Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный бизнес

 

Главной целью информатизации является повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения. Исходя из необходимости удовлетворения потребностей граждан и организаций в своевременной и достоверной информации следует учитывать спрос на информационные технологии с требуемыми потребительскими свойствами для повышения результативности труда в сфере научных исследований, проектирования и производства продукции и услуг.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

1) создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;

2) разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;

3) производство самой информации, информационных продуктов и услуг.

 

Объектами процессов информатизации являются:

1) машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;

2) информационные технологии;

3) программные средства;

4) информационно-вычислительные системы и сети;

5) информационные услуги.

 

Субъектами взаимодействия и отношений в области информатизации являются физические и юридические лица, государственные органы, административно-территориальные образования, являющиеся авторами, накопителями, владельцами или потребителями машинообрабатываемой информации, программных средств, информационных систем или услуг.

Инфраструктура информации включает в себя:

1) систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;

2) программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;

3) информационные средства и базы данных;

4) систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;

5) экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

Создание современной инфраструктуры информатизации должно обеспечивать пользователям широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных.

 

Информационными ресурсами являются формализованные идеи, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. При этом под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, а также их связях и взаимодействии, доступные для практического использования в деятельности людей.

Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии.

Информационные технологии (ИТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

ИТ в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины 19 века основу ИТ составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация осуществлялась путем направления пакетов. Каждое письмо копировалось вручную. Кроме счетов суммируемых вручную, не было другой информации для принятия решений.

В конце 19 века изобрели пишущую машинку, телефон, диктофон, модернизировали систему общественной почты. Повысилась продуктивность работы.

40-60 годы 20 века - появились электрические пишущие машинки, копировальные машинки (типа ксерокса), портативные диктофоны. Электрические технологии улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества и скорости обработки документов.

Вторая половина 60-х годов - появились ЭВМ. Это позволяет сместить акцент в ИТ на обработку не формы, а содержания информации. Это начало компьютерных технологий.

С появлением ПК повышается однородность технологии обработки информации и децентрализация управления. Появляются системы поддержки принятия решения и экспертные системы, которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления. Важнейший этап - рационализация повседневной деятельности работников управления.

 

Современное состояние развития информационных технологий в США, странах Западной Европы, Японии можно охарактеризовать следующими тенденциями:

1) наличие большого количества промышленных функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

2) создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передача данных общего назначения, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационные вычислительные сети;

3) расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъективных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых БД. Создание локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем на основе мощных персональных компьютеров и локальных сетей;

4) включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.

 

§2. Особенности информации как товара. Особенности организации информационного бизнеса.

Ведущие промышленно развитые страны имеют государственную политику в области развития ИТ и соответствующие программы, которые субсидируются правительством, государственными учреждениями, частными фирмами и ассоциациями.

Экономические цели информации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народнохозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных.

Информационный бизнес представляется в виде "живой науки", формы и наполнение которой постоянно изменяются, отражая состояние научных и прикладных разработок, требований пользовательской среды и т.д.

 

"Бизнес" - "предпринимательство".

Предпринимательский бизнес включает три компонента:

1. производство продукции;

2. торговая деятельность;

3. коммерческое посредничество.

 

Бизнес представляет собой не только торговое посредничество, но и производство как основу экономики любого государства (рис.1).

 

Рис.1 Функциональная модель информационного бизнеса.

 
 

 


Предпринимательство является составной частью бизнеса. Главной функцией бизнеса является деятельность по производству и обменными операциями между предпринимателями и другими элементами хозяйственной среды, которая объединяет:

1) экономическую обстановку и политическую ситуацию;

2) правовую среду (совокупность законодательных актов, регламентирующих деятельность предпринимателей);

3) социально-культурную среду (нравственные и религиозные нормы, уровень образования и т.п.);

4) технологическую среду (уровень научно-технического развития; наличие развитой сети коммуникаций и т.п.);

5) организационно-техническую (банки, финансовые услуги, рекламные агентства, специализированные учебные заведения и т.п.);

 

Основными функциями информационного бизнеса является управление финансами и ведение учета, подготовка кадров, материально-техническое обеспечение, производство и маркетинг.

Появились фирмы занятые в области ИТ и сфере информационного бизнеса, предпринимательской деятельности, связанной с разработкой, совершенствованием и распространением компонентов ИТ. К их числу относят ВТ, средства коммуникации, офисное оборудование, программное обеспечение, а также информационное, техническое и консультационное обслуживание, лизинг, страхование, обучение и др.

Новая информационная технология - совокупность внедряемых в системы организации управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющие собой целостные технологические системы и обеспечивающие создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данные, знания) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той информационной среды, где развивается новая информационная технология.

Эффективность новой информационной технологии проявляется в ее областях:

1) автоматизация проектирования, оперативного планирования и управления промышленным производством;

2) автоматизация организационного управления.

 

Новые информационные технологии базируются на компьютерных сетях, распределенной архитектуре и структурах типа "клиент-сервер". Данные технологии требуют новых рабочих мест, большей безопасности, высокого качества жизни; они могут быть использованы в развитии новых видов деятельности, разработке информационных сетей и мониторинговых систем, улучшения деятельности административных и общественных служб, повышения уровня информационной безопасности, упрощении многих аспектов повседневной жизни людей. Огромные изменения отмечаются в отношении организации рабочих мест, образовании и медицине. Использование информационных сетей и компьютеров в домашних условиях значительно облегчает доступ к необходимым данным, ускоряет их разработку.

Определение ИТ расширяется за счет включения сферы развлечений. ИТ представляет собой сплав многочисленных векторов экономики, таких, как организация развлечений, издательское дело, производство компьютерного оборудования и вычислительной техники, системы телесвязи и бытовой техники.

ИТ товар не совсем обычный. На рынке они выступают как продукт потребления и как средство производства, поскольку от них зависит информационное обеспечение рынка и, следовательно, его нормальное функционирование.

Можно выделить следующие базовые технологии:

- технология микроэлектронных компонентов;

- технология технического обеспечения;

- технология программного обеспечения;

- технология коммуникаций.

Эти технологии взаимодействуют и объединяются в рамках конкретных вариантов архитектуры вычислительных систем и сетей (рис.2)

 


Рис.2 Взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий с рынком

 

Основные тенденции для индустрии информационных технологий (ИТ):

1. Развитие беспроводных компьютерных технологий.

2. Улучшение товарных средств программных продуктов, предназначенных для ПЭВМ.

3. Экспертизы технического и программного обеспечения, интеграция стандартов разработки и их экспертиза для новых рынков, развитие новых компьютерных программ и языковых средств для создания новых рынков, для создания коммуникационно-ориентированных приложений.

 

Основные тенденции для коммуникационных технологий:

1. дальнейшее развитие инфраструктуры;

2. увеличение сжатия цифровой информации при ее транспортировке;

3. финансовая стабильность для привлечения инвестиций;

4. ознакомление пользователей с преимуществами сотовой технологии;

5. продолжающееся снижение цен и рост конкуренции;

6. утверждение международных стандартов.

Основные тенденции для индустрии средств массовой информации и развлечений:

1. эксперимент с окружающими технологиями;

2. рост информационных активов;

3. экспертиза информационных продуктов и их распространение в окружающей среде

 

Основные тенденции для индустрии бытовой техники:

1. повышение рыночных возможностей;

2. снижение стоимости производства;

3. осведомленность пользователей о достоинствах и качестве продуктов

 

§3. Учреждения как центры обработки информации

 

Наиболее простые задачи:

1) учет и контроль;

2) оформление документов;

3) тиражирование и рассылка.

 

Эти задачи легко стандартизируются и программируются. Другой класс задач - слабоструктурированные задачи, содержащие неизвестные или неизмеряемые компоненты.

Еще более сложные задачи базируются на неструктурированной информации. Это задачи:

- прогнозирования;

- перспективного планирования и т.п.

 

Группы потребителей информации:

1. Руководители учреждений

2. Специалисты - решают задачи второго класса и формируют интеллектуальный базис учреждения

3. Технические работники или специалисты.

 

§4. Автоматизированные информационные системы и их классификация

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного результата.

Для системы характерны следующие основные свойства:

1. сложность;

2. делимость;

3. целостность;

4. многообразие элементов и различие их природы;

5. структурированность.

 

Систему, реализующую функцию управления, называют системой управления.

Важнейшие функции этой системы:

1. прогнозирование;

2. планирование;

3. учет;

4. анализ;

5. контроль;

6. регулирование.

 

Экономическая информационная система - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом предприятии, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.

АИС разнообразны и классифицируются по раду признаков (рис.3)

 

 


Рис. 3 Классификация АИС

 

Ø АИС управления технологическими процессам - это система "человек - машина". Такая система обеспечивает управление станками или автоматическими линиями.

Ø АИС управления организационно-технологическими процессами - многоуровневая система - сочетает в себе управление технологическими процессами и управление предприятием.

Ø Для организационного управления объектами служат банковские АИС, финансовые, страховые, системы управления фондового рынка, налоговые, таможенные службы, статистические, бухгалтерские и т.д.

Ø АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность расчетов.

Ø Обучающие АИС служат для подготовки и переподготовки специалистов в системе образования и в системе переподготовки кадров.

Ø Отраслевые АИС функционируют в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте для решения задач конкретного ведомства.

Ø Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными регионами - для решения задач в регионе.

Ø Межотраслевые - являются специализированными системами функционирования органов управления национальной экономикой.

 

Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС и процессов, являются:

1. Активное участие человека в системе автоматизации, обработке информации и принятия управленческих решений.

2. Интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса.

3. Наличие научно-обоснованной программно-технической технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте.

4. Создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей.

5. Формирование условий организационно-функционального взаимодействия и его математическо модельное системное и программное обеспечение.

6. Постановка и решение конкретных практических задач в области управления с учетом заданных критериев эффективности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения | Тенденции изменения способов доступа пользователей к информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.