Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы географического размещения машиностроения




Понятие и классификации машиностроения

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Производство основных видов цветных металлов по странам мира в 2005 г.

Страна Алюминий Страна Медь Страна Цинк Страна Никель
тыс. т % тыс. т % тыс. т % тыс. т %
Китай   23,1 Чили   35,7 Китай   22,8 Россия   21,0
Россия   11,7 США   7,7 Австралия   13,9 Австралия   14,0
Канада   9,0 Индонезия   7,0 Перу   12,9 Канада   13,1
США   8,0 Перу   6,7 Канада   7,8 Индонезия   9,3
Австралия   6,2 Австралия   6,2 США   7,5 Франция 122,0 8,1
Бразилия   4,7 Россия   4,4 Мексика   3,8 Куба 75,0 5,0
Норвегия   4,3 Китай   4,3 Казахстан   3,6 Колумбия 72,5 4,8
Прочие   33,0 Прочие   27,8 Прочие   27,7 Прочие 369,5 24,7
Мир в целом     Мир в целом     Мир в целом     Мир в целом    

Источник: составлено автором по: Mineral Commodity Summaries 2006. P. 23, 56, 117, 191

Машиностроение является главной отраслью мировой промыш­ленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой про­мышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.

В машиностроении обычно выделяют: общее машиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику (включая электронику), производство вооружений и военной техни­ки и т.п. Общее машиностроение включает станкостроение, выпуск производственного оборудования всех видов, производство сельско­хозяйственных машин. Выпуск производственного оборудования — металлургического, горно-химического и иного тяжелого оборудова­ния — объединяют в понятие «тяжелое машиностроение».

К перечисленным подразделениям машиностроения следует до­бавить и «малую» металлургию — производство стали и проката как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдель­ных специализированных предприятиях по производству литья, по­ковок, штамповок и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной структуре отрасли наиболее сложным представ­ляется машиностроение. В него входят важнейшие подотрасли: машиностроение для межотраслевых производств (электронная и ра­диопромышленность, приборостроение, станкостроительная и ин­струментальная, подшипниковая промышленность и др.); произ­водство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетиче­ское, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сфе­ры (коммунальное машиностроение, производство бытовых прибо­ров и машин, военная техника и др.).

По стадиям технологического процесса машиностроение можно подразделить на заготовку, механическую обработку и сборку.

По металлоемкости, трудоемкости и энергоемкости принято вы­делять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машино­строение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий.

Для общего машиностроения характерны средние нормы потреб­ления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это про­изводство оборудования для отдельных отраслей промышленности.

Общее и среднее машиностроение схожи между собой и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

Все отрасли можно классифицировать по хронологическому при­знаку: (хронологическая классификация):

1) новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX в. Преж­де всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность

и др.;

2) новые отрасли, которые появились во второй половине XIX в. и первой половине XX в.: авиа- и автотранспортная техника, парово-зо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочис­ленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.;

3) старые отрасли, сформировавшиеся еще в XVIII в. и первой половине XIX вв.: производство металлических изделий для первич­ных отраслей экономики (сельского хозяйства, добывающей промыш­ленности).

Машиностроение отличается от других отраслей промышленно­сти целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшая из них — наличие общественной потребности в продук­ции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производ­ства или возможности поставки конструкционных материалов и элек­троэнергии.

 

 

На размещение отраслей машиностроения оказывают влияние различные факторы. Однако к ключевым из них относят наукоемко-сти, металлоемкости и трудоемкости.

Наукоемкость. Сегодня трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Имен­но поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как металлургическое, энергетиче­ское, горно-шахтного оборудование, потребляют много черных и цвет­ных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, выпус­кающие такого рода продукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты

по доставке сырья.

Трудоемкость. С точки зрения трудоемкости машиностроитель­ный комплекс характеризуется большими затратами и очень высо­кой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концент­рация населения высока, в особенности там, где есть высококвали­фицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно тру­доемкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиацион­ная промышленность, станкостроение, производство электротехни­ки и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машино­строения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственной безопасности, многие пред­приятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Важное значение при размещении предприятий машинострои­тельного комплекса имеет возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль в размещении машиностро­ительных предприятий играет также наличие достаточно емкого по­требительского рынка. Что касается такого фактора, как близость к сырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких от­раслей (например, для производства металлургического или горно-шахтного оборудования).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.