Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации государства




Большое значение не только для политической, но и для эконо­мической географии имеют такие категории, как административно-территориальное устройство страны, форма правления и т.п. Это свя­зано с тем, что, например, тип формы правления может существенно повлиять на размещение отраслей хозяйства, структуру экономики страны и ее внешнеэкономическую стратегию.

Административно-территориальное устройство (АТУ) госу­дарства непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления (республика или монархия) и отражает национально-этнический состав населения, историко-гео-графические особенности формирования страны.

Важнейшим в АТУ любого государства является экономический принцип. Например, для России это учет в административно-терри­ториальном делении развития и упрочения единого экономического пространства, создание благоприятных условий формирования и дви­жения в пределах этого пространства товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, информации, т.е. основных факторов производства. Это разделение территории России на экономические районы.

Нынешнее административно-территориальное деление России находится в противоречии с важнейшей задачей: обеспечить в регио­не концентрацию различных форм собственности, существенную финансовую самодостаточность, благоприятный инвестиционный климат и условия для реализации целевых комплексных программ.

Важнейшими принципами экономического районирования в системе АТУ страны являются:

— оптимальная концентрация населения и производства;

— рациональная специализация хозяйства в системе обществен­ного территориального разделения труда;

— комплексность и диверсификация национального хозяйства;

— рациональная внутрирайонная организация расселения, про­изводства, транспорта и экономических связей;

— эффективные межрайонные производственно-технологиче­ские и транспортно-экономические связи.

Суверенные государства имеют различные формы организации, среди которых различают форму правления (государственный строй), форму государственного устройства, форму государственного режима.

Форма правления может быть монархической и республикан­ской.

Монархическая форма правления возникла в древности (Древ­ний Рим в период империи), но наибольшее распространение по­лучили в Средние века и Новое время. При этой форме правления верховная власть в стране принадлежит монарху — единоличному правителю, власть которого передается по наследству. Монархия мо­жет быть абсолютной (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман), кон­ституционной (парламентской), когда в стране наряду с монархом действует избранный народом парламент, и теократической (глава государства является одновременно главой церкви). Всего в совре­менном мире насчитывается 30 монархий, из них 12 — в Европе, 14 — в Азии, три — в Африке, одна — в Океании.

Республиканская форма правления возникла в глубокой древно­сти (в Древнем Риме в период республики), но наибольшее распро­странение получила в период новой и новейшей истории. Сегодня в мире насчитывается около 140 государств с республиканской фор­мой правления. В эпоху массовых буржуазных революций они обра­зовывались в Европе; в таких регионах, как Азия, Африка и Океа­ния, — во время освобождения от колониальной зависимости.

При республиканской форме правления верховная власть при­надлежит выбираемому президенту и (или) парламенту, состоящему из выбранных народом представителей. Соответственно, республика может быть президентской (глава государства — избираемый всем народом президент) и парламентской (высшим законодательным ор­ганом страны является парламент). В парламентской республике пра­вительство формируется парламентом представителями входящих в него партий. Правительство может быть однопартийным или коа­лиционным, если в него входят представители нескольких партий. Наряду с парламентом в парламентской республике существует так­же президент, который в отличие от президентской республики выбирается не народом, а членами парламента, и выполняет скорее представительские функции. В президентской республике глава го­сударства избирается всем народом и уже в силу этого факта облада­ет широкими полномочиями: имеет право законодательной инициа­тивы, издает обязательные для выполнения указы, назначает членов правительства и т.д. Подавляющее число стран в мире — республики. Форма государственного устройства оказывает влияние на об­щественно-политическую жизнь страны и ее традиции, но не опреде­ляет уровень экономического развития и внутриполитическую обста­новку.

По форме государственного (или административно-территори­ального) устройства различают государства унитарного, федератив­ного и конфедеративного типа.

В унитарном государстве административно-территориальные единицы обладают только исполнительной властью, за исключением органов местного самоуправления, которым предоставлено право ре­шать мелкие местные вопросы. Подавляющее большинство стран мира — унитарные государства. В них могут сохраняться так называ­емые исторические области, которые, однако, не являются самоуп­равляющимися территориями (например, Нормандия, Шампань и Лангедок — во Франции, Тоскана, Ломбардия и Пьемонт — в Ита­лии и др.).

Федеративное государство, иначе — союзное государство, состо­ит из отдельных самоуправляющихся территориальных образований (штатов, провинций, земель и др.), в каждом из которых есть свой законодательный орган (парламент) и правительство. Члены феде­рации в федеративных государствах имеют определенную полити­ческую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибу­ты государственности (флаг, гимн, конституцию, парламент), но у них общие органы управления и армия. Такое деление характерно для развитых стран.

Государственный режим дает представление об общем духе, ца­рящем в стране, наличии тех или иных свобод и запретов, о жестко­сти (или жестокости) режима, возможных направлениях оппозици­онной деятельности и т.д. Темпы экономического развития могут быть достаточно высокими в странах с авторитарным или даже тоталитар­ным режимом. Однако такое развитие чаще всего достигается гипер­трофированным стимулированием производств и видов деятельно­сти, способствующих упрочению режима в ущерб благосостоянию широких народных слоев (например, рост производства и закупок вооружения, увеличение государственных ассигнований на содержа­ние полиции, армии, государственных чиновников, идеологического аппарата режима).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.