КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационный бизнес
Главной целью информатизации является повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения. Исходя из необходимости удовлетворения потребностей граждан и организаций в своевременной и достоверной информации следует учитывать спрос на информационные технологии с требуемыми потребительскими свойствами для повышения результативности труда в сфере научных исследований, проектирования и производства продукции и услуг. Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя: 1) создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации; 2) разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации; 3) производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
Объектами процессов информатизации являются: 1) машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции; 2) информационные технологии; 3) программные средства; 4) информационно-вычислительные системы и сети; 5) информационные услуги.
Субъектами взаимодействия и отношений в области информатизации являются физические и юридические лица, государственные органы, административно-территориальные образования, являющиеся авторами, накопителями, владельцами или потребителями машинообрабатываемой информации, программных средств, информационных систем или услуг. Инфраструктура информации включает в себя: 1) систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий; 2) программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры; 3) информационные средства и базы данных; 4) систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии; 5) экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации. Создание современной инфраструктуры информатизации должно обеспечивать пользователям широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных.
Информационными ресурсами являются формализованные идеи, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. При этом под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, а также их связях и взаимодействии, доступные для практического использования в деятельности людей. Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии. Информационные технологии (ИТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. ИТ в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины 19 века основу ИТ составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация осуществлялась путем направления пакетов. Каждое письмо копировалось вручную. Кроме счетов суммируемых вручную, не было другой информации для принятия решений. В конце 19 века изобрели пишущую машинку, телефон, диктофон, модернизировали систему общественной почты. Повысилась продуктивность работы. 40-60 годы 20 века - появились электрические пишущие машинки, копировальные машинки (типа ксерокса), портативные диктофоны. Электрические технологии улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества и скорости обработки документов. Вторая половина 60-х годов - появились ЭВМ. Это позволяет сместить акцент в ИТ на обработку не формы, а содержания информации. Это начало компьютерных технологий. С появлением ПК повышается однородность технологии обработки информации и децентрализация управления. Появляются системы поддержки принятия решения и экспертные системы, которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления. Важнейший этап - рационализация повседневной деятельности работников управления.
Современное состояние развития информационных технологий в США, странах Западной Европы, Японии можно охарактеризовать следующими тенденциями: 1) наличие большого количества промышленных функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества; 2) создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передача данных общего назначения, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационные вычислительные сети; 3) расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъективных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых БД. Создание локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем на основе мощных персональных компьютеров и локальных сетей; 4) включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.
§2. Особенности информации как товара. Особенности организации информационного бизнеса. Ведущие промышленно развитые страны имеют государственную политику в области развития ИТ и соответствующие программы, которые субсидируются правительством, государственными учреждениями, частными фирмами и ассоциациями. Экономические цели информации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народнохозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных. Информационный бизнес представляется в виде "живой науки", формы и наполнение которой постоянно изменяются, отражая состояние научных и прикладных разработок, требований пользовательской среды и т.д.
"Бизнес" - "предпринимательство". Предпринимательский бизнес включает три компонента: 1. производство продукции; 2. торговая деятельность; 3. коммерческое посредничество.
Бизнес представляет собой не только торговое посредничество, но и производство как основу экономики любого государства (рис.1).
Рис.1 Функциональная модель информационного бизнеса.
Предпринимательство является составной частью бизнеса. Главной функцией бизнеса является деятельность по производству и обменными операциями между предпринимателями и другими элементами хозяйственной среды, которая объединяет: 1) экономическую обстановку и политическую ситуацию; 2) правовую среду (совокупность законодательных актов, регламентирующих деятельность предпринимателей); 3) социально-культурную среду (нравственные и религиозные нормы, уровень образования и т.п.); 4) технологическую среду (уровень научно-технического развития; наличие развитой сети коммуникаций и т.п.); 5) организационно-техническую (банки, финансовые услуги, рекламные агентства, специализированные учебные заведения и т.п.);
Основными функциями информационного бизнеса является управление финансами и ведение учета, подготовка кадров, материально-техническое обеспечение, производство и маркетинг. Появились фирмы занятые в области ИТ и сфере информационного бизнеса, предпринимательской деятельности, связанной с разработкой, совершенствованием и распространением компонентов ИТ. К их числу относят ВТ, средства коммуникации, офисное оборудование, программное обеспечение, а также информационное, техническое и консультационное обслуживание, лизинг, страхование, обучение и др. Новая информационная технология - совокупность внедряемых в системы организации управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющие собой целостные технологические системы и обеспечивающие создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данные, знания) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той информационной среды, где развивается новая информационная технология. Эффективность новой информационной технологии проявляется в ее областях: 1) автоматизация проектирования, оперативного планирования и управления промышленным производством; 2) автоматизация организационного управления.
