оценка осуществляется как по формальным критериям, так и по содержательным. Формальные критерии 1. Количество нормативно-правовых актов, регламентирующих вопрос 2. Уровень нормативно-правового регулирования 3. Действие во времени, в пространстве и по кругу лиц 4. Уровень кодифицированности законодательства Содержательные критерии 1. Регламентация вопроса конституцией 2. Регламентация вопроса в МП 3. Регламентация вопроса в ЕП 5. Учитывать обеспечивающие нормативно-правовой акт подзаконные акты, в том числе установленный ими механизм обеспечения решений, а также степень обеспеченность норм финансовыми, техническими и организационными ресурсами. Классификация правовых систем. Правовая система à Законодательство (+ догма права, принципы права) à Юридическая практика à Правосознание По Рене Давиду:
По Цвайгерту и Кетцу: основа классификации – правовой стиль. В него входит: 1) происхождение и эволюция правовой системы 2) специфика юридического мышления 3) наличие специфических правовых институтов 4) историческая природа первоисточников права
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |