Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Бухгалтерская отчетность




Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона «О бухгалтерском учете»). Значение завершающего этапа учетного процесса -составление бухгалтерской отчетности - трудно переоценить.

Единая система показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, выполняет важную функциональную роль. Она содержит информацию, необходимую пользователям для принятия ими управленческих решений. Кроме того, бухгалтерская отчетность, характеризуя итоги деятельности организаций, обеспечивает возможность статистической сводки показателей по регионам, отраслям, народному хозяйству в целом.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных и бюджетных организаций) установлены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 4 ПБУ 4/99).

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их составления и представления утверждаются Минфином РФ (Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н).

Исходя из содержания ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» сформулируем основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:

1. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

2. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

3. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима. При составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним организация должна придерживаться содержания и формы, которые приняты ею, последовательно от одного отчетного периода к другому (под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность).

4. Бухгалтерская отчетность должна быть правильно оформлена. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным признакам.

1. В зависимости от периода составления и представления отчетность подразделяется на
годовую и промежуточную.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

2. В зависимости от объема информации, содержащейся в отчетности, она подразделяется на
индивидуальную, т.е. отчетность отдельных организаций, и сводную. Различают два типа сводной
отчетности - в зависимости от объекта и способа их составления.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета (пп. 91 и 92) «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственно бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчета таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, установленном МФ РФ.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ состав­ляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельную сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли)».

Таким образом, во-первых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской компанией и ее дочерними и зависимыми обществами.

Во-вторых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли.

3. В зависимости от объема и характера содержащихся сведений отчетность подразделяется
на внутреннюю и внешнюю. При этом внутренняя отчетность содержит информацию о работе
какого-либо подразделения организации или о каком-либо объекте управления. Она составляется для
осуществления контроля и принятия оперативных управленческих решений. Внешняя отчетность
характеризует деятельность организации в целом и служит источником информации для внешних
пользователей, заинтересованных в сведениях об имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Внешняя бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности заинтересован­ным пользователям в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Информация, содержащаяся в балансе, позволяет:

- определить изменения валюты баланса;

- установить изменения динамики и состава показателей, характеризующих имущество (актив баланса) и источники его формирования (пассив баланса);

- оценить платежеспособность организации и в значительной степени ее финансовую устойчивость. Нормативными документами по бухгалтерскому учету установлены следующие основные правила составления бухгалтерского баланса и отчетности в целом:

• бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин;

• в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные;

• в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

• статьи бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный год, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств.

Строение бухгалтерского баланса предусматривает отражение в активе имущества орга­низации, а в пассиве - источников его образования. В свою очередь, при формировании структуры баланса статьи актива располагаются в порядке возрастающей ликвидности, а статьи пассива - в порядке возрастающей степени востребования капитала и срочности возврата обязательств.

К форме № 1 «Бухгалтерский баланс» приводится справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, которая заполняется на основании указаний, приведенных в Инструкции по применению Плана счетов, с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых организацией.

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено 11 забалансовых счетов, каждый из которых имеет свою область применения, особенности ведения учета и отражения в отчетности.

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе, без применения метода двойной записи, т.е. бухгалтерская проводка содержит не дебет и кредит корреспондирующих счетов, а только дебет или кредит забалансового счета. Сводные учетные регистры также упрощены и, чаще всего, представляют собой накопительные ведомости с графой «Приход», отражающей поступление (принятие) на учет забалансовых средств и источников, и графой «Расход», в которую заносятся данные о их выбытии (списании).

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

Информация, содержащаяся в отчете о прибылях и убытках, позволяет:

1) изучить состав и структуру прибыли;

2) определить изменение показателей прибыли в динамике;

3) выявить и оценить влияние факторов, формирующих финансовые результаты.

Отсюда и требования к строению отчета о прибылях и убытках. При формировании структуры отчета о прибылях и убытках доходы и расходы располагаются в зависимости от их вида и влияния на конечный финансовый результат в следующей последовательности:

1) обычные доходы и расходы, т.е. связанные с осуществлением основной деятельности;

2) прочие доходы и расходы;

Такая структура отчета о прибылях и убытках позволяет определить промежуточные резуль­таты деятельности, которые, в свою очередь, раскрывают содержание конечного финансового резуль­тата. При этом все данные в отчете приводятся нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации (в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций»), и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации. Необходимость такой информации заключается в том, что она отражает денежные потоки и это позволяет систематически анализировать возможность погашения кредиторской задолженности, а также минимизировать денежную наличность организации.

Информация о движении денежных средств представляется в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.