Новые информационные технологии базируются на компьютерных сетях, распределенной архитектуре и структурах типа "клиент-сервер". Данные технологии требуют новых рабочих мест, большей безопасности, высокого качества жизни; они могут быть использованы в развитии новых видов деятельности, разработке информационных сетей и мониторинговых систем, улучшения деятельности административных и общественных служб, повышения уровня информационной безопасности, упрощении многих аспектов повседневной жизни людей. Огромные изменения отмечаются в отношении организации рабочих мест, образовании и медицине. Использование информационных сетей и компьютеров в домашних условиях значительно облегчает доступ к необходимым данным, ускоряет их разработку. Определение ИТ расширяется за счет включения сферы развлечений. ИТ представляет собой сплав многочисленных векторов экономики, таких, как организация развлечений, издательское дело, производство компьютерного оборудования и вычислительной техники, системы телесвязи и бытовой техники. ИТ товар не совсем обычный. На рынке они выступают как продукт потребления и как средство производства, поскольку от них зависит информационное обеспечение рынка и, следовательно, его нормальное функционирование. Можно выделить следующие базовые технологии: - технология микроэлектронных компонентов; - технология технического обеспечения; - технология программного обеспечения; - технология коммуникаций. Эти технологии взаимодействуют и объединяются в рамках конкретных вариантов архитектуры вычислительных систем и сетей (рис.2)
Рис.2 Взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий с рынком
Основные тенденции для индустрии информационных технологий (ИТ): 1. Развитие беспроводных компьютерных технологий. 2. Улучшение товарных средств программных продуктов, предназначенных для ПЭВМ. 3. Экспертизы технического и программного обеспечения, интеграция стандартов разработки и их экспертиза для новых рынков, развитие новых компьютерных программ и языковых средств для создания новых рынков, для создания коммуникационно-ориентированных приложений.
Основные тенденции для коммуникационных технологий: 1. дальнейшее развитие инфраструктуры; 2. увеличение сжатия цифровой информации при ее транспортировке; 3. финансовая стабильность для привлечения инвестиций; 4. ознакомление пользователей с преимуществами сотовой технологии; 5. продолжающееся снижение цен и рост конкуренции; 6. утверждение международных стандартов. Основные тенденции для индустрии средств массовой информации и развлечений: 1. эксперимент с окружающими технологиями; 2. рост информационных активов; 3. экспертиза информационных продуктов и их распространение в окружающей среде
Основные тенденции для индустрии бытовой техники: 1. повышение рыночных возможностей; 2. снижение стоимости производства; 3. осведомленность пользователей о достоинствах и качестве продуктов
§3. Учреждения как центры обработки информации
Наиболее простые задачи: 1) учет и контроль; 2) оформление документов; 3) тиражирование и рассылка.
Эти задачи легко стандартизируются и программируются. Другой класс задач - слабоструктурированные задачи, содержащие неизвестные или неизмеряемые компоненты. Еще более сложные задачи базируются на неструктурированной информации. Это задачи: - прогнозирования; - перспективного планирования и т.п.
Группы потребителей информации: 1. Руководители учреждений 2. Специалисты - решают задачи второго класса и формируют интеллектуальный базис учреждения 3. Технические работники или специалисты.
§4. Автоматизированные информационные системы и их классификация Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного результата. Для системы характерны следующие основные свойства: 1. сложность; 2. делимость; 3. целостность; 4. многообразие элементов и различие их природы; 5. структурированность.
Систему, реализующую функцию управления, называют системой управления. Важнейшие функции этой системы: 1. прогнозирование; 2. планирование; 3. учет; 4. анализ; 5. контроль; 6. регулирование.
Экономическая информационная система - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом предприятии, реализует цели и задачи, стоящие перед ним. Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений. АИС разнообразны и классифицируются по раду признаков (рис.3)
Рис. 3 Классификация АИС
Ø АИС управления технологическими процессам - это система "человек - машина". Такая система обеспечивает управление станками или автоматическими линиями. Ø АИС управления организационно-технологическими процессами - многоуровневая система - сочетает в себе управление технологическими процессами и управление предприятием. Ø Для организационного управления объектами служат банковские АИС, финансовые, страховые, системы управления фондового рынка, налоговые, таможенные службы, статистические, бухгалтерские и т.д. Ø АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность расчетов. Ø Обучающие АИС служат для подготовки и переподготовки специалистов в системе образования и в системе переподготовки кадров. Ø Отраслевые АИС функционируют в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте для решения задач конкретного ведомства. Ø Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными регионами - для решения задач в регионе. Ø Межотраслевые - являются специализированными системами функционирования органов управления национальной экономикой.
Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов, являются: 1. Активное участие человека в системе автоматизации, обработке информации и принятия управленческих решений. 2. Интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса. 3. Наличие научно-обоснованной программно-технической технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте. 4. Создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей. 5. Формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическо модельное системное и программное обеспечение. 6. Постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |